Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
16 февраля 2023
1764

Новый банк развития (НБР) на пути формирования новой финансовой инфраструктуры

В нынешней геополитической ситуации в глобальной экономике главным трендом становится движение к многополярному миру и появление стран реальных конкурентов США и их сателлитам. 

Модель тотального доминирования «золотого миллиарда» стала тормозом развития мировой цивилизации, поскольку под предлогом продвижения так называемой демократии и либеральных ценностей проводится политика агрессивной конфронтации со странами, отстаивающие свой политический и экономический суверенитет.

Очевидно, что формирование альтернативы однополярному англосаксонскому миру представляет собой сложный процесс, который сопровождается обострением экономических и финансовых противоречий. 

Речь идет не о механической замене старого на новое, а о качественном изменении, ведущем от всевластия либерального рынка и эксплуатации колониального типа к регулируемому рынку, справедливым и равноправным международным отношениям.

В современных условиях глобальной турбулентности и повышенных геополитических рисков место отдельных стран в мировой экономике, а значит в международной финансовой системе, подвержено кардинальным изменениям. 

Фактически речь идет о попытке трансформации мировой финансовой архитектуры, сложившейся во второй половине 20 века. 

Основную роль в этом процессе призваны сыграть государства БРИКС,  где проживает 45% населения планеты и на которые приходится 30% земной суши. 

БРИКС является новым важным центром экономической мощи и политического влияния. На долю стран БРИКС приходится почти четверть мирового ВВП (по паритету покупательной способности), при этом это самый емкий и динамично растущий рынок, дающий почти половина прироста мирового ВВП за последние 10 лет.

У стран БРИК появляется шанс создать новую, альтернативную финансовую систему, не зависящую от США и контролируемых ими международных финансовых институтов. Важную роль в этом процессе призван сыграть Новый банк развития (НБР), созданный странами БРИКС. 

 

История создания Нового банка развития

 

Идея создания Нового банка развития (НБР) в рамках БРИКС принадлежит России. Первые концептуальные предложения о необходимости и принципах создания новой международной финансовой организации были сформулированы Департаментом стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка в 2010 г., после мирового финансово-экономического кризиса.

Новый банк задумывался как альтернатива Мировому банку и МВФ, полностью контролируемых СЩА, где страны БРИКС до сих пор не имеют адекватного количества голосов и соответственно не могут влиять на стратегию и принятие конкретных решений по предоставлению финансовых ресурсов развивающимся странам.

Одним из мотивов создания НБР была попытка изменения существующей мировой финансовой инфраструктуры, в которой безраздельно доминируют международные финансовые институты, контролируемые США. 

Подавляющее большинство существующих международных банков развития и международных финансовых организаций были созданы в эпоху доминирования в мировой экономике США, развитых стран Европы и Японии.

Исходя из этого способность международных финансовых институтов развития реагировать на рост финансовых потребностей экономик развивающегося мира с каждым годом вызывает всё больше проблем.

Незначительные доли голосов представителей развивающегося мира, в том числе государств – членов БРИКС, в международных экономических организациях не дают возможности им влиять на стратегию их развития и соответственно получения финансовых ресурсов для развития.

Кроме того, коллективный Запад пытаясь перенести доминирование в политической сфере в экономику, заставляют Международный валютный фонд и Всемирный Банк выдвигать политические требования при предоставлении финансовых ресурсов этим странам.  

Предпосылкой создания НБР была разработка межбанковского механизма БРИКС и расширение их сотрудничества в финансовой и банковской сфере, в рамках которого в 2010 г. был заключен Меморандум о многостороннем сотрудничестве.

Межбанковское сотрудничество осуществлялось на уровне национальных финансовых институтов развития стран БРИКС.  

К ним относились – «Бразильский банк экономического и социального развития», российская государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», «Экспортно-импортный банк Индии», «АО Корпорация «Государственный банк развития Китая», «Банка развития Южной Африки». 

Основной целью сотрудничества данных банков была разработка порядка предоставления финансовых и банковских услуг для инвестиционных национальных проектов развития.   Фактически это был подготовительный этап создания Нового банка развития.    

В этой связи в продолжение совместной работы, в 2011 г. банки-члены межбанковского механизма БРИКС заключили Соглашение о развитии финансового сотрудничества и в 2012 г.  – Генеральное соглашение о предоставлении кредитов в национальных валютах. 

Подобный документ, заключенный за два года до введения экономических и политических санкций против России, уже тогда предусматривал снижение зависимости национальных валют от доллара и евро. 

Политическое решение о создании банка Нового банка развития было принято лидерами стран БРИКС на V Саммите организации, который состоялся в Дурбане (ЮАР) 27 марта 2013 г.

Соглашение о создании НБР было подписано главами государств БРИКС 15 июля 2014 г. на VI Саммита этой организации в бразильском городе Форталеза. Соглашение предусматривало возможность присоединение к нему других участников.  

Официально о создании НБР было объявлено на Форуме деловых кругов БРИКС, который проходил в рамках этого Саммита.

Основной целью создания банка было провозглашено финансирование инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС, других развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

На этом форуме было принято решение о формировании Пула условных валютных резервов БРИКС, по аналогии с существующим механизмом в Международном валютном фонде. Управление Пулом было возложено на Постоянный комитет, в который вошли представители всех пяти стран.                                                                                                                             

После решения о формировании пула президент РФ В. Путин отмечал: - «масштабы возможных операций в рамках Пула валютных резервов смогут достигать 100 млрд долларов. Этот механизм создает предпосылки для эффективной защиты национальных экономик наших стран от кризисов на финансовых рынках».

Ратифицированное Государственной Думой РФ соглашение о создании НБР было подписано Президент РФ В. Путиным 8 марта 2015 г.

Официальный старт деятельности банка был дан на инаугурационном заседании совета управляющих НБР под председательством главы Минфина РФ, которое состоялось в Москве 7 июля 2015 г. 

На заседании представители стран-членов НБР избрали первого президента банка. Им стал известный, авторитетный индийский банкир Кундапура Вамана Каматха, имевший значительный опыт работы в других международных финансовых организациях, в том числе а Азиатском банке развития (АБР). 

Также были назначены вице-президенты, и определены приоритеты финансовой и кредитной деятельности банка на первые 5 лет. 

Штаб-квартирой нового банка был выбран китайский город Шанхай, который является одним из крупнейших финансовых центром в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Порядок размещения и регламентация деятельности НБР регулируется специальным соглашение с правительством Китая, которое было подписано 27 февраля 2016 г.

 

Капитал Банка

 

Первоначальный капитал банка был сформирован в форме Пула условных валютных резервов БРИКС, объем которого составил 100 млрд долларов. 

Китай вложит в него 41 млрд долларов, Россия, Бразилия и Индия – по 18 млрд долларов, ЮАР – 5 млрд долларов. 

Несмотря на разный экономический потенциал стран учредителей банка и их взносов в Пул условных валютных резервов голоса стран были распределены в равной пропорции по 20%, что соответствует одному из основных принципов НБР – равноправное партнерство. 

Следует отметить, это соотношение кардинально отличается от доли голосов стран БРИКС в других международных финансовых организациях и прежде всего в МБРР и МВФ.

Таблица №1

Сравнительный анализ долей голосов стран БРИКС 

в МБРР и в НБР

Источник: IBRD subscriptions and voting power of member countries, 2022.

 

Фактически Пул представлял собой разрешенный к выпуску капитал банка в размере 100 млрд. долл., который предназначался для финансирования национальных проектов развития. 

Первоначально Пул банка сформировался из распределенного капитала в размере 50 млрд. долл., в том числе оплаченный капитал составлял 10 млрд. долл., и капитал, оплачиваемый по требованию – 40 млрд. долл.

При создании банка оплаченный капитал составил 10 млрд. долл. На указанную сумму было выпущено 1 млн. акций номинальной стоимостью 100 тысяч долл. каждая. Акции пропорционально были распределены среди стран учредителей НБР.

Согласно соглашению о создании НБР все члены Организации Объединенных Наций могут быть участниками банка. Учредители предусмотрели возможность членства для большего числа стран, чтобы расширить сферу деятельности и обеспечить банк дополнительной капитализацией.

Для придания развитию банка большей динамики и повышение его интернационализации к его деятельности привлекаются страны, которые готовы строить новый миропорядок и новую мировую финансовую инфраструктуру, без доминирования США и контролируемых ими мировой банковской элиты.

Согласно решению Постоянного комитета Банка от 2 сентября 2021 г. в состав его акционеров были приняты еще три страны Бангладеш, Объединенные арабские эмираты, Уругвай, что привело к увеличению акционерного капитала НБР и изменению его распределению среди стран. 

Оплаченный капитал банка за счет взноса новых стран увеличился на 1 млрд. 498 млн. долл. и по состоянию на конец 2021 г. составил 51 млрд. 498 млн. долл. 

В частности, Бангладеш внесла 942 млн. долл., и ее доля в акционерном капитале НБР составила 1,08%, Объединенные арабские эмираты внесли   556 млн. долл. их доля составила 1,08%. 

Соответственно доля каждой страны из числа первых учредителей банка - Бразилии, Индии, Китая, России, ЮАР сократилась до 19,42%.

 

Распределение акционерного капитала НРБ 

(2021 г.)

 

MEMBER COUNTRY

SHARES
(NUMBER)

SUBSCRIBED CAPITAL

BRAZIL

Shares subscribed: 100,000
Exercisable votes: 100,000

Amount (million USD): 10,000.0
Percent of total: 19.42%

RUSSIA

Shares subscribed: 100,000
Exercisable votes: 100,000

Amount (million USD): 10,000.0
Percent of total: 19.42%

INDIA

Shares subscribed: 100,000
Exercisable votes: 100,000

Amount (million USD): 10,000.0
Percent of total: 19.42%

CHINA

Shares subscribed: 100,000
Exercisable votes: 100,000

Amount (million USD): 10,000.0
Percent of total: 19.42%

SOUTH AFRICA

Shares subscribed: 100,000
Exercisable votes: 100,000

Amount (million USD): 10,000.0
Percent of total: 19.42%

BANGLADESH

Shares subscribed: 9,420
Exercisable votes: 9,420

Amount (million USD): 942.0
Percent of total: 1.83%

UNITED ARAB EMIRATES

Shares subscribed: 5,560
Exercisable votes: 5,560

Amount (million USD): 556.0
Percent of total: 1.08%

Total

Shares subscribed: 514,980
Exercisable votes: 514,980

Amount (million USD): 51,498.0
Percent of total: 100.00%

 

 

В декабре 2021 г. было объявлено о присоединении к деятельности банка Египта.

В ближайшей перспективе полноправными членами НБР планируют стать Аргентина, Индонезии, Таиланд и Саудовская Аравия, расширение сотрудничества с которыми сделает объединение более репрезентативным. 

В долгосрочной перспективе расширение стран – членов НРБ будет происходить за счет новых членов БРИКС. В настоящее время интерес к организации проявляют 12 стран мира.

Прежде чем начнется официальное расширение БРИКС, страны «пятерки» планируют согласовать критерии и принципы рассмотрения новых обращений стран.

Официальные заявки на полноценное участие в БРИКС на Саммите 27 июня 2022 г. подали Аргентина, Иран и Алжир.

Обсуждение и возможное решение по некоторым из государств может быть принято уже на следующем Саммите БРИКС в 2023 г. Это такие страны как Саудовская Аравия, Египет и Турция. 

Среди потенциальных членов БРИКС - Индонезия, Иран, Казахстан, Камбоджа, Малайзия, Сенегал, Таиланд, Узбекистан, Фиджи и Эфиопия.

 

Заемные средства НБР

 

Кроме собственных средств НБР для финансирования проектов развития банк активно использует заемные средства.

Фактически сразу после объявлении о создании банка в июле 2016 г. НБР вышел на мировой рынок капитала, успешно разместив 18 июля 2016 г. на межбанковском рынке КНР дебютный пятилетний выпуск «зеленых облигаций» объемом 3 млрд юаней по номинальной ставке 3,07%. 

Привлеченные средства были направлены на поддержку экологических инициативстран – участниц объединения. НБР предоставил кредит Китаю на финансирование трёх проектов, связанных с зелёной энергетикой, и поддержал российскую инициативу «Чистые реки БРИКС».

НБР оказался первым финансовым институтом развития, который выпустил «зеленые» облигации на межбанковском рынке Китая.

Позднее для финансирования зеленых проектов банк выпустил облигации, номинированные в рупиях, рублях и южноафриканских рэндах. 

Банк развития БРИКС имеет уникальный потенциал для развития рынка экологических инвестиций, что также может быть фактором усиления роли стран союза на международной арене, в том числе в глобальной финансовой системе. 

В течение 2017-2021 г. НРБ практически каждый год размещал свои облигации на мировом рынке капитала. В частности, в 2021 г. было размещено пять выпусков корпоративных облигаций, номинированных как юанях, так и в долл. США.

В юанях было два выпуска таких ценных бумаг.  НБР разместил 24 марта 2021 г. на китайском межбанковском рынке 3-летние облигации на общую сумму в 5 млрд. юаней и 16 сентября 2021 г. банк выпустил 5-летние облигации на общую сумму в 2 млрд. юаней.

В американской валюте было три выпуска, в том числе:

• 20 апреля 2021 г. 5-ти летние облигации на общую сумму в 1,5 млрд. долл.;
• 15 июля 2021 г. 3-х летние облигации на 2,25 млрд. долл.; 
• 1 декабря 2021 г. 3-х летние облигации с плавающей процентной ставкой на 500 млн. долл.

Таким образом, НРБ в 2021 г. удалось осуществить заимствования и привлечь с мирового рынка капитала 4, 25 млрд. долл. и с межбанковского рынка Китая 7 млрд. юаней. 

Привлеченные финансовые ресурсы были направлены на финансирование проектов развития в странах БРИКС.

Еще одним источников финансирования для НРБ стали международные банки развития, в том числе Европейский банка развития (ЕБРР), Международный инвестиционный банк (МИБ), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), МБРР и АБР, которые участвуют в софинансировании проектов. 

 

Основные приоритеты кредитно-инвестиционной деятельности НРБ 

 

Кредитно-инвестиционная деятельность НБР осуществляется в соответствии с принципами, отраженными в Соглашении о создании банка и Стратегией его развития. 

Первая стратегия была разработана и утверждена Советом управляющих НБР в апреле 2016 г. и была рассчитана на период 2017—2021 гг. 

В соответствии с указанным документом приоритетным направлением деятельности Банка было провозглашено финансирование проектов в области «устойчивой инфраструктуры» (sustainable infrastructure), на которые должно приходиться около 2/3 кредитного портфеля банка. 

Инвестиции в инфраструктурные проекты поддерживаются банком как приоритетные ввиду их высокой капиталоемкости и длительных сроков окупаемости. 

Как известно, инфраструктурный капитал страны включается в агрегированную производственную функцию и обеспечивает повышение производительности трудовых ресурсов и основного капитала.

Реализация инфраструктурных проектов ведет к росту деловой активности, повышает мобильность факторов производства, расширяет связи периферийных территорий с центрами производства и концентрации материальных ресурсов, что, в свою очередь влияет на темпы экономического роста. 

Следуя этим аргументам, эксперты НБР рекомендуют финансировать «связующую» инфраструктуру как ключевой фактор экономического роста территорий, обеспечивающий повышение плотности населения, сокращение расстояний и преодоление территориальных различий.

Однако способность инфраструктурных проектов к стимулированию территориального экономического роста должна дополняться другими факторами роста, такими как интеллектуальный и финансовый капитал, производственная и предпринимательская активность, конкурентоспособный малый и средний бизнес. 

Первая стратегия Банка также предусматривала следующие приоритетные секторы экономики - транспортная и телекоммуникационная инфраструктура, зелёная энергетика и энергоэффективность, ЖКХ и городское развитие. 

Таким образом первоначально приоритетами стали проекты, оказывающие положительное влияние на экологию и окружающую среду. 

Кроме того, особое внимание уделялось проектам, содействующим развитию торгово-экономических связей между странами БРИКС.

В соответствии со стратегией банк вправе предоставлять широкий набор финансовых инструментов для реализации инфраструктурных проектов в странах-членах, в том числе путем предоставления займов, гарантий, участия в капитале и использования других финансовых инструментов. 

Финансово-кредитные операции НБР были разделены на три категории:

• суверенные операции (суверенные займы или кредиты под суверенные гарантии);
• финансирование через национальные, региональные, субрегиональные и международные финансовые институты развития;
• несуверенные операции.

Первоначально НБР преимущественно предоставлял суверенные займы, а также займы под суверенные гарантии в долларахСША со средним сроком погашения до 19 лет.

К несуверенным операциям относили финансирование государственных и частных компаний, кредиты под гарантии региональных субъектов, а также вложения в капитал (equity investments).

Стратегия НБР на период 2017—2021 гг. предусматривала распределение между суверенными и несуверенными операциями в пропорции 70:30.

На начальном этапе своей работы банк предоставлял финансирование для проектов частично в валютах стран-участниц, поскольку это давало возможность сократить риски, связанные с колебаниями курсов валют. 

 

Динамика роста кредитного портфелябанка 

в 2016 – 2022 гг.

 

В первой год своей деятельности в 2016 г.совет директоров НБР одобрил в общей сложности 7 проектов, предусматривающих предоставление финансирования на сумму более 1,5 млрд долларов. 

До конца 2016 г. было утверждено пять кредитов, по одному на каждую страну обшей стоимостью в 911 млн. долл. 

Самый крупный кредит в размере 300 млн. долл. НБР предоставил Бразильскому банку развития (BNDES). Это финансирование использовалось для поддержки проектов в сфере возобновляемой энергии и строительства линий электропередач, а также для реализации субпроектов в области солнечной, ветровой, гидроэнергетики и в других областях, которые после реализации обеспечили ввод новых мощностей объемом 600 МВт.

Южной Африке НБР предоставил кредит в размере 180 млн. долл., который был направлен крупнейшей генерирующей корпорации «Eskom Holdings SOC Ltd.» для развития электросетевой инфраструктуры в области возобновляемых источников энергии. 

Эта компания построила линии электропередач для передачи в сеть 670 МВт электроэнергии из возобновляемых источников энергии, а также построила дополнительные мощности по выработке 500 МВт независимыми производителями электроэнергии.

Для России, был одобрен кредит на 100 млн. долл. на строительство двух малых гидроэлектростанций в Карелии «Белопорожской ГЭС-1» и «Белопорожской ГЭС-2».

В софинансировании проекта участвовали многосторонние банки развития – Европейский банка развития (ЕБРР) и Международный инвестиционный банк (МИБ).

Проект реализовала российская компания «Норд Гидра». Общая мощность двух «Белопорожских ГЭС» составила 49,8 МВт. Проект обеспечил около 400 рабочих мест на этапе строительства и 30 высококвалифицированных рабочих мест на этапе эксплуатации. 

В Китае НБР предоставил финансирование в размере 81 млн. долл. в местной валюте китайской компании «Shanghai Lingang Hongbo New Energy Development Co.» на реализацию проекта в сфере распределяемой солнечной энергии в промышленной зоне Линьянь, общей мощностью 100 МВт.

Индии банк предоставил суверенную гарантию в размере 250 млн. долл.  индийскому «Canara Bank», который использовал этот финансовый инструмент для кредитования проектов в сфере развития солнечной и ветровой энергии, гидроэнергии общей мощностью 500 МВт.

В 2017 г. НБР увеличил кредитование проектов почти в три раза и одобрил финансирование проектов на общую сумму в 3 млрд. долл. Проекты были пропорционально распределены между странами-членами.

В частности, НБР одобрил финансирование в размере 790 млн. долл.  для трех проектов в Южной Африке. Больше половины из утвержденного финансирования 480 млн. долл. было предоставлено угольной электростанции Медупи для закупки современного оборудования и совершенствования системы управления.

Другая часть кредита предназначалась для снижения долговой нагрузки крупнейшей энергогенерирующей компании «Eskom Holdings SOC Ltd.» и компенсации затрат по установлению современного сетевого оборудования. 

В августе 2017 г. совет директоров НБР одобрил предоставление России второго кредита в размере 460 млн долл. на модернизацию и внедрение информационных технологий в рамках реализации Федеральной целевой программы развития судебной системы. 

В 2018 г. НБР начал предоставлять прямое финансирование частным и государственным компаниям стран БРИКС, 

В марте 2020 г. Совет управляющих НБР принял решение о создании специального механизма финансирования объёмом 10 млрд долл., предназначенного для оказания поддержки стран-участниц в борьбе с пандемией новой коронавирусной инфекции и реализации мер по поддержке экономики.

Речь шла о предоставлении «экстренных» кредитов на нужды здравоохранения и выполнение социальных обязательств, а также финансирование государственных программ по восстановлению экономики. 

Всего 2020 г. совет директоров банка одобрил 19 новых проектов на общую сумму 12,6 млрд. долл., из них шесть проектов - в России на сумму 1,8 млрд. долл. 

В течение 2021 г. из «Фонда чрезвычайной помощи», финансирующего программы, связанные с COVID-пандемией, были одобрены «коронавирусные кредиты» для всех пяти стран-членов Банка. 

В том числе, в марте кредит получил Китай в размере 7 млрд. юаней и России в размере 1 млрд. долл., в апреле - ЮАР в размере 1 млрд. долл. 

Всего НБР на борьбу с коронавирусной инфекцией и финансирование государственных программ стран БРИКС по восстановлению экономики банк предоставил более 9 млрд. долл.

Оперативная деятельность банка по борьбе с пандемией коронавирусной инфекции обеспечила поддержку экономики стран пятёрки в наиболее острую фазу пандемии коронакризиса. 

При этом сохраняется достаточно высокая эффективность инвестиционной деятельности банка в условиях глобальных вызовов. Несмотря на некоторое сокращение за первые 9 месяцев 2021 г. прибыль Банка составила 96 млн. долл., что было на 24% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

В течение 2021 г. прошло четыре заседания Совета директоров НБР, на которых были утверждены следующие займы и кредиты:

• кредит России в размере 300 млн. долл. для л финансирование проекта расширения сети сотовой связи и облачных сервисов компании МТС (21 января 29-е заседание); 
• займ Китаю в размере 436 млрд. евро на реализацию проекта в сфере СПГ (29 марта 30-е заседание);
• займ в размере 153 млн. долл. бразильскому штату Пара на реализацию транспортного проекта (29 марта 30-е заседание);
• кредит Китаю в размере 340 млн. евро на проект по развитию развития сети дорог в провинции Аньхой (29 июня 31-е заседание);
• реструктуризация займа в размере 500 млн. долл. со сменой заёмщика для бразильского Fundo Clima на поддержку смягчения последствий глобального изменения климата и адаптации к нему (29 июня 31-е заседание);
• кредит Бразилии в размере 40 млн. долл. на реализацию проекта по городскому развитию в муниципалитете Сорокаба (29 июня 31-е заседание); 
• займ в размере 300 млн. долл. для ОАО «Российская корпорация жилищного строительства и городского развития» (ДОМ.РФ) для финансирования строительства доступного жилья в России (23 сентября 32-е заседание); 
• кредит Китаю в размере 3, 237 млн. юаней на строительство Шестой линии метро в городе Циндао (15 декабря 33-е заседание);

 

Таким образом, на конец декабря 2021 г. в кредитном портфеле НБР в общей сложности было 80 одобренных проектов на общую сумму более 29,5 млрд. долл.

Высокая динамика, с которой развивается банк наглядно демонстрирует потенциал консолидации усилий стран-участниц: для расширения сфер деятельности банка. 

 

Стратегия развития Нового банка развития (НБР) на период 2022–2026 гг.

 

В конце 2021 г. совет управляющих банка на своем 33-ем заседании, где впервые присутствовали новые страны члены - Бангладеш и Объединенные арабские эмираты, рассмотрел новую довольно амбициозную Стратегию развития Нового банка развития (НБР) на период 2022–2026 гг. 

На VII ежегодном заседании Совета управляющих банка в мае 2022 г. стратегия была утверждена. 

На ближайшие пять лет поставлена стратегическая задача становления НБР в качестве полноценной практической платформы по финансированию инфраструктурных проектов на территории стран-акционеров и расширению экономического и финансового сотрудничества между ними.

Новая стратегия должна обеспечить устойчивое инклюзивного развитие стран БРИКС, сохранение высокой финансовой устойчивости банка в ситуации экономической нестабильности и внедрение в практику деятельности банка принципов ответственного финансирования.

Особое внимание в ближайшие пять лет будет уделено вопросам развития человеческого капитала и созданию современной социальной инфраструктуры.

В обозримом будущем ожидается консолидация усилий по продвижению зелёных инициатив и приоритетности экологии в рамках многостороннего сотрудничества. 

В рамках ответов на глобальные вызовы банка к приоритетам финансирования относит проекты в сфере продовольственной и энергетической безопасности, изменения климата, а также здравоохранения. 

Планируется наращивать торговлю и финансирование в национальных валютах, что снижает зависимость от доллара США и других международных расчётных валют. 

Координация усилий на данном направлении поспособствует повышению международного статуса национальных валют государств – членов НБР, позволяет избежать валютных рисков и значительно облегчает взаимную торговлю стран БРИКС.

Согласно Стратегии за период 2022-2026 гг. кредитный портфель Нового банка развития должен увеличиться почти в два раза и достигнет 60 млрд. долл. 

Глобальная миссия НБР – повышение доверия к банку как к современному финансовому институту развития, обеспечивающего финансирование современных сфер и отраслей экономики стран БРИКС.

 

Создание единой расчетной валюты НБР и международной резервной валюты 

 

По мере наращивания финансового потенциала банка всё более остро ощущается необходимость в расширении сфер его деятельности и обсуждение более широкой повестки, в том числе в сфере мировых финансов.  

В перспективе наиболее важной миссией НБР должно стать его участие в создании основ новой альтернативной финансовой системы, не зависящую от США и контролируемых ими международных финансовых институтов, со своей международной резервной валютой.

Для достижения этой цели на первом этапе было бы целесообразно перевести внутренние расчеты в НБР на единую расчетную валюту. Условно ее можно было бы назвать «брикс», семантически слово созвучно слову «бакс», которым обозначают доллары США.

Кроме того, «брикс» субстантивно слову «банкор». Один из основателей Бретонн-Вудской валютной системы известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946) предлагал построить новую мировую валютную систему, основанную не на долларе США, а на мировой расчетной валюте, которую предлагал назвать «банкор» (франц. banque - банковский золотой). 

Великий английский экономист считал, что «банкор» первоначально сможет заменить национальные валюты в международных торговых и финансовых расчётах и со временем сможет превратиться в мировую резервную валюту.

Д. Кейнс попытался формализовать свои идеи и сделать их в качестве официального документа, внесенного на конференцию от имени правительства Великобритании, однако этого не произошло.  

Поскольку эта идея новой мировой финансовой архитектуры полностью противоречила стратегическим планам США по превращению доллара в мировую валюту. 

Денежные власти США рассматривали Бретонн-Вудскую валютную систему и созданные в ее рамка Мировой банк и Международный валютный фонд исключительно как важные инструменты продвижения и закрепления американской валюты в качестве основной резервной валюты для большинства стран мира и в конечной итоге превращения доллара в мировую валюту, что по факту и произошло в после военный период. 

Причем право печатать доллар принадлежит не государству США, а независимому государственному агентству, фактически частной акционерной компании – Федеральной резервной системе (ФРС).

Америка получила преимущества перед другими странами мира, поскольку ФРС США имела неограниченные возможности по эмиссии своей валюты, что привело к ее доминированию в мировой финансовой системе и глобальной экономике.

После краха Бретонн-Вудской валютной системы доллар США, уже не обеспеченный золотом, остался основной резервной валютой и, по сути, выполняет роль мировых денег.

Однако разработки Д. Кейнса не пропали даром и позднее были фактически реализованы в деятельности Международного валютного фонда в форме разработки и выпуске так называемых Специальных прав заимствования (СДР).

Это платёжное средство было создано МВФ в 1969 г.  как дополнение к существующим резервным активам стран-членов. 

СДР не является валютой, это международные резервные и платежные средства, предназначенные для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов по кредитам с МВФ, соизмерения стоимости национальных валют. 

Известно, что уставной капитал МВФ формируется за счет взносов стран-членов. Согласно уставу фонда 25% выделенной квоты страны-члены могут оплачивать в СДР или в свободно конвертируемой валюте, а 75% - в своих национальных валютах.

В настоящее время СДР, помимо расчётов между МВФ и странами его членами, используются в расчетной функции в 14 официальными международных финансовых организациями, так называемыми сторонними держателями СДР. 

Ряд международных организаций используют СДР в качестве суррогатных денег, устанавливая в СДР стоимость различных услуг и тарифов, в том числе в финансовой сфере, в международной перевозке грузов, предоставление других видов услуг.  

Стоимость СДР исчисляется на основе средневзвешенной стоимости пяти валют– доллара США (41,73%), евро (30,93%), китайского юаня (10,92% с 2016 г.) японской иены (8,33%), английского фунта стерлингов (8,09%). СДР служат единицей расчетов в МВФ. Из стран БРИКС в эту корзину входит только китайский юань.

Такие же функции и принципы формирования стоимости СДР можно применить для создания и эмиссии расчетной единицы «брикс» на базе корзины национальных валют стран БРИКС. 

В частности, доля китайского юаня, российского рубля, индийской руппии, бразильского реала и южноафриканского рэнда могла бы составлять 19,4%, доля новых членов Бангладеш, Объединённых арабских эмиратов - 1,08%. По мере принятия новых членов и изменения в распределения акционерного капитала это соотношение может меняться.

В перспективе расчетная единица «брикс» могла бы трансформироваться в резервную валюту, вне зоны действия американского доллара. 

Новая резервная валюта «брикс» могла бы базироваться на золото девизном стандарте,поскольку суммарные запасы монетарного золота стран БРИКС на декабрь 2022 г. составляли 5287 т., это больше запасов золота в МВФ (2814 г.). Европейского центрального Банка (505 г.), и составляло 65% от золотых запасов США (8198 т.). По мере приема новых членов в НБР эти запасы могут сравняться с золотыми резервами США.

Однако физическое ограничение количества золота в мире, гипертрофированный рост цен на этот драгоценный металл в последние годы и ряд других причин, в том числе политическая конфронтация между ведущими промышленно развитыми странами, возврат к такой такому обеспечению новой резервной валюты требует дополнительной более тщательной проработки.

В качестве инструментов обеспечения «брикс» могут рассматриваться, кроме золота, другие драгоценные металлы - платина, палладий, серебро, а также запасы таких высоколиквидных полезных ископаемых таких как нефть, газ, уран и др. 

Можно рассмотреть и другие варианты возможного обеспечения стабильности новой валюты.

В дальнейшем целесообразно формировать вторичный рынка этой единицы, позволяющего другим странам использовать ее в качестве резервной валютыв своих золотовалютных резервах. 

Кроме того, «брикс» может выпускаться в электронном виде на базе технологии блокчейн и национальных цифровых валютах, которые активно разрабатываются почти во всех странах БРИКС.

Это обеспечит расчеты в новой валюте «брикс», миную расчетную систему SWIFT, контролируемую американской финансовой элитой и может стать основой построения новой независимой от США мировой расчетной системы. 

В условиях маниакального распространения экономических санкций для стран БРИКС необходимы надежные альтернативные механизмы осуществления международных расчетов. В частности, «Российская система передачи финансовых сообщений» открыта для подключения банков стран БРИКС. 

В этой связи необходима более тесная интеграция в рамках НБР национальных платежных систем, в том числе китайской «ЮНИОН ПЭЙ» и российской «МИР» и других стран.

Список использованной литературы 

 

1. Андрианов В.Д. Мировая финансовая архитектура: возможные направления структурной трансформации // Общество и экономика. 2021. № 9.  
2. Андрианов В.Д. Новая архитектура глобальной финансовой и экономической системы. Проблемы теории и практики управления, 2011, № 9, с 8-15
3. Арман ван Дормаэль (1978). Бреттон-Вудс. Рождение Денежной системы. Лондон. ISBN 978-0-8419-0326-5.
4. Бенн Стайл, «Битва при Бреттон-Вудсе: Джон Мейнард Кейнс, Гарри Декстер Уайт и создание нового мирового порядка», Принстон, Издательство Принстонского университета, 2013, стр. 143.
5. Джон Мейнард Кейнс (1980). Собрание сочинений, том XXV: Деятельность, 1940-44: Формирование послевоенного мира: Клиринговый союз. Бейсингсток.
7. Лавров С. БРИКС – глобальный форум нового поколения // www.brics.mid.ru
8. Мир в 2030 году: прогноз американских экспертов (о докладе Национального совета по разведке США «Глобальные тенденции 2030: альтернативные миры») / Аналитические доклады ИМИ. Выпуск 3 (38). М.: МГИМО-Университет, 2013. С. 29.
9. «Соглашение о Новом банке развития, Форталеза, 15 июля 2014 г.» Официальный сайт НБР. NDB | New Development Bank
10. Финансовые институты развития: особенности стратегического управления. / Под ред. В.Д. Андрианова. Москва: «Экономика», 2013. – 278 с.
11. IBRD subscriptions and voting power of member countries, 2022.
13. Strategy of BRICS Economic Partnership. 7th Summit of BRICS, Ufa City, Russian Federation. July 9, 2015.

 

 

 

Андрианов Владимир Дмитриевич

профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,  

Помощник Председателя Правительства (2000-2008) 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован