Ильдар БЕРХЕЕВ, председатель палаты при Госсовете РТВ приснопамятные советские времена существовал лозунг "Молодежь - наше будущее". Он был наполнен и богатым содержанием: у молодежи имелись свои общественные и политические организации, в рядах которых росла смена партийно-хозяйственной элите. Подрастающее поколение получало бесплатное образование в школах, профтехучилищах, техникумах, вузах, которые готовили стране кадры для работы на предприятиях промышленности, в сельском хозяйстве, науке.
Когда в бурные перестроечные годы доморощенные демократы
с помощью иностранных консультантов стали лихорадочно насаждать рыночные отношения во все сферы нашей жизни и настойчиво сеять семена демократии, про подрастающее поколение, молодежь, не просто забыли, ее отодвинули на задворки, чтобы не путалась под ногами. В конце 90-х годов ликвидировали Госкомитет по делам детей и молодежи и, как следствие, молодежная политика в стране почила в бозе.
Спустя два десятилетия результат такой недальновидной политики принес свои черные плоды. Сегодня молодые люди не хотят идти работать на какое-либо производство, в село. Юноши стараются "откосить" от службы в армии любыми путями. Кто будет возрождать отечественную промышленность, сельское хозяйство? Гастарбайтеры?
К счастью, Татарстану повезло - во главе республики оказался мудрый человек. И когда в стране после ликвидации Госкомитета по делам детей и молодежи сворачивалась всякая молодежная политика, в нашей республике в 1994 году такой орган, наоборот, был создан. Каких усилий это стоило руководителю республики, знает, наверное, только он один. Мало того, несколько лет назад статус этого ведомства был повышен до министерства. У молодежи Татарстана есть свой государственный орган, который решает проблемы молодого поколения республики.
"Зеленый свет" дал молодежи и законодательный орган - Государственный Совет Республики Татарстан. В 1993 году мы практически первыми в России приняли закон о молодежи. В 1999 году приняли инновационный закон "Об улучшении жилищных условий молодых семей". Три с лишним года назад была создана Общественная молодежная палата при Государственном Совете РТ. Она создана для изучения проблем молодежи в республике, своевременного реагирования на них органов государственной власти и органов местного самоуправления, содействия деятельности Госсовета РТ в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, подготовки рекомендаций по решению проблем молодежи. Молодежная палата - совещательный и консультативный орган, который работает на общественных началах.
Минувшие три года со дня первого заседания молодежной палаты доказали необходимость ее существования и показали эффективность работы.
О сегодняшних буднях Общественной молодежной палаты при Госсовете РТ рассказывает ее председатель Ильдар БЕРХЕЕВ:
- Одно из недавних заседаний нашей палаты прошло в бурных обсуждениях. Такую реакцию вызвали два острых вопроса, стоявших в повестке дня.
Первый - о молодежных жилищных программах, которые реализуются в Татарстане. Были рассмотрены все возможности для улучшения молодым жилищных условий. На сегодня в республике работают четыре основные программы.
Первая - Закон РТ "Об улучшении жилищных условий молодых семей".
Вторая - подпрограмма "Жилье молодым" в рамках нацпроекта "Доступное жилье".
Третья - строительство жилья молодым специалистам в сельской местности.
Четвертая - социальная ипотека, которая действует в нашей республике, и по которой молодые люди могут приобрести себе жилье.
В повестку дня эта проблема была заявлена в связи с тем, что Министерство финансов РТ предлагает упразднить программу улучшения жилищных условий молодым семьям, по которой молодая семья получает беспроцентный кредит на 15 лет в размере 300 тысяч рублей. Данной программой, а в очереди в ней стоят сегодня около 26 тысяч человек, за все время ее действия смогли воспользоваться только 3 тысячи молодых людей. Это связано с недофинансированием программы, хотя, как мы видим, она пользуется большим спросом во многих городах и районах республики. В первую очередь в сельских районах. Из городов можно привести в пример Набережные Челны, где, к слову сказать, уже несколько лет успешно реализуют эту программу.
Понятно, что для Казани сумма в 300 тысяч рублей не решает проблемы. Но если человек хочет построить дом на селе, то он на эти деньги может купить материалы, и собственными силами возвести жилье. Это очень удобно, с учетом того, что никаких процентов по такому кредиту не берется.
Помимо этого происходит рефинансирование программы. Люди возвращают кредит, и эти деньги выдаются вновь вступающим в программу.
Несмотря на востребованность этого направления в решении жилищных проблем молодежи, министерство финансов республики считает, что поскольку сейчас есть федеральная программа, то надо в ее рамках и работать. На мой взгляд, это не совсем правильно. Программ должно быть много, тем более, что они практически не перекрываются.
По этой острой проблеме разгорелись очень жаркие споры. Мы не в первый раз возвращаемся к этому вопросу, но пока никак не можем добиться существенных подвижек.
Конечно, есть кое-какие огрехи в реализации программы, и связаны они с недобросовестными застройщиками. Скандалы по нескольким объектам - ложка дегтя в бочке меда. За несколько лет успешной реализации существенных проблем не было. И возникли они не только по нашей программе. Мы все свидетели невыполнения рядом застройщиков своих обязательств перед дольщиками, и молодежная программа, к сожалению, тоже не избежала этого.
Вторым вопросом рассматривался проект федерального закона о молодежи. Надо заметить, что наша республика в этом плане новатор. Мы одними из первых в стране, если не самые первые, в 1993 году приняли такой закон. Это был очень хороший, конкретный закон. Но во время приведения региональных законов в соответствие с федеральными, наш закон был опротестован прокуратурой, как несоответствующий федеральному законодательству. До сих пор единственный федеральный закон, регламентирующий молодежную политику, - постановление Верховного Совета, принятое в начале 90-х годов.
Пришлось приводить наш закон в соответствие. Мы проанализировали около 40 аналогичных законов из разных регионов и отобрали лучшее. Но поскольку федеральный закон не давал нам больших возможностей развернуться, наш закон оказался выхолощенным, отчасти декларативным. Однако республика определила понятия "молодежь", "молодая семья" и многие другие. Это базовые понятия для реализации молодежной политики.
Сейчас мы наконец-то дошли до того, что появился проект федерального закона о молодежи. Госдума планировала его принять, и депутаты обещали, что примут этот закон нынешним четвертым составом Госдумы. Но законопроект застрял на уровне правительства. Причем практически все министерства, где закон проходил экспертизу, дали положительное заключение. Застрял проект закона о молодежи, как ни странно, во вновь созданном Госкомитете РФ по делам детей и молодежи. Видимо, есть на этот счет какое-то собственное мнение у господина Якименко, который возглавил ведомство.
Отсутствие этого закона мешает реализовывать федеральную молодежную политику, как ее реализовывать, если нет базовых законодательно обусловленных понятий? И плюс ко всему, отсутствие этой терминологии - "молодежная политика", "молодежь", "органы, уполномоченные реализовывать молодежную политику", тормозит дальнейшую законотворческую деятельность в смежных областях. То есть там, где мы можем также учитывать интересы молодежи.
Свои замечания, предложения по проекту федерального закона о молодежи мы отправили в Комитет по социальной политике Госсовета РТ, в Госкомитет по делам детей и молодежи РФ.
Также ранее мы рассматривали программу повышения квалификации научных кадров, действующую первый год в республике. По этой программе нашу талантливую молодежь отправляют на стажировку за границу, в лучшие вузы России. В ходе ее реализации возникали отдельные проблемы, которые требовали своего решения. Понятно, что в первый год работы программа еще "шлифуется", поэтому от ребят и поступали жалобы. В заседании принимали участие представители Министерства образования и науки РТ. На отдельные вопросы мы получили ответы, какие-то представителем министерства были приняты к сведению.
Вот некоторые примеры вопросов, рассматриваемых Общественной молодежной палатой РТ. И по каждому принимаются обращения к органам государственной власти, уполномоченным эти вопросы решать. Статус Общественной молодежной палаты позволяет обратиться и к Президенту РТ, Председателю Госсовета, премьер-министру, и ни одно наше обращение не остается без внимания.
Поэтому с полным основанием можно сказать, что палата является молодежной трибуной на высшем уровне, с ранних лет позволяющая получать навыки парламентской деятельности.
Владимир КУЗЬМИЧЕВ
www.elitat.ru
21.08.2008