Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
14 июня 2023
518

Новые качественные характеристики, характеризующие состояния ВПО

По настоящему серьезную стратегическую ошибку мы совершили…,
когда по инерции начали подталкивать к вступлению в НАТО Украину и Грузию[1]…

Бывший первый заместитель Госсекретаря США У. Бернс

 

Весной-летом 2022 года стало очевидным, что в формировании МО-ВПО в мире стали играть исключительно важную роль некоторые внешние (прежде всего, силовые не военные) факторы, которым прежде не уделялось приоритетное внимание в стратегическом планировании России. Между тем, именно к 2022 году они сформировали совершенно «новую цивилизационно-идеологическую реальность» в отношениях Запада и России. Так, неожиданно мощно проявилась на Западе следующие тенденции:

– отказа от сколько-нибудь объективного (реалистического) подхода к освещению и оценке происходящих событий в мире, их трактовке исключительно в соответствии с идеологическими установками, разработанными на Западе;

– нарастающем стремлении к откровенной политической и информационной дезинформации не только в СМИ, но и в политико-дипломатической области. Фактически, сформирована информационная политика «искаженной реальности», которая не дает возможности адекватно оценивать действительность – рейтинги, критерии, оценки и прогнозы составляются в зависимости от идеологических и политических установок Запада[2];

– стремительного искусственного формирования идеологии русофобии и нацизма, которые считались прежде маргинальными;

– усиления цивилизационного «западного единства», которое выразилось не только в синхронизации антироссийских акций, но и фактическом отказе ряда стран от части своего суверенитета в пользу США и абстрактных «западных норм»;

– расширения числа участников западной военно-политической коалиции за счет нейтральных государств (не только Швеции и Финляндии, которые до этого втягивались в орбиту НАТО[3]);

– откровенной готовности стран западной военно-политической коалиции к военно-силовому противоборству с Россией и отказу от минимальных форм сотрудничества.

Эти и другие проявления в области цивилизационного и идеологического противоборства Запада с Россией отчетливо и многократно фиксировались политико-дипломатическими средствами на многочисленных встречах и конференциях, итогом которых во многом стали встречи стран «Большой семерки» и стран-членов НАТО в июне 2022 года, оформленные в итоговом документе[4].

Была принята, в частности, Стратегическая концепция НАТО[5], систематизировавшая предложения от разных стран и институтов. Можно сказать, что в цивилизационно-идеологической области было быстро и масштабно создано «поле противоборства» с Россией, игравшее возрастающее значение в общем силовом противоборстве. Примечательно, что в пункте 7, характеризующем состояние МО-ВПО, прямо говорится, что «Евроатлантический регион не находится в состоянии мира»[6].

Вместе с тем, развитие СВО на Украине и эволюция МО-ВПО показали, что в стратегическом планировании России произошла недооценка этих и других силовых не военных факторов. Причин было немало, среди которых, на мой взгляд, важнейшими были инерция мышления и отсутствие самостоятельности в подготовке и принятии решений на высших уровнях, стремлении угодить начальству, отказавшись от инициативы и самостоятельности. Иными словами, главная проблема заключалась в качестве человеческого капитала высшего звена политического, экономического, финансового и военного управления в России накануне СВО.

Это, безусловно, сказалось на способности эффективному управлению, в частности, к стратегическому планированию и стратегическому прогнозу[7]. В этой связи особенно актуальными выглядят предупреждения А.А. Свечина: «Ни в каких других областях самостоятельная научная работа не имеет такой важности, как при подготовке к ответственной политической или стратегической деятельности». И далее: «Искусство вождя … заключается, прежде всего, в том, чтобы создать себе такой идейный пьедестал, с которого открывалась бы широкая точка зрения, видны были бы далекие горизонты»[8].

Очевидно, что правящая элита России мыслила инерционно, традиционно и нередко… примитивно, ограничиваясь, как правило, хорошим (или не очень) исполнением «поручений». Между тем, сегодня требования гибридной войны (ГВ) совершенно иные, а именно нужен поиск оперативных, нетрадиционных, оригинальных, асимметричных и парадоксальных решений. В этой связи характеристику реальных отношений к стратегии войны хорошо дал известный специалист в области стратегии Э. Люттвок: «вся область стратегии пронизана парадоксальной логикой, принципиально отличной от обычной, линейной логики, которой мы руководствуемся во всех остальных областях жизни»[9].

ГВ, начатая Западом задолго до СВО[10], отличается широтой спектра силовых средств и способов, а также геополитическим характером. Украина стала только частью этого сценария, причем не самым главным. Как и санкции Запада, которые стали главными (не военными) инструментами силовой борьбы. Так, в отношении России и Украины не только в 2014 году, но и… в 2022 году, нельзя было сказать, что была война (хотя иногда на Украине такие оценки и прорывались иногда). Определенно было состояние «мира» – дипломатические отношения, торговля и другие атрибуты полностью присутствовали, однако в то же самое время были и провокации, даже акты террора и прочие действия, характерные для состояния «войны»[11]. В 2022 году прямые военные действия против России так и не оценивались как военные.

Таким образом, можно признать, что не было «войны», но не было и «мира», что означало незавершенность, незаконченность, не было определенности отношений, которая вполне устраивала Украину, игнорировавшую процесс переговоров в Минске, но вынужденно принимавшуюся Россией, которая была поставлена в положение «цугцванга»[12], когда каждое действие ухудшало её положение на протяжении 2014–2021 годов. Инициатива 14 декабря 2021 года России стала по сути первой инициативой не только в отношении с Украиной, но и вообще в отношениях с Западом, по отношению к которому существовал до этого преимущественно принцип «ответных» и очень взвешенных действий[13].

Соответственно и характер стратегического планирования был таким же: не только СНБ, но и государственный и даже военный бюджет отличались инерционностью и фактически не соответствовали потребностям ВС и ОПК. Прежде всего, с точки зрения объемов ГОЗ и развития промышленности ОПК. Так, очевидно, что ВС РФ испытывали недостаток в ВВСТ и боеприпасах, а промышленность (не смотря на огромные и героические усилия) оказалась в затруднительном положении, когда объему производства не могли быть выполнены в силу:

– недостатка квалифицированной рабочей силы;

– невозможности получить (даже заказанное и оплаченное) импортное оборудование и комплектующие;

– ограниченности ГОЗ в прошлом. Существовало ошибочное мнение, что выделение средств немедленно приведет к получению результата, хотя такой результат объективно (цикл производства, логистика и пр.) мог быть получен только через какое-то время.

Иными словами, налицо очевидные ошибки в прогнозе и стратегическом планировании.

Иначе говоря, наша «реактивная» стратегия ответных шагов во внешней политике 2014–2021 годов себя оправдывала только в тех случаях, когда мы «вынуждено» переходили к активным мероприятиям, как, например, в случае с Крымом или помощью ЛНР и ДНР. В условиях, когда МО-ВПО характеризуются «формулой Л. Троцкого» – «ни мира, ни войны» – внешняя политика России всегда будет уступать Западу. Прежде всего, потому, что соответствующих силовых средств – экономических, информационных, институциональных и иных – у России будет намного меньше, чем даже соотношение экономических и военных сил.

Но дело, видимо, не только в соотношении сил и готовности России к активным мероприятиям, но и политической воли, понимании правящей элитой неизбежности перехода к военно-силовому противоборству с Западом. До настоящего времени неясно, когда произошел этот психологический перелом в общественном сознании правящей элиты (или её части).

Начало специальной военной операции на Украине сразу же радикально изменило внешнеполитические условия развития России[14], не просто резко ускорив процессы силового противоборства, но и переведя их в качественно новое русло: русофобия и системные попытки изолировать Россию от внешнего мира были направлены на быстрое разрушение страны, смену внутриполитического устройства и правящего режима. В этих условиях приходилось принимать самые срочные и неотложные меры, которые, естественно, не укладывались в предыдущие планы и прогнозы.

Но именно в это время проявились и ошибки, и недочеты в самых разных областях стратегического планирования – от социальной, научно-технической, правоохранительной и финансовой до военно-технической и, особенно, информационной. Можно только признать, что Россия, как государство и общество, оказалась не готово ни к такой антироссийской информационной, ни русофобской кампании, истоки которой в США и Европе, конечно же, существовали до 2022 года.

Напоминание, для тех, кто не в курсе! Украина начала войну до 23 февраля 2022. В качестве доказательства посмотрите отчет миссии ОБСЕ от 19-20 февраля, когда, якобы, по версии Запада на Украине был мир и пели птички.

1). В Донецкой области с вечера 18 по вечер 20 февраля СММ зафиксировала 2 158 нарушений режима прекращения огня, в том числе 1 100 взрывов.

2). В Луганской области с вечера 18 на вечер 20 февраля Миссия зафиксировала 1073 нарушения режима прекращения огня, в том числе 926 взрывов.  2000 взрывов, где 90-95% взрывалось на территории ЛНР и ДНР. ВСУ начали войну! Теперь украинцы кушают то, что приготовила украинская армия.

 

_______________________________________

[1] Бёрнс У. Невидимая сила: Как работает американская дипломатия. М.: Альпина Паблишер, 2021, с. 164.

[2] Это привело, в частности, к отказу России от участия в рейтинговании во многих областях. Например, 1 июля об отказе завил Концерн ВКО «Алмаз-Антей», в официальном заявлении которого говорилось: «В течение последнего десятилетия Концерн стабильно лидирует среди российских предприятий по объемам поставок продукции военного назначения, а в рейтингах мировых производителей ОПК уже традиционно занимает одну из первых двадцати строчек. Однако в связи с ростом санкционного давления на Россию, значительная часть информации в сфере ОПК стала относиться к закрытым данным. Также в Концерне не считают бесспорным уровень достоверности ранжирования компаний в зарубежных рейтингах: организаторы таких мероприятий не имеют возможности верифицировать декларируемые их участниками объемы продаж, что в последние годы привело к появлению в списках лидеров новых компаний – без прозрачной истории, без репутации на международном рынке оружия» // Пресс-служба АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». 1.07.2022.

[3] Подберезкин А. И. «Форсируют процесс расширения»: что стоит за решением НАТО // Россия сегодня, 30 июня 2022 / https://russian.rt.com/world/article/1020136-nato-finlyandiya-shveciya-chlenstvo-politika?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

[4] См.: NATO 2022.Strategic Concept, 30.06.2022 / https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept.pdf

[5] Стратегическая концепция НАТО – зд.: определяет стратегию Североатлантического союза. В нем излагаются «непреходящая цель и характер» НАТО, ее основные задачи в области безопасности, а также вызовы и возможности, с которыми она сталкивается в меняющихся условиях безопасности. В ней (в частности, в принятой в июне 2022 г.) определяются элементы подхода Североатлантического союза к безопасности и содержатся руководящие принципы его политической и военной адаптации.

[6] NATO 2022. Strategic Concept, 30.06.2022 / https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept.pdf, р. 3.

[7] Не случайно, на мой взгляд, В.В. Путин впервые заговорил о стратегическом прогнозе именно в июне 2022 года. См.: «Путин пообещал проанализировать ситуацию в мире» // РБК, 30.06.2022 / https://www.rbc.ru/politics/30/06/2022/62bde16e9a79472b321000ca

[8] Свечин А. Методы стратегического мышления / В кн.: Стратегия в трудах военных классиков. М.: Финансовый контроль,2003, с. 22.

[9] Люттвок Э. Стратегия: логика войны и мира. М.: АСТ, 2021, с. 19.

[10] Примечательно, что серия таких признаний со стороны руководства США и НАТО последовала в мае-июне 2022 года.

[11] Подберёзкин А.И. Оценка и прогноз развития сценария военно-политической обстановки и его конкретных вариантов в третьем десятилетии нового века, cc. 22–36 / Сборник материалов круглого стола. Кафедра военной стратегии Военной академии Генерального штаба ВС РФ Угрозы национальной безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: направления и пути их нейтрализации. ВАГШ ВС РФ, 2022. 152 с.

[12] Цугцва́нг – положение в шашках и шахматах, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции.

[13] Самое интересное, что накануне, за 3 дня до этого, в Совете Федерации я предложил перейти к активным действиям, но на меня «зашикали» – «только ответные меры».

[14] Надо признать, что подобное развитие ВПО прогнозировалось в ЦВПИ и автором. См., например: Прогнозируемы вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации / Под общ. ред. А.С. Коржевского; редкол.: В.В. Толстых, И.А. Копылов, М.: РГГУ, 2021. 604 с.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован