Профессор Александр Гусев в программе «Право голоса» с Романом Бабаяном на телеканале «ТВЦентр»: проблема создания противоракетной обороны в Еропе является сегодня ключевой в отношениях между США и Россией.
Напомню, что еще на саммите Совета «Россия - НАТО (СРН)», состоявшемся 20 ноября 2010 года в Лиссабоне, была достигнута договорённость провести совместную оценку угроз применения баллистических ракет и возобновить сотрудничество по ПРО ТВД.
За время, прошедшее после лиссабонского саммита, состоялось несколько встреч экспертов наших стран, в том числе на уровне начальников генеральных штабов и послов стран-участниц Совета «Россия – НАТО».
В ходе дискуссий были обсуждены лишь первоначальные варианты реализации планов возможного совмещения интересов, главным образом, по проблеме гипотетического перехвата баллистических ракет с различных направлений, в том числе в отдельных географических зонах или секторах.
Однако переговоры после известных событий на Украине в 2014 году зашли в тупик.
Мы так и не завершили детальную проработку Концепции создания совместной системы противоракетной обороны в Европе, хотя и состоялось два этапа переговоров.
На начальном или первом этапе переговорного процесса были достаточно серьезные разногласия в подходах российской и американской сторон, особенно относительно того, каким по охвату должен быть создаваемый совместный с Россией «противоракетный щит Европы, т.е. быть некой региональной конструкцией, только прикрывающей европейский континент от Атлантики до Урала, т.е. быть системой «ЕвроПРО» или представлять собой более широкую трансконтинентальную структуру, простирающуюся над Европой и США одновременно, т.е. системой «ПРО Россия - НАТО», в которой Вашингтону бы отводилась роль «первой скрипки».
На втором этапе возникли проблемы стратегического характера, например, какова должна быть роль России в создаваемой совместной системе: должен ли быть использован потенциал российских ударно-боевых средств или роль Россию будет ограничено только информационно-разведывательной информацией?
Руководство НАТО склонялось к мысли, что участие России должно было быть ограничено лишь получением информационно-разведывательных данных. У руководства России на этот счет было другое мнение.
Российское руководство все время подчеркивало, что создание совместной системы ПРО в Европе с участием США, России и ряда стран-членов НАТО могло бы перевести наши отношения со странами Запада из разряда связей «стратегического партнерства» в отношения «стратегических союзников».
Вполне понятно, что противники совместных систем безопасности не создают, в принципе.
Но ни европейцы, ни тем более, американцы не хотели видеть в нас партнеров-союзников. И это было изначально понятно…
Профессор Александр Гусев в программе «Право голоса» с Романом Бабаяном на телеканале «ТВЦентр» http://www.tvc.ru/ 18.05.2015 года, эфир в 18:25 мск.