17 мая 2007
2774

Олег Карелин: Россия - международный кредитор.

Сформировалось два подхода к проблеме "Россия - международный кредитор". Первый определяет структуру внешних кредитов России (бывшего СССР) как нерациональную и чисто политическую, не принесшую стране никаких экономических дивидендов. Второй подход, который, по нашему мнению, более объективен, заключается в оценке сложившейся региональной и товарной структуры и условий предоставленных нашей страной международных кредитов, исходя не только из идеологических и политических установок, но и из необходимости развития международного рынка сбыта средней конкуренции отечественной продукции в условиях жесткого, сложившегося на протяжении многих десятилетий, "прикрепления" рынков развивающихся стран к бывшим метрополиям и развитым в промышленном отношении странам в результате экономического передела мира середины ХХ века. Именно в связи с жесткой конкуренцией отечественная продукция и услуги, во-первых, не могли быть направлены в страны, не имеющие платежных проблем. Во-вторых, развитие сотрудничества на условиях подрядного строительства, техсодействия и компенсационных проектов было необходимо для поддержания противостояния двух мировых экономических систем, при этом оно давало странам-реципиентам за счет создания промышленных объектов с помощью СССР долгосрочные преимущества с точки зрения наличия собственных производств, повышения занятости, улучшения места стран в региональном и мировом разделении труда. При этом комплексно решался вопрос дальнейшей эксплуатации, модернизации, обслуживания созданных производств с привязкой к российской (советской) технике, технологиям, кадрам, что было немаловажно для СССР.
Основная часть зарубежных кредитов, ставших основой для накопления международных финансовых требований Россией, была предоставлена именно по линии экономического и технического сотрудничества с зарубежными странами Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС). Образованный в 1957 г. ГКЭС за более чем 30- летний период своей активной деятельности обеспечил сотрудничество по 805 объектам с 84 государствами, 11 европейскими, 25 азиатскими, 36 африканскими и 12 латиноамериканскими, из которых 72 по статистике ООН были отнесены к числу развивающихся и 23 - к наименее развитым странам.62
"Повысить эффективность и уровень организации сотрудничества в строительстве объектов за рубежом на подрядных условиях. Расширять оказание содействия на компенсационных условиях в целях удовлетворения на стабильной и долгосрочной основе потребностей народного хозяйства СССР в дефицитных видах сырья, топлива, продовольствия и готовых изделий, а также в интересах повышения платежеспособности отдельных социалистических и развивающихся стран и обеспечения своевременного возврата советских кредитов." - таковы были установки "Основных направлений работы Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям (ГКЭС) на 1981-1985 гг." Такая постановка задачи сохраняет актуальность и в настоящее время. Металлургия, энергетика, добывающая промышленность, транспорт и связь, жилищное и коммунальное строительство, мелиорация и развитие сельскохозяйственной переработки, не говоря уже о военной сфере - вот неполный перечень отраслей, прорыв в развитии которых для многих развивающихся стран мира был бы немыслим в короткой перспективе без участия советских специалистов, оборудования, технологий и кредитов. Кроме того СССР, долгое время пробывший в экономической и политической изоляции и растерявший практически все территориальные приобретения царского периода вынужден был довольствоваться остатками от "экономического передела мира".

2006 год
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован