Эксклюзив
Кокошин Андрей Афанасьевич
14 января 2023
594

О Госвоенинспекции в Совете обороны и Совете безопасности России в бытность секретарем СО и СБ РФ А.А. Кокошина

 
 

В соответствии с утвержденным указом Президента РФ Б.Н.Ельцина 1997 г. Положением Государст​венная военная инспекция получила значительные права по контролю исполнения указов и распоряжений президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений прави​тельства Российской Федерации; своевременность и полноту вы​полнения планов строительства и развития органов, войск и воинских формирований, практическую реализацию военной политики и военной доктрины Российской Федерации; использование органами, войсками и воинскими формированиями средств, выделяемых из федерального бюджета.

Главной задачей Государственной военной инспекции был контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъек​тов Российской Федерации нормативных правовых актов, регули​рующих военное строительство в Российской Федерации; проверка деятельности органов, войск и воинских формирований с привле​чением в необходимых случаях представителей финансовых, нало​говых и иных контрольных и надзорных органов. При выявлении нарушений соответствующими должностными лицами Госвоенин-спекция получила право требовать от них письменных объяснений причин этих нарушений, а также приглашать их для дачи разъяс​нений.

Очень важным вопросом был контроль за соблю​дением федеральными органами исполнительной власти эконо​мических характеристик и параметров военной организации, ут​вержденных в соответствии с нормами и приоритетами военного строительства.

На Инспекцию также был возложен контроль за разработкой и реализацией программ создания и производства вооружения и военной техники и технологий двойного примене​ния для нужд обороны и безопасности страны; состоянием под​готовки кадров в образовательных учреждениях профессионального образования и их распределением; обеспечением органами, войсками и воинскими формированиями социальной защиты военнослужащих и гражданского персонала, а также граждан Рос​сийской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Первые же проверки Госвоенинспекции показали, что положе​ние дел по многим из этих вопросов оставляет желать лучшего.

Государственной военной инспекции было дано право: вносить предложения президенту Российской Федерации об освобождении или отстранении от должности (увольнения с военной службы) должностных лиц органов, войск и воинских формирований.

Важнейшим и до этого нигде не реализованным принципом организации деятельности Государственной военной инспекции на​ряду с Советом обороны стала интеграция в единую цепочку функций контроля, анализа и подготовки решений высшего госу​дарственного руководства в области военного строительства. Такая интеграция обеспечивалась как за счет соответствующей организа​ционно-штатной структуры самой Инспекции, так и вследствие объединения постов Государственного военного инспектора и Секретаря Совета обороны. В целом эти принципы, а также функции и полномочия были сохранены и после объединения Государственной военной инспекции с аппаратом Совета безопасности. В результате Президент приобрел орган, через который он мог реально и в полной мере осуществлять свои предусмотренные Конституцией и за​конами функции по руководству силовыми структурами.

За короткий период времени своего существования Госвоенинспекция (в том числе в рамках Совета безопасности) провела ряд глу​боких проверок, связанных прежде всего с выполнением важнейших решений президента — Верховного Главнокомандующего в области военного строительства, управления силовыми структурами, эконо​мического обеспечения военного строительства.

Во время специальной инспекторской поездки А.А. Кокошина на Се​верный Кавказ и работы в этом регионе нами оценивались сравнительные возможности внутренних войск МВД и частей и соединений Вооруженных сил РФ, возможности и роль Северокавказского округа ФПС, механизм взаимодействия между ВС, ФСБ, МВД, ФПС, а также МЧС. Организовывал эту поездку заместитель секретаря Совбеза В.Я. Потапов, очень хорошо знавший этот регион, занимая до этого пост начальника штаба Северокавказского военного округа. И Кокошину, и Потапову, и представителям различных наших силовых структур было совершенно очевидно, что Хосавьюртовское соглашение, заключенное генералом А.И. Лебедем с чеченскими сепаратистами, недолговечно и не соответствует коренным интересам России.

В ходе этой работы выявилась в частности особая сложность создания адекватной системы управления на этом «театре» в силу существенной разницы в структурах управления на региональном уровне, имевшихся у МВД, ФСБ, Минобороны, ФПС. Значитель​ные различия имелись и внутри МВД (Северокавказский округ внутренних войск, Региональное управление по борьбе с организо​ванной преступностью, Управление внутренних дел в каждой севе​рокавказской республике, в Ставропольском крае, в Ростовской области, в Краснодарском крае). Это требовало наличия в МВД и ФСБ в объединенном руководстве федеральными силами фигуры на уровне примерно начальника главка или даже замминистра внутренних дел (с учетом округа ВВ МВД).

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован