Дороги в России – вторая « беда» нашего народа. Но прежде чем перейти к рассмотрению этой беды и причин ее вызывающих, сделаю некоторое отступление.
Анализ состояния и строительства дорог в России проведу с помощью метода, изложенного с использованием теоретического наследия нашего соотечественника Александра Васильевича Суворова, его знаменитого труда «Наука побеждать. Но только материальные средства вооруженной борьбы (холодное оружие, огнестрельное оружие и т.д.) в таблице заменены на строительные материалы, используемые при строительстве дорог, приложении 1.
В конце 2019 года слушал очень короткое интервью Министра транспорта России, в котором он изложил свое видение выполнения Подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)".
За время действия подпрограммы, как он сказал, все дороги в России покроют новым асфальтом. Правильно же следовало сказать, что за время действия подпрограммы средняя скорость движения транспорта по федеральным дорогам увеличится, например, на 5 км в час.
Увеличение (обеспечение) средней скорости движения на … км в час является целью, включающей другие частные цели, смотри приложение 1.
В ноябре 2007 г. был принят Федеральный закон N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации …». В нем даже нет правильной классификации автомобильных дорог.
Классификация начинается с ведомственной принадлежности. Начинать же классификацию следовало с предмета, то есть категорий автомобильных дорог (первая, вторая, третья, четвертая и пятая), а потом дать понятную расшифровку содержания этих понятий в виде основных характеристик таких дорог. В последующем указать категории дорог, которые относятся к дорогам федерального, регионального и местного значения.
Приведу пункт 11.2. Технического регламента таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог»: 11.2. при проектировании автомобильных дорог необходимо обеспечивать:
а) безопасное и бесперебойное движение транспортных средств установленных габаритных размеров и весовых параметров с разрешенными скоростями движения …».
Разработчики технического регламента на первое место поставили «с разрешенными скоростями движения», что является правильным. Известно, что многие технические регламенты разрабатываются с использованием технических регламентов Европейского Союза, где это понимают.
Указанное говорит о методологической безграмотности разработчиков проекта закона, а готовило проект Министерство транспорта РФ.
О полотне и покрытия дороги, второй столбец таблицы приложения.
Технология строительства дорог в России не разработана. Есть технологические карты, но они еще советских времен.
А вот автобаны (38% дорог) в Германии имеют бетонное покрытие со сроком службы 30 лет.
Делается подушка из песка и гравия, укладывается один слой асфальта в качестве гидроизоляции, а потом вяжется арматура, которая заливается песчано-цементным раствором в форму с проушинами. Проушины делаются для того, чтобы через 30 лет поднять плиту, а на ее место залить новую.
В Китае еще в 1998 году отработали свою технологию. На подготовленную подушку вяжется арматура, которая также заливается бетоном, а потом укладывается три слоя асфальта. Гарантированный срок службы такой дороги составляет 15 лет.
При этом в Китае строят дороги по две полосы в каждую сторону с темпом 750 метров в сутки. Дорогу, протяженностью 100 км в Китае строят не больше 150 дней. Для производства цемента используются передвижные цементные заводы.
Российские же дороги при отсутствии железобетонного основания «плывут» в распутицу.
Об использовании пространства при строительстве дорог.
Сколько людей у нас погибло и гибнет ежегодно из-за преступного отношения наших чиновников к использованию пространства при строительстве дорог: развязки на разном уровне, пешеходные переходы в зависимости от категорий дорог, ограждения в населенных пунктах и т.д.
В древнем Риме строили дороги лучше, чем в России: виадуки, тоннели, минимальные углы подъема и спуска для гужевого транспорта.
Иногда скалывается впечатление, что наши чиновники или нигде не учились, или поверили в свою безнаказанность. На самом же деле - это профессиональная некомпетентность.
4. Время – четвертый столбец таблицы.
Во втором, третьем и четвертом столбцах таблицы для анализа использованы основные методологические категории философии. Категория времени является необратимой. Считаю, что скорость движения транспорта по автомобильным дорогам является не только основным критерием качества дороги, но и одним из показателей эффективности работы экономики. И самое главное заключается в том, что Россия при нынешнем руководстве страны потеряла слишком много времени на строительство дорог и продолжает терять.
5. Об управлении.
Считаю, что управление при строительстве дорог со стороны Министерства транспорта России отсутствует.
Первым и основным этапом такого управления является разработка технологии строительства дорог разных категорий и нормативной правовой базы.
Проектно-сметные нормативы были опубликованы только в январе 2014 года.
Нашел в Интернете информацию о стоимости одного километра автострады в четыре полосы (в млн. долларов): Китай – 2,9; Бразилия – 3,6; Россия – 13. Таким образом, в России строятся дороги дороже, чем в Китае, более чем в четыре раза. Но в Китае и качество дорог совершенно другое, они не будут их ремонтировать через 3-4 года. Таким образом, разница в цене возрастет еще больше.
Сколько же дорог можно было уже построить за такие деньги до 2014 года?
Представляется, что и сейчас по национальному проекту "Автомобильные дороги" цены не меньше, а может быть и больше. Недавно объявлен тендер (февраль 2020 года) на строительство дороги от города Краснодара до крымского моста (хутор Белый в Темрюкском районе) стоимостью 100 млрд. рублей, при протяженности 119 км. Если перевести в доллары, то это получится около 13 млн. долларов за один км.
Надо пригласить китайцев, они к осени 2020 года построят эту дорогу по цене в 4 раза дешевле, да и научат наши чиновников строить дороги. А какая будет экономия в последующем при сдаче такой дороги на 2 или даже 3 года раньше срока.
6. О моральном состоянии нашего народа.
Мне представляется, что моральное состояние народа наше Правительство не интересует?
Таблица
Основные показатели метода системного подхода при исследовании вопроса строительства дорог
МЕРА |
|||||||||||||||||||||||||||||
Цель строительства дороги |
Материя (Строительные материалы) |
Пространство |
Время |
Управление |
Моральное состояние общества |
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|