2 февраля 2013 года, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, руководитель МИД Грузии М.Панджикидзе отметила необходимость расширения евроатлантического сотрудничества Грузии. По ее словам "Грузия должна расширять свое сотрудничество, как с НАТО, так и в рамках общей (внешней) политики и политики безопасности". По ее словам, "настало время для того, чтобы сделать дальнейший шаг на пути интеграции Грузии в НАТО". М.Панджикидзе отметила необходимость нормализации отношений Грузии с Россией, но при этом подчеркнула необходимость прекращения "оккупации 20% территории" Грузии Россией для "полного восстановления дипломатических отношений".
Заявление руководителя МИД Грузии подчеркивает преемственность внешнеполитического курса, проводимого коалицией "Грузинская мечта - Демократическая Грузия", победившей на парламентских выборах в октябре 2012 года. Курс на евро-атлантическую интеграцию Грузии в европейские структуры и НАТО, проводился администрацией Президента М. Саакашвили и пропрезидентской партией "Единое национальное движение".
Подобная позиция заявлялась уже после парламентских выборов в выступлении М.Саакашвили на международной конференции в Киеве в ноябре 2012 года, в ходе которой он подчеркнул, что "пути возврата в бывшую империю больше нет", у Грузии" есть единый горизонт, который называется евроинтеграцией". Президент Грузии также отметил, что "прогрессивная интеграция в европейские и евроатлантические структуры является единственным путем", и он сомневается в возможности "повернуть евроатлантический курс" Грузии в сторону СНГ.
В январе 2013 года официальное внешнеполитическое руководство Грузии отвергло возможность возвращения Грузии в СНГ. По словам заместителя министра иностранных дел Грузии Д.Залкалиани, "никакие переговоры с российской стороной по поводу возвращения Грузии в СНГ не ведутся", для Грузии приоритеты внешнеполитического курса "это Евросоюз и НАТО". Подобная позиция была подтверждена и другими представителями грузинской внешнеполитической элиты. Так, по словам Госминистра Грузии по вопросам реинтеграции П.Закареишвили "в правительстве даже не ставился вопрос, рассмотреть или нет возвращение в СНГ".
30 января 2013 года парламентское пропрезидентское меньшинство - "Единое национальное движение" (ЕДН), выступило с предложением разработать законопроект "О неизменности внешнего курса Грузии". В случае его утверждения парламентом, такой закон, по мнению оппозиции, создаст определенные гарантии сохранения прозападного курса страны. По словам вице-спикера Парламента Грузии, представителя ЕНД Г.Барамидзе, законопроект касается "неизменности курса касательно вступления в НАТО и ЕС, чтобы ни одно правительство не свернуло с этого курса", политики" непризнания оккупированных территорий Грузии".
Третьим компонентом законопроекта является отказ от членства Грузии в СНГ, в Евразийском союзе, ОДКБ, других постсоветских объединениях, в которых Россия "является ведущей силой и пребывание в которых, создает угрозу суверенитету и свободе Грузии".
Заявления различных представителей грузинской политической элиты является отражением консенсусного внешнеполитического подхода. Курс на евро-атлантическую ориентацию Грузии разделяется как представителями правящей коалиции, так и оппозиционной пропрезидентской партией. Данный подход является доминирующим, хотя выделяется и некоторая часть политической элиты Грузии, отстаивающая идею "равноудаленности", "одинаковой дистанции" Грузии, как от России, так и от НАТО.
Позиция Грузии в сфере внешней политики является заметным исключением на постсоветском пространстве. В целом государства региона проводят различный внешнеполитический курс, ориентируются на различные центры силы, занимают разную позицию в отношении евразийских интеграционных процессов. В то же время, практически для всех государств постсоветского пространства характерной чертой является откладывание геополитического выбора, сохранение элементов многовекторности, попытка получить "бонусы" от различных региональных и мировых игроков. С этой точки зрения, Грузия проводит четко ориентированный внешнеполитический курс, направленный на интеграцию страны в евро-атлантические структуры - ЕС и НАТО, сохраняя крайне прохладные отношения с Россией. При этом происходит совпадение декларативного и фактического внешнеполитического курса.
В этих условиях возможна определенная коррекция российско-грузинских отношений, направленная на отказ от использования жесткой риторики, некоторого расширения двустороннего торгово-экономического взаимодействия, восстановления дипломатических отношений. В то же время на стратегическом уровне Грузия, скорее всего, сохранит курс, направленный на установление партнерства со странами Запада, на интеграцию страны в евро-атлантические структуры. Серьезным ограничителем российско-грузинских отношений остается территориальная проблема: грузинская политическая элита не готова "смириться" с потерей Абхазии и Южной Осетии, Россия не готова отказаться от дипломатического признания вышеуказанных государств. Все это исключает в обозримой перспективе участие Грузии в евразийских интеграционных процессах в любом формате взаимодействия....
"Политические процессы" www.politpro.ucoz.ru/