Репортаж телекомпании «Тивиком» с совещания и открытого урока по новейшему учебнику «Нравственная экономика» в школе № 49 г. Улан-Удэ в первый день прибытия с курсом лекций в Республику Бурятия его автора – профессора РАНХиГС при Президенте РФ, д.э.н. Румянцевой Елены Евгеньевны - новости телекомпании в еженедельной газете «Улан-Удэ»
24 марта 2010 г. https://tvcom-tv.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=7656
Сейчас он проходит экспериментальное тестирование. Что такое «нравственная экономика» первыми узнали ученики 49 школы.
Учебник «Нравственная экономика» предназначен для учеников младших и средних классов. Здесь три части: «Потребности человека», «Денежные отношения», «Рынок товаров и услуг». Пятиклассники 49-й школы сейчас узнают, какие у человека бывают потребности.
Это – экспериментальный проект. Форма урока – своеобразная игра-диалог между учителем и учениками. Бурятия – первый и пока единственный регион, в котором проходит обкатку новый курс.
Сергей Будаев, директор издательства «Бэлиг»: «Мы случайно узнали о курсе, от ученика профессора Румянцевой. И сразу выпустили. Министерство образования нас поддержало».
Автор учебника – профессор, доктор наук и – мама двоих детей. В Улан-Удэ она не только проводит презентации своих трудов, но и выступает на семинарах.
Елена Румянцева, доктор экономических наук, профессор Российской академии государственной службы, автор учебника «Нравственная экономика»: «Школьники ощущают на себе только недостаток денег. И это определяет узость их экономического мышления, не создает широкомасштабного понятия экономики, изменчивости экономических процессов. Ведь бывают и времена, когда денег в виде купюр из-за просчетов госрегулирования не в недостатке, а в видимом избытке, но и при высочайших ценах, как правило, при дефиците товаров. Тогда деньгами, коли штукатурки и обоев на них уже не купить, обклеивать стены квартир можно» (цитирование дается в авторской редакции).
«Деньги – зло» или, все-таки, «деньги не пахнут»? Автор не ставит вопрос так категорично. Скорее, это попытка утяжелить высокие идеалы, чтобы они стали ближе каждодневным реалиям и понятными даже ребенку.
Дальше ученикам предстоит узнать, как и для чего появились деньги, и что нужно знать прежде, чем их тратить. О том, примут ли другие школы участие в эксперименте, станет известно в ближайшее время.
Перепечатка материала «Байкал-Daily» 25.03.2010 г. https://www.baikal-daily.ru/news/16/7837/?sphrase_id=7051591
Послесловие к данному материалу 2010 г.: в дополнение учебник «Нравственная экономика» получил положительные рецензии директоров московских школ, преподавателей ведущих ВУЗов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, 28 февраля 2007 г. он обсуждался в прямом эфире в телепередаче «Капиталъ» телекомпании «Юго-Запад» в Москве, дважды был переиздан (в том же виде, но с авторскими иллюстрациями как концепцией дальнейшего продвижения новых учебных материалов по европейским и американским методикам развития экономического мышления у детей в возрасте от 10 лет) в Издательском Доме «ИНФРА-М» (в 2010 и 2013 гг.). Из 73 выявленных Фондом «Новые Перспективы» при финансовой поддержке Американо-Российского Фонда по экономическому и правовому развитию (USRF) для проведения тематического круглого стола в Сколково 27 мая 2011 г. (http://www.usrf.ru/news_feed/general_rus/news_article_1307353808.html) учебников по экономике для начальной и средней школы (базовому курсу прикладных знаний, который в российских школах по ряду причин вытеснен междисциплинарными дисциплинами, подготовленными педагогами, а не экономистами, но и также не социологами, правоведами как носителями научных идей и систематизированной современной объемной информации) – учебное пособие «Нравственная экономика» - 3-е в расширенном рейтинговом представлении и единственное, охватывающее понятия морали и нравственности в экономике, о которой в рамках реанимированного с 2010 г. в т.ч. Е.Е.Румянцевой научного подхода стали говорить лишь в недавнее время (после эпохи всеохватности духом переходов к рынку и периодов всевластия в российской экономической науке односторонних идей монетаризма, технократизма и институционализма как обезличенных институтов без учета уровня интеллекта и нравственного развития присутствующих в них людей, без ориентирования на позитивные социальные изменения). Дополнительные ссылки на мероприятие в Сколково: http://www.zankov.ru/print/article=2599 (с фото), http://s-graph.ru/Research/Financial_vseobuch/
В профессиональном журнале из Перечня ВАК «Народное образование» (№ 8 за 2011 г.) опубликована статья автора «Повышение финансовой грамотности средствами курса «Нравственная экономика» http://elibrary.ru/download/41402718.pdf и анонсирован конкурс «Нравственная экономика в стране и в школе» (№ 10 за 2011 г.). Учебник доступен для использования не только в обязательной школьной программе, устанавливаемой под началом многих административных факторов сегодня, в условиях проведения административного контроля по линии выделения школам финансирования и реализации приоритета в обеспечении финансированием именно четкости организации сдачи ЕГЭ по единым стандартам и правилам де факто - в ущерб обсуждению и созданию единой устойчивой и неизбыточной по объемам и смысловым противоречиям базы знаний для всех, но и для внеклассной деятельности, работе родителей со своими детьми (дообразованию их в соответствии с возрастом, нравственными и материальными потребностями, психологией поведения). В частности, Научно-образовательный центр
экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук в г. Вологда рекомендовал в 2010 г. в качестве первого учебника по курсу «Экономика» (для учащихся НОЦ - учеников 5-х классов) именно учебник «Нравственная экономика» (скрин – на слайде 50 http://viperson.ru/articles/o-novom-napravlenii-v-nauke-i-politike-nravstvennosti-v-ekonomike-v-treh-knigah-e-e-rumyantsevoy); Оргкомитет Олимпиады МГИМО МИД России для школьников (2015 г.) наряду с учебными изданиями, изданными в МГИМО, рекомендовал «Нравственную экономику» для подготовки по профилю «Экономика» http://viperson.ru/articles/orgkomitet-olimpiady-mgimo-mid-rossii-dlya-shkolnikov-2015-g-rekomendoval-nravstvennuyu-ekonomiku-i-ekonomicheskie-diskussii-xxi-veka-dlya-podgotovki-po-profilyu-ekonomika.