Развивается сотрудничество стран объединения БРИКС, растет количество стран, входящих в это объединение. Общественность наших стран проявляет заинтересованность в развитии совместных хозяйственно-экономических проектов. Новый импульс сотрудничеству может придать текущее председательство России в объединении БРИКС.
Дальнейшее развитие конструктивного международного сотрудничества и успешный межцивилизационый диалог в решающей мере зависят от наличия соответствующей инфраструктуры и в первую очередь - эффективных, надежных и безопасных транспортных коммуникаций. В настоящее время в России рассматриваются возможности начала нескольких масштабных проектов, которые могут в значительной мере преобразить экономическую систему Евразии. Проекты международных евразийских транспортных коридоров через территорию Российской Федерации имеют комплексное геополитическое, социально-экономическое и культурное значение. В этом отношении они не уступают известному современному проекту Китая "Один пояс - один путь". Осуществление проектов международных транспортных коридоров через территорию России будет способствовать существенному усилению международного авторитета и всестороннего влияния нашей страны и заложит основы новой инфраструктуры международного сотрудничества.
Одним из ключевых коридоров для повышения связности стран БРИКС становится МТК "Север -Юг". Это меридиональный маршрут длиной порядка 7 тыс.км, от Санкт-Петербурга до портов Индии. У коридора три ветки. Западная ведет по железным дорогам России и Азербайджана; восточная - по железным дорогам России, Казахстана и Туркмении.Обе они выходят к портам Бендер-Абас в Персидскм заливе и Чабахар в Оманском заливе. Третья ветка - транскаспийская - позволяет осуществлять морские перевозки. Планируется доставка по данному коридору большого объема контейнеров (до 40% всех российских перевозок), а также зерна на экспорт. Предусматривается комбинированное широкое использование железнодорожных и внутренних водных коммуникаций России в Волжско-Каспийском бассейне. Сейчас в дельте Волги идут важные дноуглубительные работы. Ключевая роль в практической реализации этого международного проекта отводится России и Ирану. Решающее значение имеет принятое в мае с.г. решение по достройке железнодорожной ветки Решт--Астара, что позволит сушественно нарастить ныне явно недостаточный грузооборот через территорию Ирана.
Для России проект позволяет эффективно решить ряд важнейших государственных задач:
-реализуется задача выхода к теплым южным морям (в бассейн Индийского океана);
-создается новая мощная база для экономического и политического сотрудничества с Ираном, Индией, странами Каспийского региона и Персидкого залива; при этом сотрудничество осуществляется по коммуникациям, не контролируемым США и их военно-политическим союзниками;
-создаются экономические предпосылки для стремительного социально-экономического развития Центрального и Южного регионов страны, что дает новый импульс регионального развития.
Проект является логически закономерным продолжением намеченной во времена СССР грандиозной программы развития системы внутренних экономичных водных транспортных кооммуникаций, соединяющей бассейны разных морей, во многом реализованной (вспомним о Беломоро-Балтийском, Волго-Балтийском, Волго-Донском и других каналах, о масштабном строительстве речных портов). Теперь эту программу можно будет возродить на новой технико-экономической базе в масштабах всей страны - ведь положительный опыт работы в Волжско-Каспийском регионе можно будет "тиражировать" с учетом местных условий в других регионах страны, прежде всего в бассейнах великих сибирских рек. Это станет решающим успехом в формировании единого транспортного каркаса для хозяйственно-экономического развития гигантских слабоосвоенных пространств на востоке страны. .