Новый фильм Валерия Тодоровского "Тиски [1]" снят при материальной (рублями) и теоретической (советами) помощи Госнаркоконтроля. Но вы не увидите здесь зловещих ветеринаров, преступно вкалывающих кошкам кетамин, белорусских безработных, нелегально ввозящих в РФ упаковки таблеток от кашля, моджахедов, с боями провозящих через таджикскую границу тонны опия, купленных таможенников или коррумпированных участковых. "Тиски", несмотря на "наркотическую" тематику, - это вообще не русский "Трафик", а русский "Город Бога", фильм о жизни собирательной глубинки, которая в нашем кинематографе, так уж получилось, находится теперь в Ростове (можете проверить: во всех фильмах 2007 года провинциалы имеют ростовскую или в крайнем случае таганрогскую прописку). Правда, у Тодоровского живописные ростовские трущобы населены не голодранцами, а модной ар-эн-би-публикой, но эта лакировка действительности - простительный пережиток тех времен, когда каждое второе наше кино было фильмом про "новые русские интерьеры".
"Тиски" начинаются жарко - с мужского full frontal общим планом и сменяющего его женского ню, продолжаются умеренно фальшивыми сценами молодежной жизни и поднимаются до высокого безумия абсурдистской комедии с появлением на сцене двух взрослых героев, антагонистов Вернера (очаровательный наркобарон, сыгранный Федором Бондарчуком) и Дудайтиса (неприятный и неряшливый персонаж Алексея Серебрякова, майор не понять какого ведомства, в одиночку воющий против всей ростовской наркомафии). Именно эти двое зажимают в тиски несчастного диджея Дениса - того самого, чьи достоинства открывают фильм. Денис хочет пробиться в жизни, но, ввязавшись в наркотрафик, становится рабом дружелюбного Вернера, а вскоре - сексотом агрессивного и крепеко пьющего Дудайтиса. Двойная профессиональная жизнь скоро разбивает и личную: Денис, который все чаще ссорится со своей подружкой, мало-помалу сходится с сестрой своего босса, милой, но невротичной девушкой. Все эти страдания сняты очень ярко, в "пересвете", резво смонтированы (очевидный ориентир тут - Тони Скотт) и поставлены остроумно, с драйвом: дорогого, например, стоит сцена вольной борьбы Добра и Зла - Серебрякова в форме и дешевых сандаликах и голозадого Бондарчука. Зато с точки зрения драматургии все это придумано страшно халтурно - вся фантазия ушла на минутные приколы вроде этого. Настоящий, зрелищный конфликт разыгрывается не в голове главного героя, но прямо на улицах Ростова - между Вернером, одобряющим героиновый эскапизм, и алкоголиком Дудайтисом, бубнящим: "Лучше в говне, но здесь и сейчас". Обе позиции, ясное дело, вызывают вопросы и у диджея Дениса, и у нас. А вместо ответов сценарист, недолго думая, одним росчерком сметает со стола эти самые тиски и отправляет ошалевшего протагониста куда-то в счастливую даль.
Этой небрежности есть уважительная причина - Тодоровский запустил "Тиски" как промежуточный проект, дабы удержать в рабочем состоянии актеров его будущего хита "Буги на костях" (сейчас название, кажется, сменили на "Стиляги" во время вынужденной задержки в работе - проблемы с финансированием).
Тем не менее снимать кино о вреде наркотиков в духе античной трагедии, утверждающей бессилие человека перед лицом высших сил (наркоманы, кстати, причисляют к ним и героин), - это в какой-то мере пораженчество; куда только смотрели офицеры из ГНК!
Дарья Серебряная
"Эксперт" No44
26.11.2007
http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/44/news_tiski/