01 января 2002
10806

Об инструментах скрипичного семейства

Всего четыре струнных смычковых инструмента - скрипка, альт, виолончель и контрабас, каждый с четырьмя струнами (у контрабаса есть разновидность с тремя или пятью струнами), составляют скрипичное семейство.

Выдающиеся итальянские мастера Амати (Андреа, Джироломо и Пикколо), Гварнери (Андреа и Джузеппе) и Антонио Страдивари создали образцы скрипичного семейства, которые до сих пор по изяществу формы, красоте и нежности звука считаются непревзойденными.

Скрипка - самый высокий по звучанию, наиболее выразительный и богатый по техническим возможностям среди инструментов скрипичного семейства. Тембр скрипки певучий, богатый звуковыми и динамическими оттенками, по выразительности приближается к человеческому голосу. Скрипке обладающей, часто поручается исполнение трудных и быстрых пассажей, широких мелодических скачков, различного рода трелей и тремоло (пассаж - небольшая музыкальная фраза; трель - быстрое чередование двух соседних, смежных звуков; тремоло - быстрое и многократное чередование созвучий или двух смежных звуков). Тремоло частое применяется в музыкальных эпизодах, связанных с воплощением чувства страха, душевного волнения (например, сцена дуэли в опере "Евгений Онегин").

История скрипичного исполнительства выдвинула большую плеяду блестящих виртуозов. Это гениальный музыкант и композитор Н.Паганини, ставший основоположником музыкального романтизма и заложивший основу современной скрипичной техники. Он был первым из скрипачей, кто играл концерты наизусть, без нот. Широко известны замечательные скрипачи и педагоги Д. Ойстрах, И.Менухин, Л.Когон, З.Франческатти и др.

Альт - несколько большого размера, чем скрипка на квинту ниже (на пять нотных звуков). У альта менее яркая, чем у скрипки, но поэтичная, мягкая, густая звучность, по тембру напоминает контральто (низкое грудное звучание женского голоса).
Альт обязательный участник смычкового квартета, а в симфоническом оркестре обычно 8-10 альтистов, реже как сольный инструмент.

Выдающийся альтист Ю.Башмет.
Виоланчель - по размерам значительно превосходит скрипку и альт, но несколько меньше контрабаса. Четыре струны инструмента настроены по квинтам, на октаву ниже, чем у альта. Тембр теплый, выразительный, "грудное" звучание инструмента часто сравнивают с человеческим голосом.

Богатые выразительные возможности виолончели всегда привлекали внимание композиторов. Трудно назвать композитора, который бы ничего не писал для виолончели. Произведения для виолончели Л.Бетховена, Ф. Шопена, Л.Боккерини, Д.Шостаковича и других пользуются всемирной известностью, как и один из выдающихся виолончелистов М.Л. Ростропович.

Контрабас - самый большой по размерам (длинна его около двух метров) и самый низкий по звучанию инструмент скрипичного семейства, по внешнему виду схож с виолончелью.

Техника игры на контрабасе несколько ограничена громоздкостью инструмента и неудобным (по весу) положением смычка. Играют на контрабасе сидя на высоком табурете или стоя.

В симфоническом оркестре контрабасы служат "фундаментом" общей звучности, иногда к ним присоединяют виолончели. Контрабасы широко распространены в эстрадных оркестрах и ансамблях, где на них играют обычно щипком - пиччикато.

Техника игры инструментах скрипичного семейства многогранна. Основной прием звукоизвлечения - ведение смычка по струнам, а также способ игры флажолетами, т.е. слабым, легким прикосновением к струне пальца извлекается звук, напоминающий звучание старинной флейты.

Смычок - тонкая деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса. Длинна современного смычка около 75 сантиметров.

Струна - упругая, туго натянутая нить, служит источником звука во многих музыкальных инструментах. В современных инструментах употребляют, главным образом, стальные струны, реже - жильные, шелковые и из синтетических волокон.

Корпус инструментов скрипичного семейства имеет характерную овальную форму с выемками по бокам. Обечайка, боковая часть корпуса, соединяет две деки, верхнюю и нижнюю. На верхней деке прорезаны специальные отверстия эфы. Дека по немецки означает "крышка", эфы - резонаторные отверстия, их очертания напоминают латинскую букву "эф" f, отсюда и происходит их название.

У всех струнных инструментов корпус является резонатором, т.е. усилением звука и дающий ему соответствующую тембровую окраску.

Инструменты скрипичного семейства во главе со скрипкой составили основу определившегося в середине 18 века классического симфонического оркестра, струнных квартетов и других музыкальных коллективов.

01.01.2002 г.
Ю.М.Ольхин
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован