В издательстве `Международные отношения` вышла первая книга из трилогии `Владимир Путин. История жизни`. Ее автор, московский журналист Олег Блоцкий, дал `Российской газете` эксклюзивное интервью.
Олег, почему книга готовилась в такой тайне? Я знала, что ты пишешь книгу, но кому она будет посвящена - даже не догадывалась.
- Честно скажу - это первое интервью, которое я даю. Я вообще-то не намеревался о книге рассказывать, хочу, чтобы люди ее прочитали и сами сделали свои выводы. А уж если вспоминать историю ее создания... В июле 1999 года я гостил в Берлине у своего приятеля. Его соседи-немцы, узнав, что из Москвы приехал журналист, `зашли на огонек`, стали меня расспрашивать о Путине. Я сначала отнекивался: мол, ребята, не по адресу обращаетесь, я и сам ничего не знаю... Но они так активно интересовались личностью нашего Президента, что мне, с одной стороны, стало стыдно за свое незнание, а с другой - я проникся их интересом. Когда вернулся в Россию, купил первую книгу о Путине, вышедшую в феврале 1999 года, `Разговоры от первого лица`.
Мне она не очень понравилась - я не понял ничего о личности Президента. Так что моя книга - не кремлевский `заказ`, а исключительно личный интерес.
К кому ты обращался в процессе подготовки книги?
- Сначала ни к кому. Поскольку я не в хожу в кремлевский `пул` (то есть в число журналистов, аккредитованных при Кремле), предвидел, что если я обращусь в пресс-службу Президента, то от меня потребуют письмо-запрос. И начнется волокита, а информации я никакой не получу... Так что сначала я собрал по Интернету все статьи, что вышли на тот момент о Путине - всего их было около 10 тысяч. Прочел их все, определил для себя круг его друзей, знакомых, коллег, с кем следовало поговорить. В сентябре я первый раз поехал в Санкт-Петербург, где встретился с одноклассниками и коллегами Владимира Владимировича.
Никто не отказывал тебе во встрече? Не было обстановки секретности, все-таки ты интересовался первым лицом государства.
- Нет, я звонил, представлялся, рассказывал о том, что пишу книгу. Все с большой охотой шли навстречу. Отказались только два человека, которые работали с ним в Комитете.
А как и когда сам Путин узнал о твоей работе?
- В конце ноября - начале декабря 1999 года я пришел к Сергею Ястржембскому. С ним мы были знакомы по Чечне, ведь я работал там с 1994 года. Сказал, что пишу книгу о Президенте. Реакция была интересная: `А я здесь при чем?` Попросил помочь мне встретиться с Путиным, поскольку из чиновников такого высокого уровня я был знаком только с Ястржембским. Я и не скрываю, кто мне помог, и очень благодарен. Было бы глупо уверять, что номер Путина я нашел в телефонном справочнике.
Как вы в первый раз встретились с Президентом?
- В феврале 2000 года мне позвонила секретарь Ястржембского и сказала, что на Старой площади меня будет ждать машина. Меня отвезли в загородный дом Президента в Ново-Огарево. Потом приехал Ястржембский. Президента мы ждали минут 40. Наконец он появился, извинился за свое опоздание, и меня представили Путину.
Какое впечатление он на тебя произвел? Ты ведь первый раз встречался с главой государства?
- Да. И впечатление потрясающее. Он очень вежливый и мягкий, как мне показалось. Спокойно все выслушал, а уже потом стал делать свои выводы. Сначала он меня отговаривал: `Обо мне столько всего написано, что даже уже и нечего добавить. Зачем же огород городить?`
И как же ты уговорил?
- А я в свою очередь спросил: `А вы знаете, Владимир Владимирович, что ваш отец был журналистом?` Путин очень удивился - оказывается, этого-то он и не знал!
А ты как выяснил?
- Отец Президента долго работал слесарем на заводе. А в то время на заводах были многотиражные газеты, так что я предположил, что хоть одна заметка о Владимире Путине-старшем должна быть. Я приехал в Санкт-Петербург, пошел в газетный зал одной библиотеки. И совершенно случайно обнаружил, что он был рабкором заводской газеты `Егоровец` и редактором газеты своего цеха, которая называлась `Ремонтник`.
Мне кажется, наш Президент из тех людей, которые уважают труд другого человека. И то, что я не просто включил диктофон и попросил `наговорить` биографию, а не поленился залезть в архивы, найти то, о чем он сам не знал, - это сыграло, как мне кажется, решающую роль.
Книга только появилась, а уже пошли слухи, что это чуть ли не автобиография.
- Нет. Первая книга посвящена тому времени, в которое рос Путин, формировался его характер. Там больше рассказов его родных и друзей. Но материала набралось так много, что вместо одной книги пришлось делать две. Вот во второй книге больше рассказывают о себе сам Президент и его супруга. Она выйдет месяца через три. Честно говоря, пока мы в наших беседах с Президентом даже не добрались до нашего времени.
Сколько раз ты встречался с Путиным?
- Точно не помню, раз пять-шесть. А сейчас, в процессе редактирования второй книги - она ведь уже фактически готова - постоянно общаюсь с его супругой. Людмила Путина - тоже очень скромная, порядочная женщина, простая в быту.
Насколько простая? Угощала тебя собственными блинчиками?
- Нет, бутербродами с докторской колбасой. И еще извинялась: `У нас тут все по-простому, мы иначе не привыкли`.
Читал ли ты немецкую книгу, посвященную Людмиле Путиной?
- Да, поскольку я читаю все, что пишут об их семье, - ведь это моя работа. В противном случае не стал бы ее читать. Мне кажется, что все, написанное там, - абсолютная ложь, чей-то явный `заказ`. Например, там утверждается, что у Путиных плохие отношения. А я видел совершенно обратное, у них настоящая дружная семья, и это не было `показухой` для журналиста.
Олег, были ли запретные темы?
- Да. Президент охотно рассказывает обо всем - детстве, учебе, даже о работе в Комитете. Но мы договорились, что я не буду писать о дочерях Путина. Людмила Александровна сразу сказала: `Олег Михайлович, вы, конечно, автор, вам и решать, что писать, а что нет. Но я хотела бы попросить не упоминать о наших девочках, мы хотим, чтобы они жили нормальной жизнью`. В книге, конечно, есть семейные фотографии, но только те, где девочкам не больше 10 лет. Я сам отец, так что уважаю и понимаю решение президентской семьи.
Кому ты показывал рукопись первой книги?
- Не поверишь - ни-ко-му. Никто ни разу не просил показать рукопись или гранки.
А выбор издательства твой собственный или тебе посоветовали в Кремле?
- Нет, поскольку книгу я начал писать по собственной инициативе, то, конечно, контракта на ее издание у меня не было. И я искал издательство через своих друзей и знакомых. Мне нужно было обязательное и порядочное издательство, да еще важное условие - чтобы рукопись не `ушла налево`.
Когда был готов сигнал?
- Неделю назад. Я отвез одну книгу Ястржембскому, а одну подарил Людмиле Александровне. Она полистала ее и отметила оформление, необычность обложки, на которой изображен коллаж из фотографий из семейного архива. Насколько я знаю, целиком книгу она еще не прочла - все времени нет, мы же работаем дальше над второй книгой.
Олег, когда ты закончишь трилогию, чем будешь заниматься? И будет ли твой новый проект связан с Президентом?
- Да, будет. Но что это будет конкретно, не скажу, чтобы не сглазить. Отмечу лишь, что этот проект опять же создается по моей инициативе.
Российская газета, 16.01.2002
http://nvolgatrade.ru/