Средства и формы, используемые стратегией, на самом деле настолько просты, насколько хорошо известны благодаря постоянным повторениям…[1]
К. фон Клаузевиц
Новая парадигма Стратегии национальной безопасности должна не только отталкиваться от современных, самых последних и хорошо известных[2], реалий развития МО-ВПО[3] и задач национального развития, но и по-новому рассматривать опять же, как правило, хорошо известные цели, средства, способы и ресурсы национальной стратегии, но и, главное, выражать наиболее перспективную систему субъективного восприятия (идеологию) правящей элиты страны, её систему ценностей и механизмы управления обществом и государством[4]. В 2022 году можно констатировать, что контуры такой парадигмы только начали формироваться из основных идей патриотизма, уникальности российской цивилизации, неизбежной ограниченной автаркии, социальной справедливости и «Русского мира» десятки миллионов соотечественников, выброшенных в своё время политиками.
Споры внутри российского общества, обострившиеся с началом специальной военной операции относительно базовых принципов развития, дали мощный толчок дискуссиям, которые неизбежно приведут к осознанию в своем большинстве не только политических реалий, но и уникальности российской цивилизации и способов её развития. В особенности резко это произойдет, если политика санкций и силового принуждения России приведет к неожиданному для многих ускорению социально-экономического и культурно-научного развития. Уже к лету 2022 года стало ясно, что ни обвала рубля, ни катастрофы с ВВП, ни банкротством России не будет. Тем более, не будет военного поражения на Украине от Запада.
Но должно произойти фундаментальное изменение в важнейших областях политико-идеологического восприятия России и её будущего, что неизбежно должно отразиться на парадигме национальной стратегии. По аналогии со «сталинской» парадигмой, должны быть пересмотрены все фундаментальные основы. Эти основы в политике, финансовой и когнитивной областях требуют радикального пересмотра, т.е. смены всей либерально-компрадорской парадигмы, сформировавшейся в 1990–2000-е годы. Прежде всего, из-за смены парадигмы мирового развития, которая поставила Россию перед экзистенциальным выбором – быть или не быть,[5] и осознания реальных потребностей и огромных возможностей России.
После февраля 2022 года правящая элита России должна как можно быстрее окончательно избавиться от опасных заблуждений и иллюзий горбачёвско-ельцинской эпохи, которые ещё сохранились до настоящего времени во многих важнейших областях жизни страны – от политики Центробанка и Минфина до политики Минобрнауки и Минпросвещения.
Так, например, с точки зрения главной политической цели – опережающего развития экономики и общества – новая парадигма предполагает безусловный приоритет развития творческого потенциала каждой личности, превращение его в главный ресурс нации[6]. Первые шаги, в том числе и нормативные, были сделаны в 2021 году в новой редакции СНБ и последующих шагах правительства. Но эти отдельные шаги (иногда оформляемые в субъективные инициативы и концепции) пока что не превратились в национальную стратегию развития и обеспечения безопасности.
Прежде всего, потому, что:
Во-первых, они не опираются на устойчивую систему взглядов, идеологию, которая стала бы нормой – нравственной, правовой и политической – для всего общества и правящей элиты.
Во-вторых, эта концепция не обеспечена механизмом реализации, т.е. пока что носит пожелательней, но не обязательный характер для институтов развития государства и общества. Пока эти два условия не будут выполнены, нельзя говорить о том, что Россия перешла к новой парадигме в своем развитии, а, тем более, сформулировала новую национальную стратегию и механизм её реализации.
В-третьих, этот процесс будет встречать самое сильное сопротивление из-за рубежа. И не только с помощью политики силового принуждения, но и посредством организации сопротивления внутри нашей страны и в общественно-политическом окружении её союзников. Естественно, что чем эффективнее будут внешнеполитические результаты России, тем слабее силовое давление извне и быстрее переход к новой парадигме стратегии развития. Простой пример: решение России об оплате её поставок за газ в рублях привело к сильнейшему эффекту по укереплению рубля, но и, кроме того, вынудило западные страны пойти на это условие, продемонстрировав свою политическую уязвимость.
_______________________________________
[1] Клаузевиц К. фон. Принципы ведения войны. М.: Центрполиграф, 2020, с. 41.
[2] Парадоксально, но факт: все известные ранее, настойчиво продвигавшиеся и игнорировавшиеся реалии (как, например, реалии Болонскуого процесса) «вдруг» стали восприниматься правящей элитой с началом силового противоборства с Западом в открытой форме..
[3] Военно-технические и военно-экономические аспекты итогов и уроков Второй мировой войны / кол. авт. под ред. проф. Викулова С.Ф. М.: АПВЭ и Ф, «Канцлер», 2020, сс. 145–147.
[4] См. последние работы: Подберёзкин А.И. Оценка и прогноз военно-политической обстановки. М.: Юстицинформ, 2021. 1080 с.; Байгузин Р.Н., Подберёзкин А.И. Политика и стратегия. М.: Юстицинформ, 2021. 768 с.
[5] Глазьев С. «Такие события, как сейчас, происходят раз в столетие: С. Глазьев о сломе эпох и смене укладов. Глазьев. Ру, 28.03.2022 / https://glazev.ru/articles/165-interv-ju/100553-takie-sobytija-kak-seychas-proiskhodjat-raz-v-stoletie-sergey-glaz-ev-o-slome-jepokh-i-smene-ukladov
[6] См., например: Подберёзкин А.И. Оценка и прогноз развития сценария военно-политической обстановки и его конкретных вариантов в третьем десятилетии нового века, сс. 22–36 // Сборник материалов круглого стола. Кафедра военной стратегии Военной академии Генерального штаба ВС РФ Угрозы национальной безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: направления и пути их нейтрализации. ВАГШ ВС РФ, 2022. 152 с.