От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их,
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Из школьных учебников истории все вероятно помнят о героической обороне Козельска во время нашествия Батыя на Русь. Но, к сожалению, наша история не сохранила имени главного героя этой обороны. В каком-то смысле имя это осталось в истории, но в истории обороны Смоленска. А вот его участие в обороне Козельска помогли нам установить Булгарские летописи. Ниже приводятся фрагменты существующей памяти народа об этом герое и его возможно реальные деяния, восстановленные по летописям его врагов.
ЖИТИЕ святого мученика Меркурия Смоленского
(память 24 ноября/7 декабря)
Святой мученик Меркурий Смоленский был сла�вянин, родом, вероятно, из Моравии, потомок кня�жеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь. Ве�ли�чайшее бедствие постигло Русскую землю в начале ХIII века — нашествие татаро-монгольских орд. Жестокие враги не щадили беззащитных жителей, гра�били и разрушали храмы, монастыри, города и селения. Тысячи русских людей пали в битвах, защищая свое Отечество, многие захвачены в плен и отведе�ны в неволю. Шел 1239 год.
Прибыв в древний русский город Смоленск, Мер�курий поступил на воинскую службу в княжескую дружину. Святой Меркурий отличался физической силой, мужеством и высоким ростом. Велик был он и духом, вел втайне жизнь подвиж�ника, был строгий постник, проводил ночь в молитве и хранил девственную чистоту; православную ве�ру не только исповедовал на словах, но готов был умереть за нее.
В 1239 году полчища татар, разоряя все на пути и нагло ругаясь над свя�ты�нями христианства, полонившие уже много русских городов, подошли к Смо�ленску. Встав в 25 верстах от него, на Долгомостье, татары стали угрожать разорением городу и его святыням. Предводитель татарского отряда, богатырь огромного роста, похваляясь своей гигантской силой, вызывает на поеди�нок лучшего смоленского витязя, чтобы в единоборстве решить участь города и Смо�ленского княжества.
Успенский соборный храм был переполнен, все жители города, от младенца до старца, собрались у чудотворного образа Божией Матери Одигитрии, со слезами и теплой верой они обращались к Заступнице о помиловании. Вместе с народом святой Меркурий скорбел и соболезновал душой, и, все более и более проникаясь любовью к ближним, он исполнился решимости пострадать за них: положить душу за Святую Церковь. В ту тревожную ночь соборный по�номарь Георгий тихо молился перед образом Одигитрии, испрашивая избав�ления города от врагов. Вдруг он услышал голос от иконы: «Иди к рабу Моему Меркурию, на Подолье». Пречистая Богородица также указала пономарю, где живет Меркурий, и поторо�пила: «Иди скорее и тихо скажи ему: “Меркурий, тебя зовет Владычица”». Георгий удивился голосу от иконы, но тотчас же поспешил исполнить приказание. Он пошел на Подолье и увидел среди двора воина Меркурия с воздетыми к небу руками. Тихо объявил ему небесную волю пономарь, и оба пошли они в храм. Упав перед чудотворной иконой, Меркурий стал просить о помощи и заступлении города, и был голос от святой иконы: «Раб Мой Меркурий, Я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил этот храм. Для этого Я призвала тебя сюда из страны Римской.
Я не оставлю этого города, по молитвам Моим он не будет предан в руки врагов. Немедленно ступай навстречу врагам. Я не оставлю тебя. Не бойся, ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».
Воин Христов той же ночью сел на коня и отправился в татарский стан в Долгомостье. Он прошел военную стражу, не замеченный никем, и среди неприятельского стана увидел великана. Оградясь крестным знамением и вос�кликнув: «Пресвятая Богородица, помоги мне!», Меркурий убил гордого и надмен�ного исполина, уповавшего на свою страшную силу. Призывая имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Татарские воины с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена и, не в силах устоять против воина Христова, обра�тились в бегство. В это время сын убитого татарского исполина, желая отомс�тить русскому воину за смерть отца, сзади напал на святого Меркурия и нанес ему смертельный удар. Но внезапно непонятный ужас охватил врагов и, бросая оружие, они бежали от города, гонимые неведомой силой из пределов Смо�лен�ской земли.
На рассвете жители Смоленска, готовившиеся к сражению с неприятелем, уви�дели, что поле усеяно трупами врагов, и поняли, что сохранены заступле�нием Богородицы.
С благоговением они перенесли честное тело святого воина-мученика и с честью погребли в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре после своей кончины святой Меркурий явился в видении тому же пономарю и велел повесить над гробом его оружие, обещая смолянам постоянную помощь и заступничество во всех скорбях и бранях. Ныне в смоленском кафедральном соборе хранятся сандалии святого мученика Меркурия. «Сандалии железные, большие, тяжелые, вроде лаптей, застегиваются спереди железным же перехватом».
Почитание небесного покровителя города началось сразу после доблестной мученической кончины в 1239 году. Празднование ему установлено в конце XVI века, уже в 1509 г. жители Смоленска называли его своим главным заступни�ком. Память его Святая Церковь празднует 24 ноября/7 декабря, в день великому�ченика Меркурия, имя которого носил святой мученик Меркурий Смоленский.
http://www.portal-slovo.ru/philology/37354.php
Из булгарских мемуаров Гази- Бараджа – Бурундая.
( См. Мемуары булгарского эмира Бурундая или как булгары стали татарами).
Получив приказ Бату и Гуюка двигаться с ними дальше (к Галиджу –Новгороду), я заявил в ответ, что булгары воюют против Руси только в разгар зимы и отправился назад. Когда второй гонец обоих ханов предупредил меня от их имени, что я буду разделен на части за отказ идти к Галиджу(Новгороду), то я ответил через него о моем решении сохранить Галидж для великого хана. Тут уж Гуюк прикусил язык, вспомнив, кем я являюсь. В своем личном письме ко мне он просил не обижаться за убийство Батыра и Васыла и уверял, что не казнил бы их, если бы знал о моих родственных связях с ними. На это я написал, что их смерть случилась по воле Аллаха и что я не собираюсь винить за это кого бы то ни было, вызвав этим в душе хана единственный в его жизни проблеск симпатии к другому человеку...
После моего ухода ханы, чувствуя себя неуверенными без меня, остановились в трех переходах от Галиджа (Новгорода) и повернули в степь. Караджарские (черниговские) и шамлынские(смоленские) беки, пытаясь предотвратить вторжение в их владения, послали в Казиле(Козельск) 20-тысячное войско во главе с каубуйским (живущим по засекам) беком Кур-Амиром (Меркурием). Бек разместил большую часть своего войска возле города, а сам с 4 тысячами бойцов стал в цитадели. Татары, не зная, что город укреплен по булгарскому обычаю и защищается беком кара-булгар (западных булгар), попытались с ходу взять его, и потерпели неудачу. Бойцы Каубуйца, действуя согласованно из засады и города, сорвали все приступы татар. Бои шли шесть дней, а на рассвете седьмого Кур-Амир с остатками своего алая вышел из города и ушел в Батавыл (Полтаву). Отсюда он, однако, принужден был отступить в Караджар (Чернигов), ибо караджарский бек вывел оттуда все войска в свой город. Озлобленные татары разрушили оставленный им Казиле (Козельск) и преследовали его до самого города, но на взятие его не решились, опасаясь каубуйцев. Субятай, шедший в татарском войске последним, прибыл к Казиле (Козельск) уже после взятия этой крепости. Узнав о потере здесь 2 тысяч татар и 5 тысяч прочих, он единственный раз в жизни вышел из себя и упрекнул ханов в неосмотрительности. На этот раз даже отъявленные скандалисты смолчали и опустили головы — ведь во всех прочих битвах на Руси ханы потеряли 7 тысяч татар и 20 тысяч прочих (три тумена из 5!), и казильские потери были равны всем кисанским(рязанским)! Уговорившись взять Караджар(Чернигов) на следующий год, ханы пошли в степи на отдых…
После Ар-Аслапа (Ярослава отца Александра Невского) в Болгар стали приезжать и другие ульчийские (славянские) беки... А когда прибыл бек Кара-Ульчи (Галича) и Бури-Сала (Переславля на Днепре) Даниль (Даниил Галицкий) и договорился с Кутлу-Бугой о переходе его владений под руку великого хана, Беркай (Берке) вероломно напал на Бури-Сала и вырезал его население. Узнав об этом, караджарский (черниговский) бек Мышдаулы (Мстислав) свернул с Болгарской дороги обратно, и Манкаю (Мунке) пришлось брать его город силой. Кур-Амир (Меркурий) держал город до последней возможности, а затем отступил в Шамлын (Смоленск). Здесь он скончался от полученных ран и был погребен с почестями, как бахадир, спасший город от татар...