В Государственной Думе рассмотрен законопроект с длинным названием: "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края еще в мае 2002 года. Докладывал его по доверенности ЗСК наш кубанский депутат, председатель подкомитета по санитарно-курортному делу Борис Кибирев.
Для того чтобы убедить своих коллег в нужности и важности, предлагаемых изменений в действующий закон, докладчик, прежде всего, сослался на авторитет субъекта права, внесшего эти изменения. Как известно, Краснодарский край все больше набирает силу как ведущий курортный регион России. В прошлом году в крае подлечились, отдохнули и набрались здоровья больше 5 миллионов человек. Их приезд на наши курорты пополнил краевой бюджет солидной суммой в 1 млрд. 125 миллионов рублей. И это несмотря на сложности прошлого года - при разрушительных ударах стихии по всему Югу России. И хотя эти удары основных курортов не достали, кроме района Новороссийска, психологический настрой при выборе мест отдыха у многих наших гостей был достаточно сложный.
Работники санитарно-курортного комплекса с этими проблемами справились, потому что основательно готовились к оздоровительному сезону и сумели оперативно реагировать на изменяющиеся условия летом.
Но эти профессионалы каждодневно ощущают пробелы в действующем федеральном законодательстве, что и породило законодательные предложения нашего Кубанского парламента.
В чем суть этой законодательной инициативы?
Целью законопроекта является усовершенствование государственного регулирования в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха.
В настоящее время в федеральном законодательстве нет четкого разграничения понятий санаторно-курортной и оздоровительной деятельности, что приводит к значительным затруднениям при оформлении необходимых лицензий и сертификатов на осуществляемые виды деятельности и услуги, а также при финансировании организаций, занимающихся этими видами деятельности, и предоставлении им льгот.
Организации, осуществляющие санаторно-курортную деятельность, относятся к лечебно-профилактическим и с учетом объемов оказанных услуг гражданам, имеющим льготы, установленные Правительством Российской Федерации, приравниваются по оплате коммунальных услуг к лечебным учреждениям, подведомственным органам местного самоуправления. Оздоровительные организации указанных льгот не имеют.
Кроме того, на наших Черноморских курортах набирает силу новое явление. Уже практически половина всех койко-мест приходится на вновь построенные гостиницы и пансионаты. Условия там вполне приемлемые, да и цены порою ниже, чем в здравницах с большим стажем. Но возникает проблема: законодательство не четко определяет обязанности владельцев этих пансионатов по уплате налогов. Получается нехорошо: доходы, у них растут и дай Бог, что-бы росли, а вот участвовать в этих расходах на благоустройство курортов и развитие инфраструктуры они вроде бы, и не обязаны.
Внесенные изменение и дополнение создать условия для решения возникающих проблем. Но не тут то было!
Вроде бы все понятно, никаких принципиальных возражений никто из депутатов не высказал. Даже полномочный представитель Правительства в Государственной Думе Андрей Логинов своем выступлении ехидно похвалил докладчика, активного члена фракции КПРФ Бориса Кибирева, за настойчивое продвижение чисто регионального закона. Но и тут же призвал депутатов не поддерживать внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края закон.
В чем же причина? А причина понятна. Правительство Российской Федерации не только не одобрило инициативу краснодарских законодателей, но и намерено отменить сам ныне действующий закон, в который как раз, и предлагалось внести эти поправки.
В санаторно-курортных кругах из неофициальных источников давно известно намерение Правительства отменить действующий закон по курортам. И вот теперь это получило неофициальное подтверждение.
Министерство здравоохранения Российской Федерации, нынешний главный попечитель и оберегатель всех российских курортов, недавно подготовило за подписью Статс-секретаря, заместителя Министра Евгения Дедкова в Правительство вот такое интересное письмо:
"Министерство здравоохранения Российской Федерации рассмотрело материалы Комиссии при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
&n bsp; Поддерживая основные концептуальные направления, содержащиеся в материалах Комиссии, полагаем возможным признать утратившим силу Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" с одновременным внесением изменений и дополнений в Законодательство Российской Федерации".
Значит, курорты останутся без закона?
А может, им от этого станет даже лучше?
Наивные вопросы! Уже после пленарного заседания Госдумы, на котором рассматривалась краснодарская законодательная инициатива, думский Комитет по охране здоровья и спорту провел заседание Круглого стола, на котором высокопрофессиональные работники курортов России, ученые этой отрасли, работники профсоюзов рассмотрели, представленный Минздравом России проект концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации. Все заседание председатель Комиссии Николай Герасименко, с докладом выступал все тот же Борис Кибирев.
Так вот, не касаясь процесса обсуждения самой концепции, хочется отметить, что участники заседания с недоумением восприняли весть о том, что Дума отклонила краснодарский законопроект, так как практиков как раз волнуют проблемы, которые могли бы разрешить поправку: правовой статус лечебных и оздоровительных организаций и вопросы лицензирования их деятельности. А вот известие о возможной отмене действующего закона о курортах вызвало просто тревогу. Да, действующий закон не охватывает всех сторон курортной деятельности, имеет целый ряд недостатков. Так давайте его улучшать, а не отменять совсем. Ведь самая большая сложность для практики - это законодательная неопределенность.
Но, вернемся к пленарному заседанию Госдумы. Повторим: Правительство против краснодарской инициативы. Этого достаточно для депутатов из так называемых депутатских фракций. Не высказав никаких критических замечаний, они закон проваливают. Проваливают, даже не голосуя против. Просто не нажимают кнопки. Очень удобно: вроде бы и не против, но голоса не дал.
Общий итог голосования: ЗА - 128 депутатов (коммунисты и аграрии, Зюганов Г.А. и Харитонов Н.М.), не голосовали - 317 человек ("Единство", Пехтин В.А.; "Отечество - Вся Россия", Володин В.В.; "Союз Правых Сил", Немцов Б.Е., "Яблоко", Явлинский Г.А.; ЛДПР, Жириновский В.В.; "Народный депутат", Райков Г.И.; "Регионы России", Морозов О.В.).
Голоса кубанских депутатов разделились в соответствии с уже сложившейся схемой:
за закон проголосовали:
Бурулько А.П., Гаманенко А.И., Денисов Н.Г., Кибирев Б.Г.,
Мащенко О.И., Пашуто В.Р., Севастьянов В.И.
не поддержали закон:
Коробов М.Л., Тетерин В.Н., Ханкоев И.М., Шишкарев С.Н.
Курорты настораживаются в ожидании дальнейшего развития событий. А межу тем курортный сезон надвигается. И надо не только с честью встретить и обслужить всех гостей, но и заслуженно пополнить бюджет края. Ибо губернатор А.Н. Ткачев поставил новую задачу: собрать в нынешнем 2003 году 40 млрд. рублей налогов. Значит, и доля курортного комплекса в поступлении налоговых платежей против прошлого года резко возрастет.
Пожелаем новому курортному сезону успехов.
http://www.duma.gov.ru/kibirev/