После более чем годичного перерыва `Союз правых сил` вскоре должен обрести новое лицо. Федеральный политсовет партии в конце прошлой недели после бурных споров, наконец, пришел к общему мнению и рекомендовал избрать главой СПС 29-летнего вице-губернатора Пермской области Никиту Белых. Голосование по кандидатуре нового партийного лидера должно состояться в конце мая на съезде партии. О том, как видит ближайшее будущее `правых` их вероятный лидер, Никита Белых рассказал обозревателю Страны.Ru Марии Чегляевой.
- Политсовет `Союза правых сих` решил представить вашу кандидатуру на съезд в качестве лидера партии. У вас есть уже какие-то планы того, как должна развиваться партия? Может быть, есть какие-то наработки, которые вы использовали в Пермской области и хотели бы распространить на партию в целом?
- Я не могу сказать, что региональные наработки могут быть в точности спроецированы на федеральный уровень. Какие-то элементы, безусловно, могут быть востребованы, и здесь я считаю нашим положительным опытом взаимодействие с `Яблоком`, с которым у нас заключено соглашение о взаимодействии на региональном уровне. Политические мероприятия, начиная от митингов и заканчивая выборами, мы проводим совместно, единым блоком. Данный проект, будем так говорить, я бы хотел реализовывать не на федеральном уровне, а как бы экстраполировать на другие регионы. Я считаю, что только путем создания нормального регионального диалога можно стимулировать более конструктивный диалог на федеральном уровне, учитывая те противоречия, которые существуют у лидеров партий сейчас. Далее, я считаю, что более четкое построение региональной организации - это тоже наш плюс. То есть и конструктивная работа в законодательном собрании, где у нас есть фракция, и взаимодействие с исполнительной властью - все эти модели тоже можно использовать, но, скорее, именно на уровне региональном. Это тот опыт, который хотелось бы распространить на другие регионы, чтобы в целом усилить там наши позиции.
- То есть вы будете стараться развивать именно региональную составляющую партстроительства?
- Я считаю, что это в череде первых задач безусловно присутствует. Точно так же, как переговоры с коллегами по демократическому блоку, усиление региональных организаций - это наша первоочередная задача.
- Никита Юрьевич, недавно в `Единой России` появилось так называемое `правое крыло`. Вы как-то собираетесь с ним взаимодействовать? Если да, то как? Один из представителей этого крыла Виктор Плескачевский на днях заявил Стране.Ru, что их взгляды и позиции СПС отличаются только нюансами. Как бы вы со своей стороны охарактеризовали главное отличие `Союза правых сил` от правых `единороссов`?
- Мне сложно этот вопрос серьезно обсуждать или отвечать на него. Тем не менее, я считаю, что конструктивный диалог можно вести с любой силой. Опять же, если говорить о региональном формате, то и с `Единой Россией` мы нормально взаимодействуем, и в какие-то тактические союзы при принятии необходимых решений вступаем. Речь не идет о том, что мы как бы полностью себя объявили оппозицией и ни с кем теперь знаться-общаться не хотим. Я считаю, что только при конструктивном взаимодействии возможно получение того результата, которого ты собираешься достичь. Поэтому, если говорить о взаимодействии, мы к нему готовы, наверное.
Если говорить об оценке перспектив либерального `крыла` `единороссов`, то я отношусь к этому достаточно скептически. Поскольку одно крыло партии - оно все-таки не представляет окончательной конструкции. Что должен представлять избиратель, когда голосует за партию? Он в конечном итоге голосует за партию в целом или он голосует за какие-то крылья? Попытка таким образом расширить электорат, я думаю, как раз не удастся. Как показывает практика, сильного энергетического эффекта от этих вещей не получается, скорее, наоборот. Грубо говоря, те, кто поддерживает правые настроения, существующие в `Единой России`, могут отказаться голосовать за нее при наличии там левых позиций, и наоборот. Мне кажется, что в конечном итоге сама `Единая Россия` придет к тому, что там никаких левых-правых `крыльев` не будет. В принципе, последние заявления Бориса Грызлова идут именно в этом русле. Поэтому мы готовы и с Плескачевским, и с другими персонами, безусловно, общаться, вырабатывать какие-то совместные подходы, но говорить о том, что это будет сотрудничество с правым крылом `Единой России`, наверное, нельзя.
- Решение о том, чтобы именно вы были рекомендованы в качестве лидера партии, принималось тяжело. В частности Анатолий Чубайс настаивал на кандидатуре Леонида Гозмана, который теперь предлагается в качестве вашего заместителя. Уже как-то определено, кто из вас какие вопросы будет курировать, или это еще предмет дискуссии?
- Это предмет нашей договоренности с Леонидом Яковлевичем, т.е. в уставе будет заложена достаточно стандартная норма о том, что заместитель председателя выполняет функции председателя в случае его отсутствия, а также осуществляет иные функции, которые будут возложены на него либо председателем, либо президиумом. Безусловно, мы проговаривали и продолжаем проговаривать с Леонидом Яковлевичем это разделение. Пока я могу сказать, что серьезных противоречий у нас нет. Есть вопросы, которые эффективнее осуществлять либо ему, либо мне, т.е. если мы говорим про ту же региональную работу, то она явно ближе ко мне, поскольку я сам из региона и понимаю те вопросы и проблемы, которые существуют в региональных организациях. Если говорить о взаимодействии с международными политическими организациями, с которыми Гозман давным-давно работает, то мне в этот процесс встревать сейчас бессмысленно. Мы договорились, что я постепенно в эти темы вхожу, но сейчас принципиально менять какие-то подходы, наверное, было бы неправильно. Ну, и так далее, т.е. мы каждое из направлений разбирали, проговаривали и пришли к выводу, что есть понимание общего подхода. Поэтому сегодня идет выработка принципа заменяемости друг друга. Безусловно, мы договоримся о такой конструкции, которая будет максимально адекватно отвечать тем задачам, которые стоят перед партией.
- Какой, на ваш взгляд, после съезда будет роль бывших сопредседателей СПС - Немцова, Чубайса?
- На сегодняшний день их роль высока, несмотря на то, что они не обладают формально никакими особыми статусами, т.е. они члены федерального политического совета, не более того. Конечно, их авторитет велик. На самом деле даже не обязательно быть членом федерального политсовета. К примеру, Егор Тимурович Гайдар в него не входит, он просто член партии, но его авторитет в СПС, безусловно, велик. Других комментариев нет.
Совершенно точно не будет попыток управления со стороны этих лиц председателем или заместителем председателя - это факт. Вариант какого-то `марионеточного режима` никому не интересен, поскольку он будет понятен и очевиден уже в первые месяцы работы, а ничто в большей степени партию не может дискредитировать, как такого рода попытки завуалировать реальный механизм управления. Безусловно, и я, и Леонид Гозман заинтересованы в том, чтобы они привлекались в качестве консультантов, советников. Их роль в партии будет определена, скажем, как членов федерального политического совета. Чубайс и Немцов будут участвовать в принятии коллегиальных решений, и это все.
- У СПС долго не было персонифицированного лидера. Как вы считаете, как быстро с точки зрения общественного восприятия вам удастся стать популярной и узнаваемой политической фигурой?
- Это зависит не только от меня, но и от средств массовой информации. Я постараюсь здесь сделать все, что от меня зависит. Я заинтересован в общении и с представителями СМИ, и с представителями общественности, демократической, недемократической - любой. Другими словами, я хочу, чтобы такая персонификация произошла в достаточно сжатые сроки.
26.04.05.
Мария Чегляева
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000.