А.А. Кокошин, В.А. Веселов, А.В. Лисс.
Одним из важнейших элементов реализации решений Совета Безопасности по политике ядерного сдерживания летом 1998 г. стало принятие концепции "Северного Стратегического бастиона", о чем заявил Б.Н.Ельцин в ходе учений Северного флота 21 августа 1998 г. В соответствии с этой концепцией Северный флот призван обеспечивать стратегическое ядерное сдерживание и вместе с тем представлять свободную морскую силу для обеспечения интересов России в Мировом океане.
Формулирование этой концепции было итогом поиска собственно российской идеи обеспечения безопасности, стратегической стабильности, в ее основе - осмысление уроков нескольких послевоенных десятилетий, особенно событий Карибского кризиса 1962 г., а также понимание того, что при расчете наших скудных ресурсов необходима концентрация сил и средств на ограниченном количестве направлений**.
Для "бастиона" не случайно выбрано северное направление. Зона вокруг Кольского залива - это действительно зона особых интересов безопасности России. Север лучше всего обжит нами, труды русских и советских полярников, их самопожертвование добыли нам огромные, уникальные знания соответствующих районов Арктики - по ледовой обстановке, по гидрологии и гидрографии, по климату и погодным условиям и пр., создав немаловажные преимущества для России в этой зоне, особенно для подводных лодок - как многоцелевых дизельных и атомных, так и для стратегических ракетоносцев. Пласт знаний в этой области, накопленный усилиями российских полярников, ученых, военных и гражданских моряков, уникален. Он лишний раз свидетельствует о вкладе отечественной науки в обеспечение стратегической стабильности.
Концепция Северного стратегического бастиона дает представление о том, как будет происходить строительство российских морских сил сдерживания в начале XXI века, реализация одной из базовых, доктринальных формул новой концепции военного строительства - сочетание ядерного сдерживания со стратегической мобильностью интегрированных разносторонних сил и средств. Новая концепция учитывает, что надежная система ядерного сдерживания - это не только подводные ракетоносцы, но и еще их надежная защита, средства, обеспечивающие боевую устойчивость. Создание Северного стратегического бастиона не потребует какого-либо радикального увеличения ассигнований; надо просто более системно использовать те ресурсы, которые там есть и будут. Наконец, Северный бастион может играть важную роль в глобальной стратегической стабильности, обеспечивая России статус великой державы.
См.: А.А.Кокошин, В.А.Веселов, А.В.Лисс. Сдерживание во втором ядерном веке. М.: ИПМБ РАН, 2001. С. 51. - http://textcol.ru/index-13220.html?pase=8
* Концепция "Северного стратегического бастиона" впервые была выдвинута одним из авторов в период его пребывания в должности первого заместителя министра обороны РФ еще в 1992 г. Среди активных разработчиков этой идеи был академик И.Д.Спасский, ее поддержал покойный начальник Генштаба В.А.Дубынин, а затем сменивший его на этом посту М.П.Колесников.