26 февраля 2007
4899

Обязанности без сенсаций

Кто будет замещать премьер-министра во время его отсутствия, пока неясно


В завтрашнем номере "Российской газеты" будет официально опубликовано распоряжение премьер-министра Михаила Фрадкова "О распределении обязанностей между заместителями премьер-министра".

Комментируя это решение, глава правительства заметил, что в нем "никаких неожиданностей нет - формируются несколько блоков по приоритетным направлениям. Общественное мнение уже фактически сформировало это распределение. И я вам должен сказать, что СМИ, аналитики не ошиблись".

Первый вице-премьер Медведев

Дмитрию Анатольевичу, как и ожидалось, достался "блок социальных и стоящих рядом вопросов". В случае успеха национальных проектов в сфере образования и здравоохранения, в социальных вопросах и демографической политике народное признание, а следовательно, и голоса на выборах Дмитрию Медведеву практически обеспечены. А для достижения успешного результата в работе у него есть главное - деньги под нацпроекты. Хуже с другим: в сферу его деятельности попала самая непопулярная жилищно-коммунальная реформа. Ни одному правительству в нашей стране еще не удавалось довести ее до конца. Но это как раз то, что может уравновесить успех нацпроектов с относительным неуспехом реформы ЖКХ.

Первый вице-премьер Иванов

Сергей Борисович "будет курировать все то, что мы называем реальной экономикой, включая военно-промышленный комплекс, на который делается серьезная ставка в диверсификации экономики, придании ей инновационного характера", - пояснил Фрадков. Также Сергей Иванов будет отвечать за "связь, обеспечение по сути национальной обороны, правоохранительную деятельность, ведать атомной, космической сферами, всем, что связано с высокими технологиями".

То есть первому вице-премьеру Иванову помимо реальной экономики досталось чуть-чуть из сферы ведения президента. Ведь правоохранительные органы до сих пор находились в прямом подчинении главе государства. Но, с другой стороны, реальная экономика - та сфера, где увидеть и оценить результаты смогут немногие, уж точно не потенциальный электорат.

То есть чаши весов - в виде двух первых вице-премьеров - оказались практически на одной высоте. У Медведева при этом есть свой шанс вырваться вперед, к примеру, в случае неожиданного и действительно весомого шага, который кардинально изменит ситуацию в ЖКХ (возможно, при помощи "Газпрома", играющего в этом деле непоследнюю партию). Равно как у Иванова - свой шанс, если он будет демонстрировать всему миру реальную диверсификацию экономики и растущую вследствие этого мощь российской промышленности, а также новые образцы суперсовременного и сверхточного оружия.

Вице-премьер Жуков

Александр Дмитриевич, очевидно, будет решать макроэкономические вопросы, пока два первых будут соревноваться на электоральном поле. С одной стороны, неплохо, ведь с макроэкономикой до выборов 2008 года вряд ли случится что-либо страшное - нестабильности в стране в предвыборный период власть не допустит. Опять же, вряд ли кто другой, кроме Жукова, сможет так хорошо выполнить поставленную перед правительством задачу - провести бюджет 2008 года в ранние сроки, чтобы оградить его от лоббистов-депутатов. Это еще один плюс Александра Жукова в сфере его ответственности.

Но, с другой стороны, ему "достались" инвестиционная политика и деятельность естественных монополистов, где все решения заранее обречены: соблюдение интересов монополистов по повышению тарифов приводит к непопулярности в народе, соблюдение же интересов россиян может означать противодействие государственным интересам.

Кроме того, Жукову предписано заниматься координацией статистики, страхования и налоговых вопросов, где не обходится без постоянных споров.

Судя по всему, только физическая культура и спорт станут для него небольшой отдушиной в напряженной и далеко не всегда благодарной работе.

Вице-премьер Нарышкин

Сергей Евгеньевич, как и предполагалось, будет координировать внешнеэкономическую деятельность, таможенно-тарифное регулирование, управление федеральной собственностью, проведение административной реформы, развитие культуры и туризма.

Совсем непубличный глава аппарата правительства Сергей Нарышкин, как известно, сменил кабинет в Кремле на пост в Белом доме сразу после прихода на Краснопресненскую набережную Михаила Фрадкова. За прошедшее время он даже не пытался набирать политический вес, отводя самому себе техническую роль. Со временем, позабыв о его кремлевском прошлом, Нарышкина стали считать человеком Фрадкова. Во всяком случае, его назначение на пост вице-премьера аналитики рассматривали как согласие Путина на просьбу Фрадкова.

Но, скорее всего, Фрадков, рекомендуя Нарышкина на пост вице-премьера, преследовал и другую цель: уравновесить министра экономического развития и торговли Германа Грефа, который занимается слишком многим, в том числе внешнеэкономической деятельностью. А именно тем, как она ведется, Фрадков в последнее время был часто недоволен.

Кроме того, премьер, возможно, надеялся провести на пост главы аппарата в полной мере своего человека. Но Сергей Нарышкин не покинул эту должность, совместив ее с вице-премьерской. В такой конфигурации его позиции значительно усилились - весь документооборот Белого дома будет по-прежнему проходить через него.

И, наконец, именно Сергея Нарышкина аналитики зачислили в список "преемников" как человека из кадрового резерва Путина.

Настроенный кабинет Фрадкова

Почти три года кабинет министров проработал в составе и со структурой, которая была предложена Михаилу Ефимовичу, когда он занял пост премьера. Но уже спустя полтора года стало ясно, что при структуре в виде пирамиды работать очень трудно. Поэтому вскоре правительство подверглось реформе: сначала переподчиняли агентства, службы, затем создавали новые комиссии. Было очевидно - новая "настройка" кабинета не заставит себя ждать. Умеренный во взглядах премьер-министр, который все время пытался, как администратор, наладить работу кабинета, тщательно выстраивая навязанную ему пирамиду, видимо, тоже потерял терпение. Он с грустью посматривал на тех, с кем ему приходится выполнять президентские поручения и удваивать ВВП, и все чаще оговаривался: неплохо бы воссоздать министерство торговли или реформировать таможню.

В результате таможню премьер взял под свое крыло, а министерство торговли хоть еще и не создано, но предпосылки к тому появились - в кабинете теперь есть вице-премьер, в обязанности которого входит кураторство внешнеэкономических вопросов. По сути, правительство возвращается к той схеме, которая существовала до административной реформы. Хотя, как утверждают, Владимиру Путину всегда нравилась конструкция с одним техническим вице-премьером.

Тем не менее в прежнем кабинете было пять заместителей премьера и 25 министров. При такой схеме говорить о политической ответственности министров не приходилось. Более того, та структура практически полностью блокировала возможность проведения какой-либо целенаправленной политики. Вице-премьеры имели полномочия, но не имели рычагов. У министров были рычаги, но не было полномочий. Получалось, что существует несколько правительств, действующих параллельно и совершенно самостоятельно: премьер и его секретариат, министры, аппарат правительства с аналогичными департаментами, вице-премьеры с собственными аппаратами.

Эту неэффективную структуру заменили на пирамиду, которая сумела простоять лишь три года. Теперь в кабинете премьер и его секретариат, два первых и два просто вице-премьера со своими аппаратами и министры. Даже курировать энергетический комплекс в правительстве будут как минимум три вице-премьера: атомная энергетика попала в сферу ответственности Сергея Иванова, вопросы природопользования станет курировать Дмитрий Медведев, а вопросы тарифного регулирования, энергетики и антимонопольного законодательства - Александр Жуков.

Без комиссии никто не остался

А правительственную комиссию по вопросам топливно-энергетического комплекса по-прежнему будет возглавлять лично премьер-министр Михаил Фрадков. У него же останется Совет по конкурентоспособности и предпринимательству, Консультативный совет по иностранным инвестициям, комиссия по взаимодействию центра и регионов. Никому из своих заместителей Фрадков не передал и комиссию по бюджетным проектировкам. В сфере его ведения останутся государственная пограничная и комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей.

Дмитрий Медведев по-прежнему будет возглавлять президиум Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, комиссию по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, комиссию по развитию телерадиовещания, координировать вопросы организации и проведения комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев, комиссию по вопросам религиозных объединений.

Сергею Иванову отойдут комиссия по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта, комиссия по экспортному контролю и оставшаяся в наследство Военно-промышленная комиссия, а также Морская коллегия.

У Александра Жукова останутся те комиссии, которые он возглавлял до изменения структуры. Это комиссия по законопроектной деятельности, трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, по повышению результативности бюджетных расходов, по обеспечению безопасности дорожного движения, по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива, а также комиссия по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия с Организацией экономического сотрудничества и развития.

Сергей Нарышкин помимо комиссии по административной реформе возглавит комиссию по экономической интеграции, международной гуманитарной и технической помощи, комиссию по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства.

Одним словом, каждому из заместителей Фрадкова досталось по одному из приоритетов, которые поставлены перед правительством в предвыборный год: социальные вопросы, диверсификация экономики, макроэкономическая стабильность и внешнеэкономическая деятельность.

Кто первый из первых

Вопрос о том, кто будет замещать премьер-министра во время его отсутствия, в документе не определен. Тем не менее, как пояснил вице-премьер, руководитель аппарата Сергей Нарышкин, заседания правительства в отсутствие главы кабинета будут проводить либо первый вице-премьер Сергей Иванов, либо первый вице-премьер Дмитрий Медведев.

Тем не менее два первых вице-премьера явно пересекаться не будут. Связка будет такова: первый вице-премьер Медведев - вице-премьер Жуков и первый вице-премьер Иванов - вице-премьер Сергей Нарышкин. На период временного отсутствия вопросы, закрепленные за Медведевым, придется рассматривать Жукову и наоборот, вопросы, закрепленные за Ивановым, будет рассматривать Нарышкин и наоборот.



Елена Лашкина

Опубликовано в "Российской газете" (Центральный выпуск) N4302 от 26 февраля 2007 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован