О защитнике Козельска и Смоленска о святом Меркурии Смоленском

От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их,
Поселилась в сердцах живых,
Этот вечный огонь,
Нам завещанный одним,
Мы в груди храним.

 

Из школьных учебников истории все вероятно помнят о героической обороне Козельска во время нашествия Батыя на Русь. Но, к сожалению, наша история не сохранила имени главного героя этой обороны.  В каком-то смысле имя это осталось в истории, но в истории обороны Смоленска. А вот его участие в обороне Козельска помогли нам установить Булгарские летописи. Ниже приводятся фрагменты существующей памяти народа об этом герое и его возможно реальные деяния, восстановленные по летописям его врагов.

ЖИТИЕ святого мученика Меркурия Смоленского

(память 24 ноября/7 декабря)

Святой мученик Меркурий Смоленский был сла�вянин, родом, вероятно, из Моравии, потомок кня�жеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь. Ве�ли�чайшее бедствие постигло Русскую землю в начале ХIII века — нашествие татаро-монгольских орд. Жестокие враги не щадили беззащитных жителей, гра�били и разрушали храмы, монастыри, города и селения. Тысячи русских людей пали в битвах, защищая свое Отечество, многие захвачены в плен и отведе�ны в неволю. Шел 1239 год.

Прибыв в древний русский город Смоленск, Мер�курий поступил на воинскую службу в княжескую дружину. Святой Меркурий отличался физической силой, мужеством и высоким ростом. Велик был он и духом, вел втайне жизнь подвиж�ника, был строгий постник, проводил ночь в молитве и хранил девственную чистоту; православную ве�ру не только исповедовал на словах, но готов был умереть за нее.

В 1239 году полчища татар, разоряя все на пути и нагло ругаясь над свя�ты�нями христианства, полонившие уже много русских городов, подошли к Смо�ленску. Встав в 25 верстах от него, на Долгомостье, татары стали угрожать разорением городу и его святыням. Предводитель татарского отряда, богатырь огромного роста, похваляясь своей гигантской силой, вызывает на поеди�нок лучшего смоленского витязя, чтобы в единоборстве решить участь города и Смо�ленского княжества.

Успенский соборный храм был переполнен, все жители города, от младенца до старца, собрались у чудотворного образа Божией Матери Одигитрии, со слезами и теплой верой они обращались к Заступнице о помиловании. Вместе с народом святой Меркурий скорбел и соболезновал душой, и, все более и более проникаясь любовью к ближним, он исполнился решимости пострадать за них: положить душу за Святую Церковь. В ту тревожную ночь соборный по�номарь Георгий тихо молился перед образом Одигитрии, испрашивая избав�ления города от врагов. Вдруг он услышал голос от иконы: «Иди к рабу Моему Меркурию, на Подолье». Пречистая Богородица также указала пономарю, где живет Меркурий, и поторо�пила: «Иди скорее и тихо скажи ему: “Меркурий, тебя зовет Владычица”». Георгий удивился голосу от иконы, но тотчас же поспешил исполнить приказание. Он пошел на Подолье и увидел среди двора воина Меркурия с воздетыми к небу руками. Тихо объявил ему небесную волю пономарь, и оба пошли они в храм. Упав перед чудотворной иконой, Меркурий стал просить о помощи и заступлении города, и был голос от святой иконы: «Раб Мой Меркурий, Я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил этот храм. Для этого Я призвала тебя сюда из страны Римской. 
Я не оставлю этого города, по молитвам Моим он не будет предан в руки врагов. Немедленно ступай навстречу врагам. Я не оставлю тебя. Не бойся, ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».

Воин Христов той же ночью сел на коня и отправился в татарский стан в Долгомостье. Он прошел военную стражу, не замеченный никем, и среди неприятельского стана увидел великана. Оградясь крестным знамением и вос�кликнув: «Пресвятая Богородица, помоги мне!», Меркурий убил гордого и надмен�ного исполина, уповавшего на свою страшную силу. Призывая имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Татарские воины с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена и, не в силах устоять против воина Христова, обра�тились в бегство. В это время сын убитого татарского исполина, желая отомс�тить русскому воину за смерть отца, сзади напал на святого Меркурия и нанес ему смертельный удар. Но внезапно непонятный ужас охватил врагов и, бросая оружие, они бежали от города, гонимые неведомой силой из пределов Смо�лен�ской земли.

На рассвете жители Смоленска, готовившиеся к сражению с неприятелем, уви�дели, что поле усеяно трупами врагов, и поняли, что сохранены заступле�нием Богородицы.

С благоговением они перенесли честное тело святого воина-мученика и с честью погребли в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре после своей кончины святой Меркурий явился в видении тому же пономарю и велел повесить над гробом его оружие, обещая смолянам постоянную помощь и заступничество во всех скорбях и бранях. Ныне в смоленском кафедральном соборе хранятся сандалии святого мученика Меркурия. «Сандалии железные, большие, тяжелые, вроде лаптей, застегиваются спереди железным же перехватом».

Почитание небесного покровителя города началось сразу после доблестной мученической кончины в 1239 году. Празднование ему установлено в конце XVI века, уже в 1509 г. жители Смоленска называли его своим главным заступни�ком. Память его Святая Церковь празднует 24 ноября/7 декабря, в день великому�ченика Меркурия, имя которого носил святой мученик Меркурий Смоленский.

http://www.portal-slovo.ru/philology/37354.php

Из булгарских мемуаров Гази- Бараджа – Бурундая.

 

( См. Мемуары булгарского эмира Бурундая или как булгары стали татарами).

 

Получив приказ Бату и Гуюка двигаться с ними дальше (к Галиджу –Новгороду), я заявил в ответ, что булгары воюют против Руси только в разгар зимы и отправился назад. Когда второй гонец обоих ханов предупредил меня от их имени, что я буду разделен на части за отказ идти к Галиджу(Новгороду), то я ответил через него о моем решении сохранить Галидж для великого хана. Тут уж Гуюк прикусил язык, вспомнив, кем я являюсь. В своем личном письме ко мне он просил не обижаться за убийство Батыра и Васыла и уверял, что не казнил бы их, если бы знал о моих родственных связях с ними. На это я написал, что их смерть случилась по воле Аллаха и что я не собираюсь винить за это кого бы то ни было, вызвав этим в душе хана единственный в его жизни проблеск симпатии к другому человеку...

После моего ухода ханы, чувствуя себя неуверенными без меня, остановились в трех переходах от Галиджа (Новгорода) и повернули в степь. Караджарские (черниговские) и шамлынские(смоленские) беки, пытаясь предотвратить вторжение в их владения, послали в Казиле(Козельск) 20-тысячное войско во главе с каубуйским (живущим по засекам) беком Кур-Амиром (Меркурием). Бек разместил большую часть своего войска возле города, а сам с 4 тысячами бойцов стал в цитадели. Татары, не зная, что город укреплен по булгарскому обычаю и защищается беком кара-булгар (западных булгар), попытались с ходу взять его, и потерпели неудачу. Бойцы Каубуйца, действуя согласованно из засады и города, сорвали все приступы татар. Бои шли шесть дней, а на рассвете седьмого Кур-Амир с остатками своего алая вышел из города и ушел в Батавыл (Полтаву). Отсюда он, однако, принужден был отступить в Караджар (Чернигов), ибо караджарский бек вывел оттуда все войска в свой город. Озлобленные татары разрушили оставленный им Казиле (Козельск) и преследовали его до самого города, но на взятие его не решились, опасаясь каубуйцев. Субятай, шедший в татарском войске последним, прибыл к Казиле (Козельск) уже после взятия этой крепости. Узнав о потере здесь 2 тысяч татар и 5 тысяч прочих, он единственный раз в жизни вышел из себя и упрекнул ханов в неосмотрительности. На этот раз даже отъявленные скандалисты смолчали и опустили головы — ведь во всех прочих битвах на Руси ханы потеряли 7 тысяч татар и 20 тысяч прочих (три тумена из 5!), и казильские потери были равны всем кисанским(рязанским)! Уговорившись взять Караджар(Чернигов) на следующий год, ханы пошли в степи на отдых…

После Ар-Аслапа (Ярослава отца Александра Невского) в Болгар стали приезжать и другие ульчийские (славянские) беки... А когда прибыл бек Кара-Ульчи (Галича) и Бури-Сала (Переславля на Днепре) Даниль (Даниил Галицкий) и договорился с Кутлу-Бугой о переходе его владений под руку великого хана, Беркай (Берке) вероломно напал на Бури-Сала и вырезал его население. Узнав об этом, караджарский (черниговский) бек Мышдаулы (Мстислав) свернул с Болгарской дороги обратно, и Манкаю (Мунке) пришлось брать его город силой. Кур-Амир (Меркурий) держал город до последней возможности, а затем отступил в Шамлын (Смоленск). Здесь он скончался от полученных ран и был погребен с почестями, как бахадир, спасший город от татар...

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован