Новая стратегия национальной безопасности отчетливо показывает эволюцию политической мысли России. Во-первых, она стала более нормативной, обязательной, даже директивной. Во всяком случае на словах. В ней уже говорится об обязательности стратегии для других нормативных документах и о многом другом. К сожалению в ней остались и очевидные несуразицы. Например, возможность пересмотра на протяжении 6 лет: очевидно, что стратегическая обстановка и даже международная обстановка меняются гораздо быстрее.
На мой взгляд, новая редакция стратегии отчетливо делится на две части. Первая часть примерно до 14-15 страницы – очень адекватна, практически на 100% отражает реалии, оценку и прогноз современной международной военно-политической обстановки. Вторая часть – более конкретная – требует доработки. Прежде всего, с точки зрения приоритетности средств решения поставленных задач. Так, например, говорится хорошо и достаточно полно о роли человеческого капитала и институтов развития, но по приоритетности это ставится на третье-четвертое место, хотя должно быть, на мой взгляд, очевидно впереди развития силовых институтов государства. Собственно они и есть силовые институты государства в новую эпоху. Не вполне уверен в том, что правильно оценена приоритетность науки, культуры и образования: с одной стороны, уже хорошо, что об этом говорится, но, с другой стороны, не вполне адекватно – то есть по достоинству оценивается значение этих факторов.
В целом стратегия, безусловно, отражает развитие политической мысли в России. Она, конечно, выгодно отличается от первого, второго, третьего вариантов, но к сожалению она еще не может стать национальной доктриной и основой для стратегического планирования, на что она претендует.