Проблема взаимодействия государства и бизнеса берет свое начало с возрождения основ государственности. Как показывает история, периоды сближения в ней чередуются с периодами удаленности. При этом, как правило, инициатива оставалась за властью, но односторонние административные решения редко приводили к успеху.
Так, Петр Первый дважды вводил винополию, то есть государственную монополию на алкоголь, и дважды по истечении времени отказывался от своей затеи из-за быстрой потери её эффективности.
---//---
Новейшая история России также изобилует подобными примерами. Длительный период невосприятия частного предпринимательства, как идеологии, быстро перерос в первые годы реформ в свою противоположность - неформальное сотрудничество, целенаправленное формирование олигархов и естественное сращивание власти и бизнеса в ходе выполнения бизнесом политических заказов.
С изменением политической ситуации в стране последовал резкий разрыв всех этих отношений. А затем непростой поиск иных форм взаимодействия: с одной стороны, создания условий для заинтересованности бизнеса в решении общенациональных задач, а с другой - проведения в жизнь сформулированного Президентом РФ В.В.Путиным принципа "равноудаленности".
Однако сегодняшние реалии показывают, что мы еще очень далеки от их практического решения. Стратегия, претендующая на статус государственной, не только должна вызреть в умах политиков, ученых, но и самое главное - получить конкретные механизмы её реализации, быть понятной и поддержанной разными слоями населения.
---//---
Следует отметить, что в странах с устоявшейся системой государственности преимущества механизма ГЧП традиционно используются очень широко.
---//---
В недавно вышедшей монографии "Политика развития сельских территорий России : поселения XXI века" предложен и теоретически обоснован механизм ГЧП для устойчивого развития сельских территорий РФ на современном этапе, сформулированы цели, задачи, принципы, этапы и критерии оценки данного процесса. В настоящее время эти подходы получили практическое продолжение на примере группы сельских районов Тамбовской области.
---//---
Устойчивое развитие сельских территорий основывается на интегрированном решении комплексных проблем, увеличении значения местного самоуправления и широком вовлечении населения в процесс принятия решений, который становится прозрачным и строится снизу вверх.
Очевидно, что для этого недостаточно проведения суммы отдельных мероприятий по поддержке сельского хозяйства или содействию развития предпринимательства. Поскольку любая отраслевая политика, в том числе и развитие сельского хозяйства, может полностью совпадать с целями функционирования сельских территорий, может частично с ними пересекаться, а может им и противоречить.
Поэтому для эффективной и сбалансированной жизнедеятельности сельских территорий отраслевой подход должен быть дополнен проектами их комплексного интегрированного развития, охватывающими не только сельское, но и лесное, водное хозяйства, строительство, туризм, местную промышленность и другие отрасли и виды деятельности, без учета которых устойчивое развитие неосуществимо. И все это должно базироваться на активном участии населения и поддержке государства: только такой подход позволит создать саморазвивающуюся экономически эффективную систему современной цивилизации на сельских территориях.
Неслучайно на недавнем заседании Правительства РФ, где заслушивался доклад Минсельхоза о проделанной работе в 2005 году, Председатель Правительства РФ М.Е.Фрадков обратил внимание на потребность повышения координирующей роли Минсельхоза в развитии сельских территорий.
---//---
Именно Государственно-частные партнерства должны стать эффективным инструментом сельских территорий. В общем виде роль ГЧП в процессе перехода к устойчивому развитию сельских территорий показана на схеме.
В её нижней части представлены три основные сферы человеческой деятельности в сельской местности: экономическая, социальная и экологическая.
На основе использования специальных инструментов развития сельских территорий (планирование устойчивого развития на уровне районов, диверсификация сельскохозяйственного производства, маркетинг, кооперация и др.) происходит мобилизация человеческого и экономического потенциалов саморазвития сельских территорий.
Что в конечном итоге способствует преодолению бедности и повышению благосостояния населения, которое является непременным условием перехода к устойчивому развитию, основанному на использовании собственных ресурсов.
---//---
Но даже максимальное использование потенциалов саморазвития и привлечение инвестиций далеко не всегда решают проблему устойчивого развития сельских территорий. Одна из главных проблем - создание условий, развитие социально-бытовой сферы.
При этом государству следует формировать рамочные условия перехода к устойчивому развитию, например, в рамках приоритетных национальных проектов, обеспечить поддержку с жильем, детскими учреждениями, медициной, газом, дорогами. На местном же уровне нужно обеспечить активизацию и мобилизацию всех внутренних потенциалов саморазвития сельских территорий.
Предложенный комплексный территориальный подход к развитию позволяет сочетать на сельских территориях сразу все четыре национальных проекта: в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования и жилищного строительства, что обеспечит максимально эффективное использование потенциалов государственной поддержки и саморазвития сельских территорий.
---//---
Эти положения были взяты за основу при разработке интегрированного модельного проекта "Поселения XXI века - Тамбов", включающего сбалансированный комплекс различных отраслевых проектов развития. Основными отличительными чертами такого подхода являются многоотраслевая направленность, улучшение восприятия предполагаемых преобразований местным населением, территориальный аспект.
---//---
Для его реализации были взяты шесть типичных расположенных рядом чисто сельских районов.
Более детально эти районы представлены на слайде.
Было проведено их детальное обследование. Оно показало, что из всех земель сельхозназначения (497 тыс.га) около 20% (80,6 тыс.га) фактически не используются, половина из них (45,5 тыс.га) представляют собой залежь.
В коллективных сельскохозяйственных предприятиях занято всего 8,6 тыс. человек, неработающий контингент составил 131 тыс. человек (т.е. в 15 раз больше). Из всех ранее существовавших предприятий сельхозназначения 576 (или 60%) - действующие, годовая стоимость производимой ими валовой продукции составляет около 4 млрд. рублей.
Территориальное расположение неиспользуемых земель и нефункционирующих предприятий представлено на слайде (комментарий).
Из земельных фондов перераспределения под проект в настоящий момент уже выделено 21 тыс.га. Остальные земли планируется оформить до конца марта текущего года. Намечено проектное освоение 70 тыс.га фонда перераспределения и частных паев, а всего с арендой более 100 тыс.га (т.е. всей невостребованной или неиспользуемой земли).
Целевые установки проекта "Поселения XXI века - Тамбов" схематично можно представить в виде следующего дерева целей. Оно состоит из генеральной (или главной) цели: формирование саморазвивающейся системы сельских территорий на основе ГЧП.
Ее реализация станет возможной после осуществления двух стратегических целей:
1. Развитие экономически эффективных производств на сельских территориях области.
2. Создание комфортных условий проживания для сельского населения.
Достижение первой из них в основном базируется на привлечении частных инвестиций. Вторая - в рамках национальных проектов, целевых программ федерального, областного и местных уровней.
Как видно из схемы, в свою очередь каждой из этих стратегических целей соответствует ряд более узких задач, для реализации которых необходимо наполнение конкретными проектами (мероприятиями).
Всю проводимую работу по подготовке и реализации Проекта условно можно разделить на 10 этапов.
Сегодня мы находимся на уровне 6-8 этапов:
6. Разработка стратегических направлений проектов, их технико-экономическое обоснование.
7. Территориальное планирование, обучение сотрудников муниципальных администраций.
8. Разработка бизнес-планов отдельных производственных проектов первой очереди, подготовка их к реализации.
Общая сумма инвестиций первой очереди Проекта составит порядка 200 млн. евро, в том числе кредиты и инвестиции в производство - 180 млн.евро. Продолжительность строительства объектов первой очереди - 2 года. Срок окупаемости проекта - 6-8 лет.
http://betin.tambov.ru/index.html?site=1&id=2875