Европа окуталась дымом слезотачивых газов. На улицах Марселя и Лилля свистят булыжники и горят покрышки. Опухшие от побоев с переломанными носами морды торчат из окон тамошних автозаков. Полиция – в напряжении. Кареты скорой заполонили улицы и на поворотах включают форсаж. Фоторепортеры не успевают менять разбитые фотообъективы. Руководители дипмиссий и министры иностранных дел обмениваются угрожающими нотами. К границам стягиваются резервисты. Европа проходит испытание футболом.
«О, СПОРТ! ТЫ - МИР!» - провозгласил ровно 120 лет назад великий французский романтик Пьер де Кубертен. «Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами», - продолжает фантазировать родоначальник современного спорта. «Ты –согласие», - пытается рассмешить нынешнюю футбольную и околофутбольную братию выдающийся парижанин. «Ты сближаешь людей, жаждущих единства», - совсем уже переходит на непонятный для нынешнего племени язык старина Пьер. «Ты учишь разноязыкую, разноплеменную молодежь уважать друг друга», - не унимается великий фантазёр. «Ты — источник благородного, мирного, дружеского соревнования», - признаёт полное фиаско своей затеи помирить мир с помощью спорта господин не Кубертен.
Спорт потребовался нынешней Европе, чтобы мир этот поссорить. Или, на худой конец, продолжить тлеющий конфликт. Не дать ему зарубцеваться и зажить. Если, конечно, считать футбол спортом. В чём, вообще-то, есть большие сомнения. «Спорт, как массовое явление, - предупреждал один из крупнейших философов XX века Карл Ясперс, - направлен на то, чтобы отвести в иную сферу инстинкты, которые могут стать опасными для аппарата. Заполняя свободное время, спорт служит успокоению масс». Пока, добавим от себя, спорт остается спортом. Когда же «опасные инстинкты» перехлестывают через край, то «массы» с помощью спорта не столько успокаиваются, сколько напротив – возбуждаются. И – прямиком устремляются в варварство.
В тоже самое, что, по Ясперсу, «привлекало массы в цирке древнего Рима: удовольствие, испытываемое от опасности и гибели далекого данному индивиду человека». «Подобно экстазу при виде опасных спортивных достижений, - диагностирует нынешний футбольный фурункул Карл Ясперс, - дикость толпы проявляется в чтении детективов, горячем интересе к сообщениям о ходе судебных процессов, в склонности кнеобузданному, примитивному…»
Короче, к тому, что нынче (не без нашей, надо честно признать, помощи) расцвело пышным цветом в благословенной Франции, набухло, прорвало и завоняло. А именно – новое цивилизованное варварство. Как раз на том месте, которое ровно 120 лет назад было приуготовано для окончательной победы над ним. Увы…
Если труд сделал из обезьяны человека, то футбол - рудимент спорта - может вскоре вернуть всё в исходное состояние. С причитающимися в данном случае типичными рудиментарными признаками: на дереве, с хвостом и камнем в лапе. Поживём – увидим…
Алексей Мельников, Калуга.