Эксклюзив
24 сентября 2013
7223

Новое слово в российской геополитике

Читая многих российских геополитиков, нельзя не прийти к мнению, что их работа исключительно бесплодна. Нет, их книги написаны хорошо, оснащены обширной библиографией, в них разбирается история геополитических учений, различные западные концепции, начиная с Хэлфорда Маккиндера и заканчивая современными геополитиками. Бесплодность их трудов состоит в том, что им нечего предложить российской власти и обществу. Они не могут, даже основываясь на всем арсенале геополитической науки, выработать каких-то ясных рекомендаций или даже предложить какой-то политический проект, достаточно масштабный, чтобы повлиять на геополитические расклады.
Некоторые геополитики, как Александр Дугин, вырабатывают очень размашистые теоретические концепции, обоснованные и ссылками на труды предшественников, и мистическими вдохновениями. Но и у них есть огромный недостаток - совершенная несвязанность с экономической и военно-политической реальностью. Вот, евразийство Дугина - как его реализовать на практике, с чего начать, что делать в первую очередь? Во всех его пухлых книгах не найти ясных ответов на эти немаловажные вопросы.
А вот коллективу Международного Движения развития и Института демографии, миграции и регионального развития, под руководством Ю.В. Крупнова, в своем недавнем докладе "Сибирь - новая Центральная Россия или Как Юг Западной Сибири станет экономическим центром Планеты", опубликованный в августе 2013 года, удалось успешно разрешить это противоречие и выработать концепцию геополитического развития России, которая при этом имеет привязку к экономической реальности.
Базовая идея этого доклада проста. На территории России есть место, которое по своим условиям может стать новым планетарным центром индустриализации - юг Западной Сибири. Для планетарного центра индустриализации нужны огромные ресурсы, и они в этом регионе есть: каменный уголь Кузнецкого бассейна, бурый уголь Канско-Ачинского бассейна, колоссальные запасы нефти и газа, огромный Западно-Сибирский железорудный бассейн, в котором залегает 118 млрд. тонн железа, а также колоссальный объем торфа (около 25% его мировых запасов) и подземное море горячей воды объемом до 8 млн. кубических километров. Через этот регион протекает одна из крупнейших рек мира - Обь, а к востоку протекает еще одна крупная река - Енисей. Таким образом, регион снабжен ресурсами для экономического развития и индустриализации, причем в невероятных количествах.
Этот регион должен стать центром сразу в нескольких смыслах. Во-первых, новым центром России. Старый центр, в Москве и прилегающих регионах, уже давно исчерпал все возможности своего дальнейшего развития и теперь его существование поддерживается ресурсами, доставляемыми из Западной Сибири. Перенос центра, экономического и политического, приведет политическую конструкцию России в соответствие с объективно сложившейся экономической конструкцией.
Во-вторых, Западная Сибирь должна стать центром еще одного нового региона - Нового Среднего Востока, простирающегося от заполярной тундры до побережья Индийского океана, и включающего в себя огромные пространства Центральной Азии. Из этого центра будут распространяться импульсы индустриализации и экономического развития, которые будут преобразовывать этот, ныне небогатый и нестабильный регион, в территорию мира, процветания и сотрудничества.
В-третьих, Западная Сибирь должна стать мировой экономической столицей всего мира, который весгда перемещается в то место, где возникает мощный сгусток промышленности, транспорта, науки, торговли, общественной деятельности. Перемещение столицы России в этот регион автоматически сделает Россию не просто одной из крупных мировых государств, а главным государством, может быть, даже и сверхдержавой.
Вот такая геополитическая идея, обещающая России новое дыхание, новые горизонты развития и достижения могущества. Если мы сравним ее с другими геополитическими разработками, то мы увидим, что концепция Ю.В. Крупнова побивает их всех, вместе взятых. Побивает масштабом и размахом, побивает продуманностью, побивает также доступностью изложения. Доклад небольшой по объему, а не пухлый фолиант, основные идеи изложены кратко и емко, проиллюстрированы многочисленными картами и схемами, которые, пожалуй, растолковывают геополитическую идею лучше всего.
Другое преимущество доклада "Сибирь - новая Центральная Россия", состоит в том, что при всей его краткости и лаконичности, из него вполне вытекают самые неотложные меры по развитию экономики, которые нужно предпринять, чтобы эта идея реализовалась. Это развитие транспортной системы, в особенности высокоскоростных железных дорог (сейчас текущие планы ОАО "РЖД" по развитию сети ВСМ обрываются на Екатеринбурге, и лишь недавно президент России В.В. Путин заявил, что может быть целесообразно продлить ВСМ до Красноярска), широтного и меридианального направлений. Так, в докладе указывается, что параллельно Транссибу, примерно на расстоянии 1000-1500 км от него к северу должен быть проложен Северный сухопутный путь от Северного Урала до Чукотки с выходом к Беринговому проливу. В Центральной Азии предполагается построить ВСМ от Ханты-Мансийска до Туркменбаши на Каспийском море, и перспективно далее по территории Ирана. Таким образом сложится крестообразная структура транспортных коммуникаций, основное пересечение которых будет как раз на территории Западной Сибири. От этого предложения не так сложно перейти к составлению проекта, к расчетам, выделению финансирования и началу строительных работ.
Это для примера, что доклад вовсе не является какими-то мечтаниями, и что от его кратких положений можно перейти к выработке конкретных инфраструктурных проектов. Никакой другой геополитик, никакая другая геополитическая концепция в России не могла предложить ничего подобного. В докладе, созданном под руководством Ю.В. Крупнова, геополитика была крепко соединена с экономическим развитием.
В докладе не содержится конкретных сроков реализации намеченной программы. Но это вовсе не является недостатком, поскольку особенностью крупных, геополитического характера идей, является то, что они сохраняют свою ценность и актуальность на протяжении многих десятилетий и даже столетий, то есть, образно говоря, "не ржавеют". Скажем, идея Транссиба, высказанная еще в середине XIX века, вовсе не устарела до сего дня, вырабатываются планы модернизации Транссиба, и в докладе есть раздел о создании линейного города "Сибстрим" вдоль Транссиба. Идея Северного сухопутного пути была высказана около ста лет назад и была даже частично реализована в сталинские годы. Эти экономико-геополитические идеи сохранили свою актуальность и включены в доклад. Тут же предлагается новая идея - магистраль через всю Центральную Азию, из Сибири к побережью Индийского океана, основная транспортная ось Нового Среднего Востока. Потому отсутствие точного календарного графика - вовсе не является недостатком, эти концепции так или иначе, рано или поздно, будут реализованы. Но лучше, чтобы побыстрее.
Итак, можно сказать, что доклад "Сибирь - новая Центральная Россия" представляет собой новое слово в российской геополитике, идею о том, что можно вырабатывать экономико-геополитические концепции, сознательно и планомерно создавать и переделывать целые регионы, улучшая жизнь десятков и даже сотен миллионов людей. Это, безусловно, является выдающимся интеллектуальным достижением.

Ксения Гусева
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован