Эксклюзив
04 января 2011
6543

Обездоленные образованием

Национальное унижение Германии, подписавшей капитуляцию в Компьенском лесу и признавшей поражение в Первой мировой войне, породило поколение духовно обездоленных. Востребовавшее старую как мир идею расового превосходства - стимул духовного возрождения.

Идею, ставшую знаменем гитлеровского фашизма, с немецкой пунктуальностью приступившего к ее воплощению в жизнь. Что созвучно с реалиями России, униженной поражением в "холодной войне", национальным предательством беловежского и хасавьюртского компьена. Разбудившего на волне президентской гонки 1996 года красно-коричневого джина - могильщика государственности. Не загнанного в кувшин небытия мартовским 1995 года Указом Президента РФ "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации.
Исторически укрепление государственности России начиналось с восстановления армии, офицерского корпуса и военного образования.

Примером служит военная реформа Д.А.Милютина после поражения в Крымской войне.

Как и милютинские военные гимназии, - суворовские и нахимовское училища, кадетские корпуса и классы готовят опору России - офицерский корпус.

Сохранивший армию и флот в тяжелейших условиях 90-х, не допустив распад страны.

Сегодня, как и прежде, индикатором и последней преградой духовной дезинтеграции общества, разгула ксенофобии и экстремизма остается армия. Выжигающая экстремизм дедовщиной с жестокостью, соразмерной качеству исходного человеческого материала - призывников. Зараженных всеми пороками общества, главный из которых - ненависть к согражданам.

Вынужденное решение Минобороны России сфокусировать усилия на воспитательной работе подтверждает пагубность исключения из закона "Об образовании" стандартов воспитания, и неспособность реформаторов 90-х и сегодня понять влияние духовного развития на качество образования и профессионализм специалиста любого профиля.
В докладе мартовского Госсовета о развитии образования в РФ признается общественная востребованность квалифицированного труда воспитателей. Труда, педагогически не менее сложного, чем учительский. Однако цели и средства воспитания сводятся к "содержанию и устройству задач образования". Тем самым консолидирующая функция системы воспитания оказывается подчиненной содержанию образования.

Священной корове образовательной системы с интересами профессорско-преподавательского состава, учебными планами, программами, профильными направлениями и специализацией учреждений образования.

Чуждой задачам воспитания гражданина и патриота, формирования чувств чести и собственного достоинства, межнациональной и межэтнической солидарности, развитию веротерпимости, миролюбия и толерантности в межконфессиональных отношениях. И, тем более, "выстраивания уклада жизни каждого образовательного учреждения на принципах антиавторитарной педагогики, педагогики сотрудничества и творчества детей и взрослых, как модели гражданского общества".

Закон РФ "Об образовании" трактует это понятие как процесс и образовательную программу, сводя к категории средства (стандарт подготовки), но никак не цели - конечного продукта, приобретенной человеком способности и готовности к практической, деятельности. Что соответствует целевому стандарту уровня подготовки - способности фокусировать внимание, интенсивно и творчески мыслить, контролируя разум - многократно востребованной постиндустриальными технологиями. От раскрытия которого откровенно пытаются уйти госорганы.

Утилитарное представление о духовном потенциале человека без связи с целевой функцией исключает систему образования из креативных ресурсов общества и переводит в сферу услуг, увеличивая затратность подушного нормативного финансирования образовательных учреждений.

Иллюзорны поэтому призывы Госсовета использовать программно-целевые методы, в том числе в интересах обогащения учебных дисциплин новыми знаниями, оптимизации объемов информации и сроков обучения, эффективного включения специалиста в производство.

Как и ожидание эффекта от нормативного финансирования под девизом "Деньги идут за учеником", инвестирующего не в качество услуги, а место в учебной аудитории. Исключив из образования главное звено - учителя. Что стимулирует концентрацию контингента учащихся и дефицит учителей, рост капиталоемкости учебных зданий и сооружений.

Когда при стоимости инфраструктуры 92-98%, на долю образовательных услуг приходится 2-6% от всех средств - кпд паровоза.

Когда вместо обеспечения насущной потребности человека в познании в национальный проект "Образование" входит лишь техническая часть - компьютеризация и интернетизация образовательных учреждений. Без учета главного приоритета - технологий адресного обучения по принципу "Учитель идет к ученику". Аналогу программы ЮНЕСКО "Образование для всех".

Назревшую исторически реформу системы образования Минобрнауки сводит к сохранению мощных образовательных учреждений, десятилетиями выполнявших заказ мобилизационной экономики и не способных перестроиться на обучение специалистов, мыслящих по-новому.

Что закономерно снижает качество подготовки, генерирует невостребованность специальностей и локализует выпускников вокруг образовательных центров. О какой региональной интеграции и надежности электроэнергетики можно говорить, когда за 15 лет ни один выпускник главного энерговуза страны - МЭИ не уехал дальше Московской области?

Неудивительно, когда для учителя полнокомплектного класса все ученики на одно лицо. А индивидуальный подход к воспитанию вчерашнего школьника начинается только в армии. Вынужденной использовать далеко несовершенные педагогически средства.

Члены Общественной палаты могли не ехать в Челябинск, чтобы увидеть источник дедовщины - ненависть, рожденную бездуховностью вчерашнего школьника, устроившего поножовщину в московской синагоге.

Издевательством над учителем - воспитателем и насмешкой по отношению к Вооруженным Силам РФ служит фиксированная надбавка за классное руководство в классах с наполняемостью 14 и 25 человек соответственно для сельской и городской местности. Что лишает воспитательных услуг учеников малокомплектных школ, стабилизирующих демографическую ситуацию большинства регионов России.
Без эталона сравнения - стандарта содержания образования, соответствующего технологичеекому уровню развития, призыв перейти к "устойчивому инновационному развитию системы образования", "эквивалентного международным нормам и стандартам", означает разрушительный процесс движения в никуда. Когда унификация языка, письменности, образовательных, технологических и военных структур провоцирует в массовом сознании инстинкт самосохранения, с цветовой гаммой от патриотизма и национализма до экстремизма и терроризма.

Наивны надежды на бездуховное могущество специальных знаний и квалификации, которые "должны обеспечивать взаимную социокультурную адаптацию разных этнических и конфессиональных групп" в интересах "решения крупной цивилизационной задачи - выхода из состояния закрытого общества и интеграции России в международное сообщество".

"Террористами не рождаются, а становятся - под воздействием конкретных событий, личного опыта, представлений, фобий, национальных мифов, исторической памяти, религиозного фанатизма и сознательного "промывания мозгов". Ими становятся под влиянием телевизионной "картинки", в особенности возмущения, охватывающего людей, когда они видят, что вооруженные до зубов чужеземцы, как им кажется, грубо попирают достоинство их единоверцев" - утверждает известный геополитик Збигнев Бжезинский, хорошо знакомый с подготовкой террористов.
Утрата системой воспитания консолидирующей силы сводит мобилизационную функцию образовательной политики государства к сугубо социально-оздоровительной: ликвидации беспризорности, сохранению психического и физического здоровья учащихся, при повышении материального положения и профессионального уровня педагогов.

Когда "нет необходимости разрабатывать какую-либо единую модель законодательства образования для всех субъектов Федерации". А реформа, оказывается, "не может всюду проводиться по одной и той же схеме, исходя из одинакового набора задач, средств, темпов ее осуществления".

Тенденции распада логичны административной косметике Минобрнауки: структуротворчеству, группированию привилегированных и "зачистки" провинциальных вузов, надуманному объединению научных и образовательных учреждений без учета многолетнего формирования их среды и закономерностей технологического развития.
Можно критиковать ЕГЭ за содержание контрольно-измерительных материалов (КИМов). Но нельзя отрицать консолидирующую функцию и эффект синергии при внедрении современных стандартов содержания образования в масштабах страны.

Что недостижимо при "оценке качества образования на региональном уровне". Когда "создание в субъектах Российской Федерации структур, осуществляющих надзор в сфере образования" означает разрушение образовательного пространства и усиление центробежных тенденций.
Перманентные провалы реформ: административной, электроэнергетики и образования указывают на их общую причину: "человеческий фактор". Когда вирус разрушительности несут в себе люди, обездоленные финансово-экономическим образованием советских лет.

Не сумевшие стать экономистами и оставшиеся бухгалтерами, плененные магией конечности результатов финансовых расчетов. Сфокусированные на "выявлении основных зон неэффективных затрат". Неспособные поэтому перестроиться на поиск и препятствующие разработке "точек роста" экономики. Снимая преграды процессам дезинтеграции страны.

(подготовлена в 2005 году по материалам Госсовета по развитию образования)

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован