Неделю назад Госдума утвердила новый договор о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и Татарстаном. Это событие спикер Совета Федерации Сергей Миронов уже назвал "политически опасным". С ним трудно не согласиться: подобные документы заставили вспомнить знаменитый "парад суверенитетов", который в девяностые годы чуть не развалил Россию. Заставил он вспомнить и о сибирском сепаратизме.
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ АЛЕКСАНДРА ЧЕРНЯВСКОГО
В поисках "золотой середины"
Взаимоотношения федерального центра и регионов похожи на сумасшедший маятник. Его стрелка прыгает из крайности в крайность. В девяностые годы Борис Ельцин в пылу борьбы за власть великодушно разрешил субъектам РФ брать столько прав и полномочий, сколько они смогут "проглотить". Региональные элиты не преминули воспользоваться кремлевским подарком. Ряд бывших автономий провозгласили себя "суверенными государствами в составе Российской Федерации". Татарстан, Башкирия и ряд других регионов РФ поставили свои законы выше федеральных. Страна затрещала по швам.
Обратный процесс начался с приходом к власти команды Владимира Путина. Выстраивая железной рукой вертикаль власти, Кремль ясно дал понять всем, кто мечтал о независимости от Москвы: пощады не ждите! Региональные бароны и князьки, олигархи и сепаратисты всех мастей были вынуждены уйти в тень. Но, "собирая земли", по старому русскому обычаю у нас, как обычно, перегнули палку. Это отразилось, в частности, в такой важнейшей сфере, как фискальная политика. 60% доходов территорий уходит в федеральную казну. Многие главы субъектов РФ откровенно заявляют, что нынешняя система межбюджетных отношений вынуждает их вставать на путь иждивенчества, ибо у них нет стимула хорошо работать. Перегибы дают шанс на возрождение сепаратистам.
Существуют предпосылки для центробежных тенденций и в Сибири. Причем они имеют давнюю историю. Родоначальником сибирского сепаратизма (тогда это называли областничеством) историки считают томского писателя Григория Потанина. Некоторые, правда, приписывают авторство этой идеи отцу анархизма Михаилу Бакунину, который сильно повлиял на Потанина. В шестидесятых годах девятнадцатого столетия Потанин со товарищи стали активно выступать за самостоятельность Сибири. Некоторые договорились даже до отделения Сибири, причем в этом проекте областники сильно рассчитывали на Соединенные Штаты Америки. Царское правительство с сепаратистами цацкаться не стало: все его участники были репрессированы. Но идеи в отличие от людей весьма живучи. Всплески сибирского сепаратизма фиксировались и во время гражданской войны, и в начале правления Ельцина.
В Красноярском крае идеи сепаратизма принято связывать с движением "Наши", хотя это и не соответствует действительности. Красноярская элита никогда не была замечена в попытках противопоставить себя федеральному центру, это была больше борьба с режимом Лебедя. Тем не менее до сих пор актуально наблюдение уже упоминавшегося Бакунина, который главной причиной появления сибирского областничества назвал "тотально жесткую зависимость региона от бюрократии крепостнического центра". Увы, за сто пятьдесят лет мало что изменилось. По сути, до сих пор в России нет вменяемой региональной политики, которая смогла бы установить разумный баланс между интересами федерального центра и субъектами РФ. И эта зияющая пустота может привести к серьезному кризису.
АЛЕКСАНДР ХЛОПОНИН, ГУБЕРНАТОР КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ:
Москва и регионы должны быть одной командой
- Я не считаю существующую на данном этапе централизацию власти излишней. В частности, переход к выборам губернатора законодательным органом власти по предложению Президента лично мне кажется мерой, необходимой и для укрепления безопасности страны, и для ее сбалансированного социально-экономического развития.
Как экономист я твердо убежден - система государственного планирования должна быть точно сбалансирована по линии "федерация - регионы". Проще говоря, программы развития регионов должны учитываться федерацией при формировании общей стратегии территориального развития, а те в свою очередь - руководствоваться ею при формировании своих программных документов. Именно поэтому федеральные и региональные органы власти должны иметь согласованную программу действий и работать одной командой. Согласитесь это затруднительно, если федеральный центр не может найти общий язык с избранным губернатором.
Государство должно располагать ясным представлением о стратегическом направлении, в котором следует развиваться стране. Это чрезвычайно важно ради сохранения территориальной целостности, повышения благосостояния граждан и экономической эффективности.
Эта стратегия должна быть нацелена на решение двух задач: экономического развития проблемных регионов и усилении региональной составляющей в федеральной экономической политике.
Для этого необходимо разработать программу территориального планирования, согласованную с руководителями регионов, крупными компаниями, имеющим внятные экономические интересы на данной территории, и местным бизнес-сообществом. Также необходим переход от действующей в настоящее время в нашей стране системы межбюджетного выравнивания к стимулированию экономического развития и дотационных территорий, и регионов-лидеров.
Для реализации региональных проектов уже активно применяется такой эффективный инструмент, как федеральный Инвестиционный фонд. Скоро общественности будут представлены и другие перспективные инструменты государственно-частного партнерства.
ВИТАЛИЙ ИВАНОВ, ПОЛИТОЛОГ, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ЦЕНТРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ РОССИИ (Г. МОСКВА):
Игры в равноправие закончились
- Совершенно не согласен с теми, кто призывает ослабить вертикаль власти. Понятно, что чем ближе выборы нового президента, тем больше желающих устроить ревизию завершающемуся правлению. Однако, во-первых, излишней централизации властных функций нет. Была проведена централизация ресурсов и установлены новые механизмы мониторинга, контроля и ответственности. Текущие управленческие вопросы как решались, так и решаются на местах, а не в Кремле. Можно что угодно говорить про нашу вертикаль. Но она есть. И это правильно: в случае кризисных ситуаций без нее было бы совсем плохо...
Во-вторых, за "излишнюю централизацию" часто выдают отмену выборов глав субъектов федерации и ужесточение избирательного законодательства. Это как раз было вовсе не "лишним", а очень даже необходимым. Мы помним избирательные кампании, которые парализовали нормальную жизнь в регионах порой на полгода; помним, как вели себя "всенародно избранные" главы. Поигрались, и хватит. Именно поэтому отношение федерального центра и регионов должно строго строиться по модели "начальник - подчиненный". Никакого равноправия и никаких игр в равноправие.
То же касается и идеи по поводу увязки стратегий развитий регионов с планами крупных ФПГ. По моему мнению, ничего и ни с кем государство увязывать не должно - это порочный принцип. Государство должно давать бизнесу политические векторы, ставить задачи, контролировать их выполнение и взыскивать с нерадивых. Государство должно корпорациям давать указания, что и где строить, кому и куда давать деньги и т.д.
Надеяться на добрую волю ФПГ бессмысленно, их обещания и презентации в 90% случаев вранье и пыль в глаза, без палки ничего они развивать не будут. Нужно окончательно достроить "вертикаль бизнеса", при которой властью отдаются приказы, и эти приказы не обсуждаются. Прошли те времена, когда корпорации были феодалами, чуть ли не суверенами. Вот такой должен быть подход, и в наше время он вполне реален. Нужна только политическая воля.
ЦИТАТА
"Сегодня актуальнейшим вопросом является перераспределен-ие власти. В стране такого размера федеральная власть должна исполнять те функции, которые по определению не могут принадлежать регионам, например, внешняя политика. Все остальные функции должны быть отданы в регионы, а вместе с ними и львиная доля налогов. Здесь должна быть децентрализация. Это не сепаратизм. Наоборот, укрепляя регионы, делаем мощнее страну".
(Александр Лебедь, экс-губернатор.)
19 февраля 2007
Источник: http://krsk.kp.ru/