Эксклюзив
13 мая 2015
4651

Новый президент, новые реформы, новый Казахстан

За внешним новаторством масштабных реформ скрывается прежний курс, менять который Астана не намерена

26 апреля 2015 года в Казахстане состоялись внеочередные президентские выборы, по итогам которых главой государства на шестой срок был избран Нурсултан Назарбаев. Действующий президент, руководящий республикой 26-й год подряд, получил поддержку 95,21% избирателей при исторически рекордной явке в 97,75%.

Еще в рамках электоральной кампании на последнем съезде правящей партии «Нур Отан» в марте 2015 года президент Н.Назарбаев объявил о пяти институциональных «народных» реформах, призванных коренным образом изменить жизнь рядового казахстанца. Преобразования в перспективе обеспечат повышение качества государственной службы, укрепление законности и правопорядка, индустриализацию и диверсификацию республиканской экономики, национальное единство и мир в Казахстане, а также прозрачность и подотчетность власти. И хотя объявленные реформы лишены принципиальных новелл и воспроизводят уже известные программные документы «Казахстан-2050», «Нұрлы Жол» и «Мәңгiлiк Ел», лидер нации пообещал в ближайшее время озвучить новый план «100 шагов государственного строительства».

Несмотря на высокую патетику президентских деклараций и масштабность заявленных проектов, Н.Назарбаев намерен продолжить работу с прежней аппаратной командой. Согласно конституционным положениям, переизбрание главы государства автоматически повлекло за собой прекращение полномочий подконтрольных президенту госструктур.

В день инаугурации 29 апреля 2015 года указом Н.Назарбаева премьер-министром РК снова назначен К.Масимов, возглавлявший кабинет в 2007-2012 годах и занимающий этот пост с апреля 2014 года. В местной экспертной среде политический деятель оценивается в качестве успешного кризис-менеджера, проявившего себя в тяжелые 2008-2009 годы. По всей видимости, чиновнику удалось доказать свою эффективность в условиях очередного обострения экономической ситуации.

30 апреля 2015 года обнародован президентский указ о новом составе правительства РК. После отправки в отставку кабинета опального С.Ахметова (пребывающего под домашним арестом) в апреле 2014 года и коренного реформирования правительственной структуры в августе 2014 года Н.Назарбаев в этот раз обошелся без организационных и кадровых перемен. Весь прежний состав из 13 министров сохранен. Объявляя свое решение, глава государства заявил, что «все они сплоченно работали, справлялись с поставленными задачами,… я не вижу необходимости кого-либо менять».

Из ключевых министров сохранили свои посты министр обороны И.Тасмагамбетов (экс-аким обеих столиц), министр иностранных дел Е.Идрисов (в должности с 2012 г.), министр национальной экономики Е.Досаев (руководит ведомством с 2012 г.), министр энергетики В.Школьник (на правительственной службе с 1992 г.), министр внутренних дел К.Касымов (в должности с 2011 г.).

4 мая 2015 года принят указ «Об акимах городов Астаны и Алматы, областей». Главы 14 регионов Казахстана в полном составе сохранили свои должности. Акимом столицы переназначен А.Джаксыбеков, занимавший этот пост в 1997-2003 годах и с октября 2014 года. Руководить южной столицей продолжит племянник президента А.Есимов, возглавляющий местный акимат уже более 7 лет подряд.

Прежним осталось руководство спецструктур. Племянник Н.Назарбаева, «серый кардинал» казахстанской политики Н.Абыкаев сохранил за собой должность председателя Комитета национальной безопасности РК (на посту с 2010 г.). Главой Службы внешней разведки снова назначен Г.Байжанов, Службы госохраны – А.Куренбеков, Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции – К.Кожамжаров.

В инаугурационной речи 29 апреля 2015 года Н.Назарбаев обозначил «5 новых внешних вызовов» для Казахстана, в связи с чем поставил «5 масштабных внутренних задач», которые будут конкретизированы в ожидаемом «Плане Нации» – очередном общенародном программном документе. Однако вопреки внешнему новаторству, Астана по всей видимости намерена продолжить взятый курс, ориентированный на сохранение существующей политической организации, поддержание хрупкого экономического баланса и сдерживание протестных настроений в обществе. Во внешнеполитической сфере Астана остается верной заявленной «многовекторности» при приоритетности стратегического партнерства с Россией и евразийского интеграционного проекта.

Максим Александрович Лихачёв
Уральский региональный информационно-аналитический центр, г. Екатеринбург
научный сотрудник
кандидат юридических наук

Российский институт стратегических исследований

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован