09 ноября 2007
2330

Нурсултан Назарбаев: Меры доверия в Азии: от идеи до реализации

Впервые выступая с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН в качестве Главы молодого независимого Казахстана в 1992 году, Президент Н. Назарбаев выдвинул свое видение будущей системы безопасности в Азии. "Сегодня мир вплотную подошел к той черте, за которой явные и смутные вызовы будущего заставляют нас перейти к новому качеству координации и организации наших совместных усилий", - сказал он в своем выступлении. Выдвижение в то сложное время инициативы о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) как одного из механизмов, способствующих разрешению проблем этого континента, требовало политической дальновидности и решительности.

90-е годы прошлого века были временем потрясений для всего мирового сообщества. Распад одной из супердержав и появление на карте мира более десятка новых государств; увеличение числа военно-политических конфликтов практически во всех регионах, включая Европу; нарастание противостояния не только между Западом и Востоком, но и между Севером и Югом. Это было время, когда темпы глобализации стали набирать все большие обороты, все туже связывая экономически и политически все страны и вызывая их все большую взаимозависимость. Глобализация сопровождается не только положительными факторами - постепенным "стиранием" межгосударственных границ, свободным движением капитала, трудовых и интеллектуальных ресурсов, информации, бурным развитием торгово-экономических отношений между странами. К сожалению, этот процесс привел в действие интернационализацию новых вызовов и угроз, включая терроризм, рост религиозного экстремизма, нелегального оборота наркотиков и стрелкового оружия.

В сентябре 2007 года Президент Назарбаев, действующий председатель СВМДА, выступая на шестьдесят второй сессии Генеральной Ассамблеи ООН, обратил на это внимание: "В последние годы международный терроризм значительно ослабил безопасность мирового сообщества. Финансовую опору терроризму дает международная наркоторговля. Сегодня треть ежегодного оборота "экономики терроризма" приходится именно на наркоиндустрию".

Почему же все-таки Казахстан взялся за реализацию столь масштабного международного проекта, как СВМДА? Необходимо вспомнить, что после распада СССР изменился незыблемый до поры баланс сил в мире, и казахстанской дипломатии надо было начинать работу фактически на голом месте.

К тому времени ряд попыток создать какую-либо структуру безопасности в Азии не увенчались успехом. С завершением "холодной войны" и на фоне быстро меняющихся геополитических и геоэкономических тенденций идея о созыве СВМДА сразу получила поддержку со стороны ряда государств, играющих значительную роль в определении политического климата на континенте. Казахстан и государства, поддержавшие процесс СВМДА, отчетливо понимали чрезвычайную сложность задачи создания подобной структуры безопасности, так как Азия - самый многообразный континент во всех своих проявлениях: политических, экономических, религиозных, этнических и культурных. Кроме того, нельзя не отметить высокую степень напряженности в некоторых регионах Азии в силу затяжных исторических конфликтов и устоявшегося недоверия. И все-таки, к этому времени уже стало понятно, что единственным путем, который позволил бы странам азиатского региона пользоваться преимуществами глобализации и бороться против новых вызовов и угроз, являются диалог и сотрудничество в безопасном и стабильном окружении.

В нынешнем году исполнилось пятнадцать лет с исторической даты выдвижения идеи СВМДА. С какими достижениями Совещание подошло к своему 15-летию?

В силу специфических причин, упомянутых выше, не могло быть и речи о слепом копировании принципов деятельности таких региональных организаций, как, например, ОБСЕ. Надо было создавать новую структуру, принципы и механизм деятельности которой был бы приемлем для всех ее участников.

Свидетельством признания этих усилий стала Первая встреча министров иностранных дел СВМДА, состоявшаяся в Алматы 14 сентября 1999 г., в ходе которой была принята Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА. Этот первый официальный документ заложил основу последующего развития процесса Совещания. В Декларацию "...вошли общепринятые принципы международной безопасности: уважение суверенитета и прав всех государств-участников СВМДА; сохранение территориальной целостности и невмешательство во внутренние дела друг друга; мирное урегулирование споров; отказ от применения силы; разоружение и контроль над вооружениями; сотрудничество в торгово-экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; уважение фундаментальных прав человека в соответствии с принципами ООН и международного права" (К.Токаев. Преодоление. Дипломатические очерки , 2003. Стр. 368).

Первый саммит глав государств и правительств стран-участниц СВМДА, состоявшийся в Алматы 4 июня 2002 г., ознаменовал формальное рождение Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии - многостороннего форума по углублению сотрудничества ради обеспечения мира, безопасности и стабильности в Азии. В этом мероприятии Совещания приняли участие главы Казахстана, России, Китая, Пакистана, Турции, Монголии, Кыргызстана, Таджикистана и Афганистана, премьер-министры Азербайджана и Индии, уполномоченные официальные лица Ирана, Египта, Палестины и Израиля, представители государств и организаций-наблюдателей.

В ходе диалога на 1-м Саммите лидеры азиатских стран говорили о принципиально новых подходах к обеспечению безопасности в Азии, основанных на доверии, уважении и сотрудничестве. Эти принципы были отражены в итоговых документах форума - Алматинском акте и Декларации Саммита по устранению терроризма и содействию диалогу между цивилизациями. Совещание начало процесс постепенного превращения в удобную площадку для взаимодействия.

После Саммита началась работа над "Каталогом мер доверия СВМДА" - основой для конкретной деятельности СВМДА. Этот документ, принятый на встрече министров иностранных дел в 2004 г. можно считать несомненной заслугой государств-членов, поскольку он позволяет на добровольной основе выбирать те конкретные меры доверия в экономическом, экологическом и гуманитарном измерении, а также для борьбы с новыми вызовами и угрозами, которые приемлемы для той или иной страны.

Второй Саммит, состоявшийся 17 июня 2006 г., поставил задачу выработать механизм реализации мер доверия. Выступления глав государств и правительств в ходе заседания Второго Саммита подтвердили заинтересованность и дальше развивать процесс СВМДА.

Значительным событием в ходе Второго Саммита СВМДА стало подписание Соглашения о Секретариате СВМДА, созданном для повышения эффективности процесса. В качестве одной из наиболее важных и первоочередных задач Секретариата является содействие государству, председательствующему в СВМДА и другим государствам-членам СВМДА в совместной разработке механизмов реализации мер доверия СВМДА в экономическом, экологическом и гуманитарном измерениях, а также в области борьбы с новыми угрозами и вызовами. Планируется также проведение различных мероприятий. На сегодняшний день в Секретариате уже работают 6 дипломатов из 5 стран: Индии, Казахстана, России, Пакистана и Турции. Вскоре ожидается приезд представителей Ирана и Пакистана, кандидатуры которых были одобрены во время КСДЛ 17 октября 2007 года в Алматы.

В жизни огромного континента возник новый политический процесс, призванный значительно расширить возможности для многостороннего диалога. С присоединением Республики Корея и Королевства Таиланд число государств-участников Совещания достигло 18. С просьбой о принятии в полноправные члены обращаются и другие государства. Эти факты свидетельствуют о росте авторитета Совещания, как континентальной структуры.

Сейчас СВМДА вступило в новый этап своей эволюции, который заключается в непосредственном осуществлении мер доверия среди государств-членов. В марте 2007 г. в Бангкоке Комитет старших должностных лиц (КСДЛ) СВМДА рассмотрел и принял рабочий документ "Кооперативный подход к реализации мер доверия СВМДА" - детализированную концепцию и механизмы деятельности. Бангкокское заседание СДЛ ознаменовало переход процесса на качественно новый уровень - практической реализации странами-участницами конкретных мер по сближению и укреплению доверия в пяти направлениях.

Традиционно под мерами доверия понимаются меры, предпринимаемые государствами для уменьшения угрозы и недоверия, существующих между ними, в том числе для снижения угрозы войны. Сама концепция мер доверия возникла из попыток, предпринятых во время "холодной войны", во избежание ядерной войны, которая могла возникнуть случайно в результате аварий и ошибок. По сути, меры доверия воспринимались как сотрудничество в военно-политической области для уменьшения напряженности между государствами.

Меры доверия СВМДА, однако, выходят за рамки традиционных концепций. Руководители государств-членов СВМДА признали, что во взаимосвязанном и взаимозависимом мире XXI века меры доверия в социально-экономическом измерении так же важны, как и в военно-политическом. Поэтому Каталог мер доверия СВМДА, определяет пять измерений для осуществления мер доверия: (i) военно-политическое; (ii) противостояние новым вызовам и угрозам; (iii) экономическое; (iv) экологическое; и (v) гуманитарное (J. Asanov. Evolution of CICA. The Journal of Turkish Weekly, September 23, 2007. Ankara). В Азии существует обширный потенциал для совместной деятельности в таких сферах, как торговля, экономика, охрана окружающей среды, устранение последствий стихийных бедствий, транспорт, энергетика, культурный обмен, диалог между цивилизациями и противодействие новым угрозам и вызовам.

Начался процесс реализации мер доверия в четырех социально-экономических измерениях. Восемь государств-членов выразили готовность действовать в качестве координаторов отдельных проектов по реализации мер доверия: Азербайджан - в сфере развития безопасных и эффективных систем транспортных коридоров; Иран - вопросы контроля над наркотиками и вопросы национального управления чрезвычайными ситуациями; Казахстан - в гуманитарном аспекте; Республика Корея - сотрудничество в области IT и энергетической безопасности; Россия - сотрудничество в экономическом аспекте; Таджикистан - сотрудничество в области туризма; Турция - в области новых вызовов и угроз.

На состоявшемся 17 октября 2007 года заседании Комитета старших должностных лиц (КСДЛ) СВМДА, посвященном 15-летию Совещания, Республика Индия выразила готовность совместно с Республикой Корея и Азербайджаном, соответственно, стать со-координатором в области энергетической безопасности и сотрудничества в области развития безопасных и эффективных транспортных коридоров. Израиль предложил поделиться своим передовым опытом в области управления водными ресурсами, сельского хозяйства, высоких технологий, управления стихийными бедствиями и кризисами и выразил готовность провести семинары по тематике одной или нескольких из перечисленных областей. Как отметил Министр иностранных дел Казахстана М. Тажин в ходе своего выступления на заседании Комитета старших должностных лиц 17 октября с.г.: "...привлекательность и уникальность СВМДА заключается в духе и формате форума, ставшего общей платформой для сверки позиций и генерирования идей по актуальным вопросам жизни Азиатского континента".

Было принято решение, что большинство следующих мероприятий в рамках СВМДА пройдет за пределами Казахстана - в Тегеране, Анкаре, Москве, Тель-Авиве, Кыргызстане (экспертные встречи), Сеуле и Дели (заседания рабочих групп и КСДЛ). Деятельность в формате СВМДА будет осуществляться одновременно по нескольким направлениям.

Юбилейное заседание Комитета старших должностных лиц, посвященное 15-летию идеи о созыве СВМДА, имело и важное практическое содержание. Совещание показало свою востребованность и в военно-политическом измерении. Республика Корея выразила благодарность за Заявление СВМДА, которое одним из первых среди международных структур осудило захват корейских заложников в Афганистане летом этого года и потребовало их освобождения. Государства-участники также высказали общую заинтересованность в скорейшем переходе жизни в Афганистане на "мирные рельсы" и восстановлении разрушенной экономики. Поэтому СВМДА выступило с инициативой оказать посильную политическую и экономическую помощь Афганистану, как участнику Совещания, силами государств-членов.

Отличительной чертой заседания КСДЛ в Алматы 17 октября 2007 г. стало стремление к формированию и укреплению "сетевого" взаимодействия с другими многосторонними организациями и форумами. На евразийском пространстве действует ряд межгосударственных структур близких по духу и общей направленности. Поэтому КСДЛ принял решение о налаживании партнерских отношений с такими структурами, как ШОС, ЕврАзЭС, ОЭС, СААРК, Диалог сотрудничества в Азии.

Для укрепления сотрудничества между азиатскими межгосударственными организациями КСДЛ принял решение о целесообразности проведения под эгидой СВМДА международной конференции с участием всех азиатских региональных и субрегиональных структур.

Участники согласились с предложением казахстанского председательства наладить диалог на "межпарламентской дорожке" между государствами-членами СВМДА.

В ходе рабочих переговоров казахстанской делегации с партнерами из других стран впервые рассматривалась возможность и перспективность оптимизации существующих региональных многосторонних структур в Азии путем их объединения. Такое интегрирование могло бы иметь место, например, в случае с СВМДА и Диалог сотрудничества с Азией, которое планирует создавать секретариат. Возможно, такая идея потребует серии переговоров и консультаций с целью определения оптимального концептуального и организационного решения.

За пятнадцать лет процесс СВМДА превратился в полноценный действенный форум для диалога в целях поиска взаимоприемлемых мер по решению проблем и конфликтов в регионе. Цели и деятельность СВМДА получили признание мирового сообщества (J. Asanov. Evolution of CICA. "These Days", October 13, 2007. Delhi).

Выступая на общих дебатах 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября 2007 г. Президент Республики Казахстан, нынешний Председатель СВМДА Нурсултан Назарбаев сказал: "...Говоря об Азии, нельзя обойти тему формирования механизма коллективной безопасности в континентальном масштабе. Это стало возможным благодаря реализации казахстанской инициативы о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), обнародованной мной именно с этой трибуны в 1992 году. Сегодня СВМДА объединяет 18 государств, занимающих 90 процентов территории Азии. Население этих стран составляет половину всего населения земли. Время доказало востребованность процесса СВМДА, в рамках которого набирает темпы политический диалог азиатских государств...".

http://pda.rian.ru/analytics/20071109/87315443.html

09-11-2007


Нурлан Ермекбаев, заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован