Прошли времена, когда насилие и массовые убийства в учебных заведениях были чисто американской историей. Дурная преступная практика пустила корни и прижилась в российских условиях. В связи с трагическими событиями в школах Москвы, Ивантеевки, Перми, Улан-Удэ, Керчи повышенное общественное внимание привлекает проблема т.н. «колумбайна» или «скулшутинга».
Причин несколько: продолжающееся расслоение общества по уровню доходов, социальному происхождению, этнорелигиознойпринадлежности; рост числа детей из неблагополучных семей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; отсутствие внятной централизованной системы воспитания (акцент на рейтингах и подготовке к ЕГЭ); деградация общедоступной досуговой занятости детей (практически за любой приличный кружок и секцию надо платить); падение авторитета и социального престижа профессии педагога; бесконтрольное распространение идеологии насилия в СМИ и Интернете как основного инструмента разрешения конфликтных ситуаций.
Недавние трагедии с убийством малыша в г. Нарьян-Мар и очередной «колумбайн» в Амурском колледже строительства и ЖКХ вновь заставляют критически посмотреть на систему обеспечения безопасности образовательных организаций.⠀
Что должно быть сделано, чтобы исключить или свести к минимуму подобные преступления?
1. Единое федеральное целевое финансирование оснащения образовательных учреждений техническими средствами и системами безопасности. Большинство муниципалитетов имеют дотационные бюджеты и не способны самостоятельно обеспечить объекты образования необходимыми системами безопасности.
О каких средствах и системах безопасности идёт речь?
⠀Об оснащении дошкольных образовательных организаций системами контроля управления доступом и электромагнитными замками с системой "Антипаника".
Об оснащении периметра, уязвимых участков и мест массового пребывания детей системами видеонаблюдения (в перспективе - с функциями выявления девиантного поведения и детекцииоставленных предметов).
⠀Об обязательном наличии нескольких кнопок тревожной сигнализации (охранник - заведующий - заместитель по безопасности) с обязательным прямым выводом на УВО Росгвардии. Никаких систем мониторинга, когда на вызов приезжает первый, кто оказался под рукой.
⠀
2. Жёсткий контрольно- пропускной режимв образовательных организациях. Посторонним людям нечего делать в детских садах и школах.⠀
3. Обязательные для всех правила поведенияв учебных заведениях и санкции за их нарушение.
4. Постоянный социально-психологический мониторинг состояния обучающихся. При малейших признаках девиантного поведения индивидуальная работа с психологами-медиаторами.
5. Тщательный отбор ЧОП и сотрудниковдля охраны объектов образования (поэтапно надо переходить на охрану всех учебных заведений подготовленными сотрудниками Росгвардии).
6. Строгая защита информации. Никаких паспортов безопасности учреждений в Интернете.
7. Регулярные внезапные проверки оснащения, технического состояния и эффективности функционирования инженерно-технических средств защиты и физохраны.
И самое важное: все эти меры должны реализовываться в комплексе с государственной поддержкой общедоступной досуговой занятости детей, целевым финансированием производства качественной информационной продукции для детей (кино, видеоролики, мультфильмы, игры), формирующей нравственные ценности и жизненные ориентиры.
Не надо экономить на жизни и здоровье детей. Затраты на раннюю профилактику, точечную работу школьных психологов-профессионалов с «трудными» и брошенными детьми равны спасённым человеческим жизням.
Заместитель руководителя
аппарата Антитеррористической комиссии
Московской области Владислав Красинский