21 января 2004
2163

ОАО `РЖД` совместно с Минтрансом России и российскими портами ищут способ решения проблемы рационального распределения грузопотока, идущего на экспорт морским транспортом

21 января состоялась пресс-конференция вице-президента ОАО "РЖД" Салмана Бабаева по вопросам взаимодействия железных дорог с российскими морскими портами. Как сообщил С.Бабаев, начиная с 1998 года объем перевозок внешнеторговых грузов через припортовые станции российских железных дорог увеличился более чем в два раза. В том числе экспортные и импортные перевозки возросли в 2,5 раза, транзит увеличился на 24%. "Основной рост произошел по экспортным перевозкам и был обусловлен подъемом промышленности в России после экономического кризиса в августе 1998 г., а также проведением согласованной тарифной политики на перевозки грузов", - сказал он.

В 2003 г. рост объема перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов через припортовые станции российских железных дорог назначением в (из) морские торговые порты России составил 8,8% к уровню 2002 г.

Между тем в настоящее время перевалочные мощности многих крупных портов работают с перенапряжением. По данным Научного центра по комплексным транспортным проблемам Минтранса России, перегрузочные мощности морских портов России составляют около 180 млн т в год, в том числе Северо-Западного бассейна - 65 млн т в год, Южного - 54 млн т в год, Дальневосточного - 61 млн т в год. При этом, мощности по перевалке металлов в портах использованы: Калининград - на 157,1%, Новороссийск - 124,5%, бумаги в порту Санкт-Петербург - 100,7%, зерна и руды в порту Новороссийск, соответственно, 204,8% и 176,7%.

В условиях, когда крупные порты работают на пределе своих мощностей, малые порты России имеют недоиспользованные перерабатывающие способности. Так, например, по Южному бассейну России фактическая загрузка портов по переработке грузов в железнодорожно-водном сообщении составляет по порту Азов 47,9%, Ейск - 26,5%, Таганрог - 26,9%, Темрюк - 13,5%, Ростов - 13,1%, Махачкала - 27,8%, Усть-Донецк - 21,4%; по Северо-Западному бассейну: в порту Выборг - 23,8%, Кандалакша - 21,6%, Архангельск - 18,5%.

Методология построения действующих тарифов не предусматривает создания исключительных тарифных условий для отдельных портов, отметил С.Бабаев. Таким образом, решение проблемы загрузки малых портов, по его мнению, зависит от морской составляющей, а именно более высокой стоимости морского фрахта при перевозке грузов через малые порты, чем при перевалке грузов через крупные порты.

По предложению ОАО "РЖД" на период новогодних и рождественских праздников тарифы на грузовые железнодорожные перевозки не были повышены. Общая индексация тарифов была проведена с 12 января 2004 г. Принятие этого решения позволило обеспечить более равномерную загрузку железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, создать дополнительные ресурсы для вывоза накопленных запасов готовой продукции. Прирост объемов погрузки в первой декаде января 2004 г. по отношению к аналогичному периоду 2003 г. составил 15%, в том числе через российские порты - 25%.

В 2003 г. в результате введения конвенционных запрещений в адрес припортовых станций дорог России потери погрузки составили 69578 вагонов или 3997,5 тыс т. Потери провозных платежей - 2390,8 млн руб. За 19 дней 2004 г. общие потери погрузки составили 13059 вагонов или 784,3 тыс т. Потери провозных платежей - 460,3 млн руб.

Недостаточный уровень развития отечественных портовых комплексов приводит не только к сокращению доходов российских железных дорог, но и к потере налоговой базы в бюджеты всех уровней, отмечается в сообщении пресс-службы ОАО "РЖД". За 12 мес. 2003 г. в направлении российских портов были отклонены заявки на перевозку железнодорожным транспортом в объеме 13,5 млн т, в том числе 8,1 млн т нефтяных грузов, 2,6 млн. т удобрений, 1,6 млн т каменного угля, 0,4 млн т черных металлов, 0,8 млн т прочих грузов.

Не принятые в российских портах грузы уходят в порты сопредельных государств. В 2003 г.ду к уровню 2002 г. отмечалось увеличение объемов перевозок каменного угля в портах Балтии, нефтяных грузов в портах Украины и Балтии.

В настоящее время ОАО "РЖД" совместно с Минтрансом России и заинтересованными портами разрабатывают методологию по совершенствованию процесса перевалки внешнеторговых грузов на основе согласованного подвода вагонов с экспортными грузами и морского тоннажа с распределением экономической ответственности за выполнение совместной технологии между всеми участниками перевозки и перевалки грузов. По вопросу о взаимной ответственности за грузы уже достигнуто принципиальное соглашение.

www.regnum.ru
21.01.2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован