- Как немецкие летчики, не встречавшие противодействия в Европе, реагировали на наших пилотов, оказывавших им сопротивление?
Дрались, сбивали наших. Отдельные летчики, конечно, били немцев в хвост и гриву. Но дело в том, что унас соединились беда с несчастьем: новые самолеты, сырые по производству и технологии, уступающие немецким, и не освоившие их летчики. Что бы ни говорили, самый гениальный самолет Второй Мировой войны - Мессершмит-109Е. Равных ему не было ни по скорости, ни по маневренности. Это был господин в воздухе почти до самого конца войны. Только Ла-7 мог на равных с ним воевать.
Немцы почувствовали силу Мессершмитта еще в Испании, где он сбил массу наших самолетов, и спрятали его. А перед войной, зная, что исправить ничего мы уже не сможем, они показывали для острастки этот самолет всем нашим делегациям и даже продали его нам. За год до начала войны мы имели все немецкие самолеты: Юнкерс-88, Хейнкель, Мессершмитт. Но ни конструкцию содрать, ни, тем более, запустить в производство, мы уже не успевали.
- Вы, конечно, читали о рейтинге асов. Во всех списках первым стоит Эрик Хартман. Как он мог сбить три сотни самолетов? Может быть, у немцев была другая система подсчета?
Все это вранье. Почему 50 с лишним лег Хартмана никто не знал? В войну немцы кричали: `Ас Покрышкин в воздухе`. О Хартмане же ни на земле, ни в воздухе никто не слышал. Он 1921 года рождения, сопляк. Начал воевать в 1943 году,когда успел столько насбивать? А самый главный мой довод такой: у летчика есть документ вьше паспорта - его летная книжка. Покажите мне летную книжку Хартмана, и я поверю. Но ее нет. У Покрышкина все сбитые самолеты зафиксированы. Хартман, кстати, был два года у нас в плену. Сбежал. А через полвека его возвели на пьедестал славы.
До сих пор точно неизвестно, сколько самолетов в Заполярье сбил морской летчик Сафонов. Кто говорит 20, а кто и 50. До 5 августа 1942 г. рекордсменом у `сухопутных` летчиков был Михаил Баранов - 24 сбитых самолета. Покрышкин тогда имел всего 7. Кстати, всего Покрышкин сбил не 59, как значится официально, а 126 самолетов, но отдавал много товарищам для награды. По мастерству, таланту на первое место я, безусловно, поставил бы Покрышкина.
- Вы как-то сказали, что воевало три поколения летчиков.
Первое - мы, довоенные. Тут почти все погибли, и перед вами сидит один из немногих оставшихся в живых. Второе, вслед за нами, выиграло войну тяжелыми потерями, поскольку подготовка была крайне короткой: пять полетов по кругу - и на фронт. Третьему поколению досталась слава. Я за всю войну набрал 164 полета, а кто пришел в 43-м и даже в 44-м, набрали по 300 боевых. Потому что я в 43-м был уже командиром полка, и разрешение на каждый вылет должен был испрашивать у командира дивизии и даже корпуса. Да и немцев в воздухе стало поменьше. В 41-м мы имели одну боевую потерю на 13 самолето-вылетов. Поэтому за 30 эффективных, с подтверждением результатов, боевых вылетов давали Героя. Потом критерием стали 70 вылетов, а потом уже за 100. Об этом вы нигде не прочитаете, но были соответсвующие приказы Сталина. Есть такие летчики, кто и за три вылета получал Героя. Талалихин получил за два тарана. Конечно, было начало войны, мы нуждались в примерах героизма.
- Знаем, что вы имеете о воздушных таранах свое мнение, совершенно противоположное установившемуся уже больше полувека.
Писатель Алексей Толстой написал несусветную глупость: главным методом воздушного боя русских является таран. Почему не требовался таран дважды и трижды Героям Покрышкину, Кожедубу, Алелюхину, Степаненко, Амет-хану Султану? Таран требовался слабакам, Чтобы сбивать, надо уметь летать и стрелять. "Герой на таранах" не умел либо одного, либо другого. У Ковзана было четыре тарана. Я был вынужден осадить его однажды: "Если бы мы все воевали, как ты, Борис, то и сейчас войну не закончили бы". Четыре самолета таранил и четыре же своих потерял. То же самое с панфиловцами. Как могло сучиться, что в гвардейской прославленной дивизии не знали, что на подходе 54 вражеских танков? Против них во всей дивизии нашлось только 28 человек, да и те без единого противотанкового ружья!
Истребитель Ла-7
Длина самолёта - 8,60 м;
Размах крыла - 9,80 м;
Площадь крыла - 17,50 м ²;
Мощность двигателя - 1850 л/сил;
Практический потолок - 10750 м;
Максимальная скорость - 680 км/час;
Дальность полета - 635 км;
Взлетный вес - 3400 кГ;
Вооружение: 2 пушки ШВАК.
Истребитель Мессершмит М-109
Длина самолёта - 8,55 м;
Размах крыла - 9,87 м;
Площадь крыла - 16,20 м ²;
Мощность двигателя - 1800 л/сил;
Практический потолок - 9700 м;
Максимальная скорость - 700 км/час;
Дальность полета - 800 км;
Бомбовая нагрузка - 500 кГ;
Вооружение: пулеметы и пушка (20 и 30 мм).
/www.letun.su/