22 марта 2005
7475

О поездке председателя Комитета Госдумы ФС РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, бывшего секретаря Совета безопасности РФ А.А.Кокошина в зону грузино-южноосетнского конфликта в августе 2004 года

(из книги: К годовщине "Сарабунского инцидента" (Сборник материалов о поездке председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками А.А.Кокошина в зону конфликта в Южной Осетии 4-5 августа 2004 г.). М.: РИА "Новости", 2005)

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (часть 4, глава 70, Авторское право, статья 1274) обязательно указание автора и источника заимствования при цитировании данного материала в оригинале и в переоде в научных, полемических или информационных целях и др. (см. подпункты (1), (2), (3), (4), (5), (6) п.1 Гражданского кодекса РФ)

ПРЕДИСЛОВИЕ

4 августа 2004 г. в районе села Сарабуки (*) в Южной Осетии подверглась обстрелу колонна из семи автомашин, во главе которой была машина с опознавательными знаками миротворческих сил, дислоцированных в Южной Осетии, с председателем Комитета Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками А.А.Кокошиным (**). Российского парламентария в головном вездеходе УАЗик сопровождали офицеры от трех миротворческих батальонов - российского, грузинского и осетинского. В других машинах колонны находились член российской части Смешанной контрольной комиссии (СКК) по Южной Осетии, советник посольства РФ в Грузии В.С.Кочмар, помощник командующего ССПМ полковник А.Пряхин, заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы ФС РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками А.В.Лисс, группа журналистов нескольких российских телеканалов.
По ряду данных, в этом районе в основном были дислоцированы подразделения спецназа батальона Внутренних войск (ВВ) Министерства внутренних дел Грузии. Сообщения о появлении в Южной Осетии спецназа внутренних войск в нарушение определенного международными соглашениями режима стали поступать в конце мая 2004 года. По этому поводу в начале апреля 2004 года А.А.Кокошиным было сделано соответствующее заявление (см. Приложение 3). Поступали достоверные сведения о том, что в грузинских анклавах на территории Южной Осетии "Тамарашени-Кехви", "Ередви-Берули", "Авневи-Нули" было роздано местному грузинскому населению несколько сотен единиц автоматического огнестрельного оружия.
Одновременно в грузинском миротворческом батальоне происходила замена подразделений Вооруженных сил Минобороны Грузии на подразделения Внутренних войск МВД. Последние, как убедились российский парламентарий и сопровождавшие его журналисты, часто не носили военной формы, в нарушение всех международных правил не имели никаких отличий, которые обязаны иметь военнослужащие миротворческого контингента. На одном из постов, где несли службу представители всех трех миротворческих контингентов, человек, представившийся капитаном грузинской полиции, был в гражданской майке, в тапочках, но в бронежилете, с автоматом и полным боекомплектом.

С мая 2004 г. наблюдалось нагнетание политической обстановки вокруг Северной Осетии с одновременным наращиванием разнообразных сил и средств МВД, Министерства госбезопасности (МГБ), Минобороны Грузии как с проникновением внутрь Южной Осетии, так и по периметру вокруг нее. В этом наращивании сил и средств в том числе была заметной роль батальонов, подготовленных американскими и английскими инструкторами по программе "Оснасти и обучи" (о чем был показан летом 2004 г. даже сюжет по Би-Би-Си). 26 мая грузинские власти начали осуществлять меры по полной экономической блокаде Южной Осетии.

Наиболее агрессивную политику в отношении Южной Осетии проводили министр внутренних дел Грузии Ираклий Окруашвили (***) и губернатор Гории Михаил Карели, имеющий собственные вооруженные формирования. Он лично, как сообщалось в печати, в ходе встречи с жителями грузинских сел Кехви и Курта обещал "уничтожить мятежников еще до наступления зимы" и призывал население "активно готовиться к войне, создать в каждом доме штаб обороны и долговременные огневые точки". Имелись многочисленные сведения о том, что именно МВД Грузии было головной организацией в подготовке силовой акции - военной расправы над Южной Осетией, в которой основную роль должны были сыграть подразделения полиции, внутренних войск и спецназа МВД. Вооруженные же силы (подчиненные Минобороны Грузии) должны были поддержать их действия прежде всего огнем.

Обстрел колонны А.А.Кокошина велся с места на вершине горы над осетинским селом Сарабуки, где, по имевшимся данным, находилось в нарушение всех правил подразделение одной из грузинских силовых структур, которое приступило к сооружению полевых фортификационных сооружений. Стреляли с такого близкого расстояния, что было абсолютно ясно откуда был обстрел.

Под огнем стрелкового автоматического оружия, который велся настильно над головами миротворческой колонны, она развернулась в сторону села Сарабуки, откуда вскоре был открыт ответный огонь находившимися в селе силами южноосетинского ополчения и МВД Южной Осетии. Значительная часть сопровождавших Кокошина залегла под огнем в верхней части этого села, откуда он дал команду быстро выходить, поскольку к огню из стрелкового оружия с грузинской стороны добавился огонь из подствольных гранатометов и легких минометов. Как выяснилось позднее, в ходе этого обстрела к счастью никто не пострадал.

В столицу Южной Осетии Цхинвали А.А.Кокошин перед этими событиями прибыл из Тбилиси, где у него состоялись встречи (с участием посла Российской Федерации в Грузии В.И.Чхиквишвили) со спикером парламента Грузии Нино Бурджанадзе, госминистром Георгием Хаиндравой, которые были поставлены в известность о поездке Кокошина в Южную Осетию. Речь шла об ознакомлении с деятельностью миротворцев (смешанных сил по поддержанию мира - ССПМ), со взаимными претензиями сторон в зоне конфликта относительно нарушений Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, подписанного в Сочи 24 июня 1992 г., и других документов, основанных на этом Соглашении.

Незадолго перед этим было принято несколько решений Смешанной контрольной комиссии о разъединении сторон, о выводе из зоны конфликта незаконных вооруженных формирований. В задачу Комиссии входило ознакомиться с тем, как выполняются эти решения и какие препятствия имеются на пути их выполнения.

В Цхинвали А.А.Кокошин встретился с президентом Южной Осетии Д.Кокойта, рядом министров правительства Южной Осетии, с командованием Смешанных сил по поддержанию мира, посетил Южноосетинский государственный университет. Глава думского Комитета подробно ознакомился с бытовыми условиями, в которых находился российский миротворческий батальон, с его материально- техническим оснащением.
Поездка Кокошина в Грузию проходила в весьма сложных условиях. Практически непосредственно перед поездкой А.А.Кокошина в Грузию Президент Грузии М.Саакашвили сделал заявление о том, что он отдал приказ "открывать огонь и топить все суда, которые появятся у берегов Абхазии". В том числе, в заявлении Саакашвили звучала прямая угроза жизни российским гражданам, направлявшимся на отдых в Абхазию.

Согласно рапорту офицеров-наблюдателей ССПМ, сопровождавшим главу Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, колонна двигалась по маршруту г.Цхинвали - наблюдательный пункт "Тамарашени" - КПП "Кехви" - наблюдательный пункт "Ередви" N 22 от МС РФ, н.п. "Ередви" от МС Грузии - н.п. "Вакати" от МС РФ - н.п. Сарабуки. Обстрелу колонна подверглась в 16 час. 35 мин. Ответный огонь со стороны народного ополчения Южной Осетии из села Сарабуки был открыт в 16.40. В 17.00 в населенном пункте Ередви колонна была задержана на посту "полиции" Грузии незаконными вооруженными формированиями Грузии.

В этот момент с Кокошиным по сотовому телефону связался премьер-министр Грузии Зураб Жвания, "не входивший" в партию войны, как считают специалисты.

В результате переговоров после прибытия на пост официальных лиц из миротворческого батальона грузинских вооруженных сил и из штаба ССПМ в 17.55 колонна была пропущена и в 18.05 прибыла в объединенный штаб ССПМ в г.Цхинвали.
В ходе состоявшейся после инцидента встречи в Цхинвали А.А.Кокошина с офицерами-наблюдателями от миссии ОБСЕ в Грузии последние рассказали, что незадолго до приезда российского парламентария они побывали на этой горе в районе села Сарабуки и обнаружили там окапывающиеся грузинские подразделения непонятной принадлежности.

В силу того, что в колонне находилась большая группа журналистов нескольких российских телеканалов, работавших в то время в Южной Осетии, этот инцидент стал широко известен не только в России, но и далеко за ее пределами.

Сразу же после поступления сообщений об обстреле колонны с депутатом Кокошиным с грузинской стороны поспешно последовали разного рода заявления (весьма противоречивые) о том, что во всем, что произошло, виноваты южноосетинская и российская стороны. Одни при этом говорили, что обстрел вообще вели только осетины по колонне из села Сарабуки; другие - что осетины начали обстрел, а грузины им ответили и т.п. Говорилось и о том, что колонна якобы внезапно, без предупреждения, направилась в этот район (и игнорируя заявления представителей грузинских миротворцев в зоне конфликта о том, что им было известно в деталях заранее о маршруте движения колонны) (****). С высокой степенью вероятности можно считать, что "Сарабукский инцидент" был прежде всего сознательной провокацией "партии войны" в грузинском руководстве, в результате которой предполагалось вызвать активные жесткие действия с южноосетинской стороны, которые в свою очередь послужили бы предлогом для начала запланированной в Тбилиси широкомасштабной силовой акции. Этот расчет тех грузинских деятелей, которые готовили такую провокацию, не оправдался. И российская делегация и южноосетинские власти и силовые структуры, российские и осетинские миротворцы проявили в этой острой ситуации выдержку и хладнокровие.

Во многих странах мира увидели, насколько острой и напряженной оказалась обстановка в Южной Осетии, в том числе в результате массированного проникновения к этому моменту разного рода грузинских формирований в нарушение международно признанных соглашений по урегулированию грузино-осетинского конфликта, режима, действующего в зоне этого конфликта. В западных СМИ появились многочисленные сообщения о том, что новое грузинское руководство готовится к "силовому решению" южноосетинской проблемы, планируя использовать в том числе подготовленные американскими и английскими инструкторами части вооруженных сил Грузии (официально предназначенные для решения антитеррористических задач). На эти сообщения, на заявления российского МИДа и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в связи с обстрелом российского парламентария и упомянутым заявлением М.Саакашвили, вынуждены были обратить внимание руководители многих государств, в том числе США.
Комментируя "Сарабукский инцидент", наглядно вскрывший механику подготовки грузинской стороной силового решения южноосетинской проблемы, председатель Госдумы Б.В.Грызлов заявил, что Россия не даст в "обиду" население Южной Осетии, напомнив, что 90% ее населения - это россияне.

Подробно на ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии остановился в своем выступлении в российской Госдуме 5 августа 2004 года и. о. министра иностранных дел России В.В.Лощинин, который в ходе инцидента и непосредственно после него поддерживал прямую телефонную связь с А.А.Кокошиным. (см. Приложение 7). Лощинин заявил, что "Андрей Афанасьевич в этой очень непростой обстановке действовал исключительно правильно, решительно, хладнокровно и мужественно".

Последовали и комментарии различных политиков. Лидер ЛДПР В.В.Жириновский, например, заявил: "Не надо бояться. Кокошин не боится. Даже было бы неплохо, если бы там его убили. Мы его похоронили бы красиво, на Красной площади. Ну, а что делать? Нам нужны борцы за свободу среди депутатского корпуса".

"Сарабукский инцидент" спутал планы "партии войны" в Тбилиси; после него имели место попытки всякого рода силовых акций в районе Южной Осетии, однако они носили не скоординированный характер. Этот инцидент как бы вскрыл нарыв, образовавшийся в целом в Южной Осетии и вокруг нее. Так что в этом отношении поездка российского парламентария, посещение им одной из наиболее проблемных точек в зоне южноосетинского конфликта оказалась весьма плодотворной. После этого инцидента "партия войны" в Тбилиси на определенное время утратила ту инициативу, которой она обладала до этого. С американской стороны последовали заявления о том, что оба эти конфликта должны быть решены мирными способами, поскольку силовое решение южноосетинской проблемы и неизбежное обострение американо-российских отношений не входили в планы администрации Дж.Буша-младшего. Позднее стало известно, что один высокопоставленный деятель американской администрации заявил грузинской стороне в период непосредственно после "Сарабукского инцидента", что "не надейтесь на то, что если в ходе ваших военных действий в Южной Осетии вы наткнетесь там на российского солдата, то там появится американский солдат".

В конечном итоге "Сарабукский инцидент" послужил одним из факторов, которые способствовали тому, что официальный Тбилиси, несмотря на все свои масштабные важные приготовления и крайне воинственную риторику (особенно со стороны министра внутренних дел Ираклия Окруашвили и горийского губернатора Михаила Карели), так и не решился летом-осенью 2004 г. на откровенную силовую акцию в Южной Осетии, где действия грузинской "партии войны" в "Сарабукском инциденте" рассматривались как провокация, которая не удалась во многом именно благодаря тому, что российская парламентская делегация действовала в этой сложнейшей обстановке наиболее адекватным образом.

Все это время обстановка вокруг Южной Осетии самым внимательным образом отслеживалась в Совете Безопасности Российской Федерации. Наши оценки ситуации, поведения сторон полностью совпали с теми, что были даны МИДом, Минобороны и Госдумой.

В.Я.Потапов
бывший заместитель Секретаря Совета безопасности
Российской Федерации, генерал-полковник в запасе


Сообщение политобозревателя ИТАР-ТАСС Андрея Нарышкина

МОСКВА, 5 августа. /Корр.ИТАР-ТАСС Андрей Нарышкин/.
Грузинская "партия войны" организовала обстрел делегации РФ в Южной Осетии с целью не допустить обнаружения ею тяжелой техники и подразделений, незаконно введенных Тбилиси в зону грузино-абхазского конфликта. Такое мнение в телефонном интервью с корр. ИТАР-ТАСС высказал сегодня председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин.

Судя по докладам российских миротворцев и наблюдателей ОБСЕ, продолжал он, одним из таких мест концентрации сил является контролируемая грузинской стороной автодорога, идущая в объезд Цхинвали. Именно с этого направления по нам вчера и был открыт предупреждающий огонь. ОБСЕ должно обратить самое пристальное внимание на доклады своих наблюдателей в зоне конфликта. Совокупный эффект нарушений, которыми грешат обе стороны, достиг критической черты. Но именно грузинская сторона особенно охотно занимается демонстрацией тех сил и средств, которые могут быть применены в любой момент. По вине Тбилиси складывается такая ситуация, при которой грузинские и югоосетинские вооруженные формирования находятся в состоянии практического боевого соприкосновения".

А.Кокошин полагает, что накануне обстрел автоколонны миротворцев, во которой находилась возглавляемая им российская делегация, стал логическим следствием той политики, которую проводит грузинская "партия войны". Это было сделано, "чтобы дополнительно накалить обстановку, и так уже достаточно "подогретую" заявлениями официального Тбилиси по Абхазии и угрозами топить суда с российскими туристами", - отметил парламентарий.

Утром в Цхинвали Кокошин встретился с югоосетинским лидером Эдуардом Кокойтой. Затем вместе с командующим миротворцами генералом Святославом Набздоровым он провел переговоры с тремя из четверых /грузинский представитель отсутствовал/ сопредседателями Смешанной контрольной комиссии и руководством миссии ОБСЕ. По словам парламентария, на встрече прозвучало предложение "оставить под контролем грузинской стороны объездную дорогу, с которой в среду обстреляли россиян, однако вывести из этого района все незаконно развернутые там подразделения, заменив их военнослужащими грузинского миротворческого батальона".

А.Кокошин опроверг в среду заявление Тбилиси о том, что он якобы без согласования с грузинской стороной посетил югоосетинские села.

"Это была полностью законная миссия, не в обход Тбилиси, - сказал он. - Все наши действия соответствовали договоренностям в рамках Смешанной контрольной комиссии".

"Я им сказал, что собираюсь поехать посмотреть, как работают миротворцы, - продолжал Кокошин, - и не скрывал, что хочу пообщаться с людьми в селах зоны конфликта". На утверждения официального Тбилиси о том, что Кокошин якобы должен был посетить только два недавно обстрелянных грузинских села парламентарий подчеркнул: "Для меня нет никакой разницы между жителями этих сел. Все они расположены в зоне конфликта, и моя миссия в том, чтобы услышать мнения всех жителей о происходящем".

Он охарактеризовал как "серьезную провокацию" обстрел российской делегации в зоне конфликта. По словам Кокошина, "инцидент произошел около 16:40 мск после того, как колонна с опознавательными знаками миротворцев, в головной машине которой находился он сам, проследовала югоосетинский блокпост на окраине села Сарабук и направилась в сторону грузинского блокпоста". Отметив, что в его УАЗе также находились три офицера-наблюдателя, представляющие все стороны Смешанных сил по поддержанию мира /СППМ/, Кокошин добавил: "Грузинский офицер заверил меня, что на следующем блокпосту уже предупреждены о нашем скором прибытии".

Затем, сказал Кокошин, "из лесного массива неожиданно был открыт огонь из стрелкового оружия, а также подствольных гранатометов и минометов". При этом, по его оценке, "огонь велся не на поражение". "Стрельба шла поверху, - сказал он. - В ответ югоосетинская сторона также открыла огонь поверху в направлении лесного массива для того, чтобы прикрыть отход колонны".

"На этом проблемы не закончились, - продолжал он. - После того, как
колонна, в которой также следовали сотрудники МИД РФ и аппарата Госдумы и журналисты, достигла грузинского села Эредви, рядом с блокпостом грузинской стороны нас блокировали неизвестные лица в гражданском с автоматами, представившиеся как сотрудники грузинской полиции. Спустя сорок минут после прибытия на блокпост группы в военной грузинской форме колонне было разрешено продолжить движение. После этого мы развернулись и прибыли в Цхинвали в штаб СППМ".

(ИТАР-ТАСС, 5 августа 2004 года)

* На разных картах и атласах имеются различные написания этого населенного пункта. Наряду с Сарабуки, встречается также употребление Сарабук и Сарбуки. На некоторых картах к тому же в ряде случаев Сарабуки разделяется на Квемо Сарабуки и Земо Сарабуки, отстоящие друг от друга на несколько сот метров.

** Андрей Афанасьевич Кокошин в 1992-1997 г.г. занимал пост первого заместителя министра обороны Российской Федерации, в 1997-1998 г.г. он был Государственным военным инспектором - Секретарем Совета обороны России, затем Секретарем Совета Безопасности РФ. В этом качестве ему не раз приходилось выезжать в районы со сложной военно-политической и оперативной обстановкой, где велись боевые действия и контртеррористические операции разной степени интенсивности.

В 2005 г. И. Окруашвили был назначен на пост министра обороны Грузии, заменив "умеренного" Георгия Барамидзе, который считался "человеком Жвании" (грузинского премьер-министра, умершего при загадочных обстоятельствах)... Незадолго перед этим, как сообщали СМИ, Внутренние войска были переданы из МВД в подчинение Минобороны Грузии.

*** Специалисты не исключают того, что предупреждение о движении колонны, переданное офицерами Вооруженных сил Грузии, входящих в объединенный штаб Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ), так и не дошло по какой-то причине до командования спецподразделений Внутренних войск МВД Грузии, находившихся в районе Ередви и Сарабуки (или до командования спецподразделений и других формирований, находившихся в ведении горийского губернатора Михаила Карели, которые также могли находиться там).




viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован