Совместное постановление Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В целях содействия дальнейшему развитию и активному участию в реализации в стране демократических преобразований и либерализации общества независимых негосударственных некоммерческих организаций и институтов гражданского общества, создания независимой системы и объективных условий для формирования источников их финансирования Кенгаш Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаш Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан постановляют:
1. Принять предложение Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты о создании при Олий Мажлисе Республики Узбекистан Общественного Фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества (далее - Фонд), а также Парламентской комиссии по управлению средствами Фонда.
2. Установить, что:
Фонд и Парламентская комиссия создаются в соответствии с Законами Республики Узбекистан "Об общественных фондах", "О негосударственных некоммерческих организациях", "О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций" в целях организации распределения средств, выделяемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан на поддержку деятельности негосударственных некоммерческих организаций (ННО) и других институтов гражданского общества, формирования и реализации программ материальной, финансовой поддержки ННО;
средства Фонда выделяются непосредственно ННО и другим институтам гражданского общества в виде субсидий, грантов, социального заказа на основе их заявок и в соответствии с решениями Парламентской комиссии;
ежегодное выделение Фонду бюджетных средств для поддержки ННО, институтов гражданского общества, осуществляется по представлению Парламентской комиссии в сроки подготовки, рассмотрения, обсуждения и утверждения Государственного бюджета Республики Узбекистан. При этом оставшиеся в конце отчетного года неиспользованные средства, выделенные ННО, не возвращаются в доход бюджета, а используются по целевому назначению в очередном году;
состав Парламентской комиссии формируется из числа депутатов Законодательной палаты, членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, представителей соответствующих структур министерств юстиции и финансов Республики Узбекистан, республиканских ННО и других институтов гражданского общества, в составе председателя, его заместителя, ответственного секретаря и членов комиссии.
3. Основными задачами Фонда определить:
аккумулирование средств, получаемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан, иных, не запрещенных законодательством, источников, организация их использования на реализацию программ, направленных на стимулирование развития и поддержку деятельности независимых ННО и других институтов гражданского общества, их активного участия в решении актуальных социальных, экономических, гуманитарных проблем;
содействие в реализации программ и проектов, связанных с укреплением материально-технической базы ННО, оказанием им правовой, консультативной, организационной, технической и иной помощи, расширением их контактов с зарубежными партнерами (проведение совместных конференций, семинаров, "круглых столов", тренингов, реализация совместных проектов и др.) по вопросам развития деятельности ННО, других институтов гражданского общества, их участия в процессах демократического обновления и модернизации страны.
Определить, что Фонд осуществляет свою деятельность на основе принципов гласности, прозрачности и открытости, обеспечивает целевое использование выделяемых негосударственным некоммерческим организациям и другим институтам гражданского общества средств. Фонд ежегодно публикует в средствах массовой информации отчет о своей деятельности, распределении и реализации средств, выделенных ННО и другим институтам гражданского общества.
4. Определить, что источниками формирования средств Фонда являются средства Государственного бюджета Республики Узбекистан, добровольные спонсорские взносы юридических и физических лиц (как резидентов, так и нерезидентов Республики Узбекистан), гранты и безвозмездно передаваемые средства международных организаций и финансовых институтов, иные средства, не запрещенные законодательством.
Имущество Общественного Фонда составляют основные фонды и оборотные средства, а также другое имущество, стоимость которых отражается на балансе Фонда, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
5. Основными задачами Парламентской комиссии определить:
организация эффективного распределения средств Фонда на поддержку негосударственных некоммерческих организаций, разработка на основе глубокого изучения предложений ННО, других институтов гражданского общества программ финансирования перспективных, социально и общественно значимых программ и проектов, направленных на решение конкретных социально-экономических вопросов регионов, дальнейшее повышение социальной активности граждан;
обеспечение гласности и открытости при распределении средств Фонда, привлечение широкой общественности к обсуждению вопросов развития и повышения эффективности деятельности ННО и других институтов гражданского общества, их активного участия в проводимых социально-экономических и общественно-политических реформах, обеспечении защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов человека;
осуществление контроля (мониторинга) за целевым и эффективным использованием средств Фонда, финансируемых им проектов и программ, в том числе направленных на укрепление финансовой самостоятельности и устойчивости ННО и других институтов гражданского общества;
содействие углублению сотрудничества ННО с органами государственной власти на местах в реализации приоритетных, других социально и общественно значимых программ и проектов, процессам усиления роли ННО и других институтов гражданского общества в демократизации общественной жизни;
разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы, экономических и правовых гарантий, обеспечивающих свободное и независимое развитие ННО и других институтов гражданского общества.
Установить, что Парламентская комиссия выполняет функции Попечительского совета Фонда.
6. Положение об Общественном Фонде по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, а также Положение о Парламентской комиссии и ее состав утверждаются совместным решением Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Порядок распределения средств Общественного Фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества Узбекистана утверждается Парламентской комиссией по управлению средствами Общественного Фонда.
7. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Постановлением;
обеспечить принятие органами государственного управления нормативно-правовых актов, необходимых для реализации задач, возложенных на Фонд.
8. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан А.Шадманова и заместителя Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Ф.Мухитдинову.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Д.Ташмухамедова
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан И.Собиров
Город Ташкент,
3 июля 2008 года
* * *
Комментарий к постановлению "О мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества"
В период активного демократического обновления и модернизации страны в Узбекистане проделана огромная по масштабам работа по созданию организационно-правовых условий, экономических и правовых гарантий формирования и свободного развития негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества, обеспечению их активного участия в демократических преобразованиях и либерализации общества. Сегодня ННО призваны стать важным фактором повышения общественной активности граждан, их широкого привлечения к решению важных вопросов общественного и государственного строительства, укрепления демократических ценностей в сознании людей.
В настоящее время в республике насчитывается более пяти тысяч негосударственных некоммерческих организаций, действующих в самых различных сферах жизни общества - экономике, культуре, гуманитарной, социальной сферах и выражающих интересы широких слоев населения. В стране функционируют Общественное движение молодежи "Камолот", Комитет женщин, Фонды "Махалла" и "Нуроний". В последние годы силами ННО образованы Национальные ассоциации негосударственных некоммерческих организаций и электронных СМИ, Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных СМИ и десятки других институтов гражданского общества, пользующихся широкой поддержкой общественности.
В Узбекистане создана развитая законодательная, нормативно-правовая база, обеспечивающая свободное развитие негосударственных некоммерческих организаций. Приняты, либо изданы в новой редакции законы "Об общественных фондах", "О благотворительности", "Об общественных объединениях", "Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны", "О средствах массовой информации", ряд указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, правительства страны.
Важным фактором укрепления и развития независимых ННО и других институтов гражданского общества стал Закон Республики Узбекистан "О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций". Закон установил целостную систему правовых, экономических, организационно-технических мер поддержки многообразной деятельности ННО.
На современном этапе политического обновления и реформирования общества поддержка ННО и других институтов гражданского общества является важным условием обеспечения их реальной независимости. Только свободные, независимые и самостоятельные, располагающие достаточными финансовыми ресурсами ННО и другие институты гражданского общества могут эффективно выполнять возложенные на них задачи.
В этой связи Совместное Постановление Кенгашей палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан "О мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества" является еще одним важным шагом на пути обеспечения последовательного независимого развития ННО, институтов гражданского общества, усиления их роли и значения в процессе демократического обновления страны.
В соответствии с указанным Совместным Постановлением создается независимая, основанная на самых демократических принципах, система формирования источников финансирования деятельности ННО и других институтов гражданского общества.
В чем суть основных положений Совместного Постановления?
Первое. Вопросы, связанные с определением объемов средств, выделяемых из Государственного бюджета для поддержки деятельности ННО, распределением этих средств, мониторингом их использования передаются из ведения органов исполнительной власти, в том числе Министерства финансов, Кабинета Министров, в ведение высшего законодательного органа страны - Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Для осуществления указанных функций при Олий Мажлисе Республики Узбекистан создается Общественный Фонд по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества. Управлять средствами этого фонда будет специально создаваемая Парламентская комиссия, состоящая из депутатов Законодательной палаты, членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистана, а также экспертов соответствующих министерств и ведомств, представителей ННО, средств массовой информации.
Второе. Работа Общественного Фонда и Парламентской комиссии в соответствии с Совместным Постановлением должна строиться с учетом самых высоких демократических требований, на основе принципов гласности, открытости, доступности, объективности.
Средства фонда выделяются непосредственно ННО на основе их заявок и решений Парламентской комиссии без участия каких-либо промежуточных звеньев и структур.
Определение объемов средств, выделяемых для поддержки ННО, осуществляется Олий Мажлисом по представлению Парламентской комиссии в ходе и сроки подготовки, рассмотрения, обсуждения и утверждения Государственного бюджета Республики Узбекистан. В таком же порядке будут обсуждаться отчеты об использовании этих средств.
Фонд ежегодно публикует в средствах массовой информации полный отчет о своей деятельности, сведения о том, как распределены и реализованы средства, выделенные ННО и другим институтам гражданского общества.
Третье. В Совместном Постановлении четко определены цели, на которые могут быть выделены средства Фонда: финансирование социально и общественно значимых проектов, предложенных ННО и направленных на решение конкретных социально-экономических вопросов регионов, дальнейшее повышение социальной активности граждан, укрепление материально-технической базы ННО и других институтов гражданского общества. Такое четкое определение условий и сферы оказания поддержки является важной гарантией справедливого, объективного распределения средств Фонда.
Четвертое. Совместное Постановление предусматривает меры по стимулированию развития широких международных связей ННО. Одной из задач Фонда и Парламентской комиссии является содействие ННО и другим институтам гражданского общества в расширении контактов с зарубежными партнерами, проведении ими различных международных семинаров, "круглых столов" и других проектов, посвященных вопросам развития ННО, институтов гражданского общества, их активного участия в процессах демократизации общества.
Источниками формирования средств Фонда определены, наряду со средствами Государственного бюджета, добровольные спонсорские средства, в том числе гранты международных организаций и финансовых институтов.
Пятое. Совместным Постановлением предусматривается ряд гарантий целевого и в то же время свободного использования средств, полученных ННО. В частности, устанавливается, что оставшиеся в конце отчетного года неиспользованные средства, выделенные ННО, не возвращаются в доход бюджета, а используются по целевому назначению в очередном году. Это положение является исключением из общих правил, определяющих порядок использования бюджетных средств. И исключение это сделано специально для негосударственных некоммерческих организаций.
Шестое. Осуществление контроля (мониторинга) за целевым и эффективным использованием средств Фонда возложено на Парламентскую комиссию. Это положение - важная гарантия недопущения произвольного, необоснованного вмешательства в решение этих вопросов иных структур. Его реализация будет способствовать укреплению финансовой самостоятельности, независимости ННО и других институтов гражданского общества.
Седьмое. Совместным Постановлением определен механизм реализации изложенных в нем положений.
Палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан предстоит совместным решением утвердить положения об Общественном Фонде и о Парламентской комиссии. Сама Парламентская комиссия своим решением утвердит порядок распределения средств Общественного Фонда. При этом Кабинету Министров предложено привести решения Правительства и ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с положениями настоящего Постановления.
Совместное Постановление Кенгашей палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан "О мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества" будет иметь большое значение в проведении масштабной, системной, последовательной работы, проводимой в Узбекистане по демократическому обновлению и модернизации страны, реализации важнейшей цели нашего развития - "От сильного государства к сильному гражданскому обществу".
http://www.press-service.uz/