15 декабря 2006
4084

Олег Кутафин: Ассоциация юристов России - действенный институт гражданского общества

На вопросы журнала "Закон" отвечает председатель Ассоциации юристов России, ректор Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук, академик РАН О.Е. КУТАФИН

- Олег Емельянович, 22 декабря исполняется год со дня учреждения Ассоциации юристов России, членом президиума и сопредседателем которой Вы являетесь. К моменту учреждения Ассоциации уже существовали Союз юристов России, Российский Союз юристов. В чем принципиальная разница между организациями, которые существовали ранее, и Ассоциацией?

- Разделение юридического сообщества на две части было ни на чем не основано; некоторые юристы входили в оба союза. Сказать, что деятельность двух союзов была успешной, нельзя. Поэтому единственной целью создания Ассоциации юристов России было объединение всех юристов в одну организацию, которая могла бы вобрать в себя всех желающих. Что касается союзов, то их больше нет и делить нечего. Сейчас сосуществуют Ассоциация юристов России и Международный союз юристов, наследник Союза юристов СССР.

- В чем, помимо объединения российских юристов, цель создания Ассоциации?

- Я прежде всего рассматриваю эту организацию как своего рода профсоюз юристов, цель которого - содействие, защита членов этой Ассоциации. Юридическая профессия ведь очень многогранна: юристом может быть милиционер, сотрудник ФСБ, преподаватель. Если некоторые представители юридической профессии защищены законом, то другие - нет. Да и первые зачастую защищены только на бумаге, но в действительности могут терпеть притеснения со стороны начальства, например. Помните, раньше помимо профсоюзов существовали различные творческие союзы? Ассоциацию можно рассматривать как подобного рода творческий союз. Но это, разумеется, лишь одна из задач.

Ассоциация должна содействовать повышению профессионального уровня своих членов. Кроме того, как мы думаем, пора вернуться к практике правовой пропаганды среди населения: необходимо признать, что правовая пропаганда - необходимый элемент жизни, особенно в нашей стране, где на право смотрят гораздо хуже, чем на "лево". Можно любить коммунистов или не любить, но в Советском Союзе были колоссальные наработки по этому вопросу. Ранее при советской власти была целая система, государство было заинтересовано в том, чтобы себя популяризировать как за рубежом, так и внутри. А сейчас государство даже пропагандой как следует заниматься не умеет. Возьмите, к примеру, Стабилизационный фонд. Большинство населения не понимает, зачем эти деньги где-то находятся и не используются. Вы когда-нибудь слышали, чтобы объясняли, для чего он нужен, этот фонд? Вот такого рода пропагандой и нужно заниматься.

Одной из задач мы видим разъяснение за рубежом происходящего в юридической жизни России: они часто не понимают, что у нас на самом деле происходит. Мы готовы с ними сотрудничать. Но это не значит, что мы не будем указывать им на те ошибки, которые они делают. Здесь наша роль может быть весьма значительной.

Что касается внутренних дел, то и здесь мы должны принимать участие. Общественная палата заинтересовалась Южным Бутово, но почему-то совершенно не заинтересовалась "грузинским вопросом", а ведь таких вещей допускать нельзя. Дело не в том, кто занимается казино - русский или грузин, еврей, китаец. Это не имеет никакого значения. Вопрос в том, что он делает и как. Считаю, что для нашего общества постыдно кого-то преследовать. Это абсурд.

Мы, конечно, поддерживаем ту линию, которую проводит В.В. Путин, но это не значит, что мы не можем и ему кое-что рекомендовать. И он охотно прислушивается к нам.

- Предполагается ли Ваше участие в законотворческой работе?

- Да, конечно. Качество законотворческой работы нас особенно волнует. Иногда удивляют приоритеты Государственной Думы. Есть много вопросов, начиная с коррупции, которыми нужно активно и быстро заниматься. Между тем обсуждения этих вопросов тянутся годами. С другой стороны, у депутатов Государственной Думы появляется интерес к меду, курению. Это вызывает недоумение. В прежние времена было много недостатков, за исключением одного - если создавалась законотворческая программа, то ее создавали не Брежнев или кто-то еще, ее создавали специалисты. Бывали случаи, что годами не могли принять какой-то закон, но все это время уходило на тщательную проработку его положений, и юридически он выходил безукоризненным. Сейчас же пишется одно, а получается совсем другое. И дело не в депутатах, потому что депутат - это политический деятель. Он должен защищать интересы своих избирателей, а юридическая техника, филологическая отработка текста - это дело специалистов, юристов.

В этой связи хотелось бы обратить внимание Думы на то, что у нас есть специалисты в этом деле. Важно подчеркнуть, что законодательная работа - это процесс намного более сложный, чем просто проголосовать за какой-то акт. Здесь требуется большая дополнительная работа: Правительство тоже не идеально готовит законопроекты.

- Год назад на учредительном съезде Ассоциации достаточно много говорилось о неудовлетворительном состоянии юридического образования в России. Согласны ли Вы с такой оценкой?

- Вопрос юридического образования у нас в стране очень больной. Путем такого образования мы наращиваем юридическую неграмотность, а не ликвидируем. У нас такое количество платных вузов, что может позавидовать не только любая страна, но и в целом весь мир. Никто из нас не возражает против существования частных вузов. Кстати сказать, Гарвардский университет - это тоже частный вуз. Но ведь никому в голову не придет отказать в приеме на работу человеку, окончившему Гарвард. У нас же лиц, окончивших платные вузы, на работу принимать не хотят и, в-общем, правильно делают. Нам говорят о перепроизводстве юридических кадров, а когда прокуратура или суд ищет эти кадры, то не может найти. Работодателей в Москве интересуют только выпускники МГЮА или МГУ. А эти два вуза не могут подготовить необходимое количество специалистов.

Дело, в конце концов, не в существовании частных вузов, дело в том, что в них могут обманывать студентов, которые не получают знаний, родителей студентов, которые платят за обучение и думают, что выгодно вложили деньги. Нельзя образование превращать в средство заработка и только. Вуз - это не лекторий, где, сменяясь, читают лекции пришлые преподаватели. Вуз должен формировать человека, специалиста, в том числе и воспитывая его в определенных традициях.

Я не понимаю, как государство не боится всего этого. Неужели забыли, что такое 37-й год? Юрист - это ведь как врач. И если плохой врач убивает одного человека, то плохой юрист убивает миллион. Этой проблемой мы будем заниматься, и, надо сказать, она наиболее сложная, потому что там обращаются большие деньги.

- Что удалось сделать за первый год?

- Прошедший год стал годом становления. Главный результат - это создание самой Ассоциации. Я был членом одного из прежних союзов юристов и даже его председателем под конец, но работать в тех условиях было сложно. Первое, что пришлось делать, это преодолевать сопротивление этих союзов для создания Ассоциации. Затем сопротивление союзов при их ликвидации. Затем - решение вопроса с учреждением этой Ассоциации и ее подразделений в субъектах РФ.

Столкнулись мы и с организационными сложностями. Штатных работников у нас единицы, так как нет денег, помещений нет: мы заседаем то у меня в кабинете, то у С.В. Степашина. Приезжала немецкая делегация во главе с министром юстиции, представители Исландии, испанцы, китайцы. Понятно, что организация таких встреч требует денег. Мы ищем тех, кто готов помочь, предпринимателей, которые могли бы снять зал, организовать прием и т.д. Я думаю, что постепенно этот вопрос уладится: мы, например, планируем заниматься издательской деятельностью и т.д. Но пока трудности такого рода мы не преодолели. Ассоциация не может принимать пожертвования, для этого мы создаем фонд развития, а этот фонд будет финансировать нас.

- Расскажите о структуре Ассоциации и о системе руководящих органов.

- Структура Ассоциации проста: каждый субъект Федерации имеет свою организацию. Все эти организации подчиняются непосредственно нашей Ассоциации. Ассоциация на съезде избирает трех сопредседателей, избирает президиум. Это довольно большой и влиятельный орган, где представлены все наши функционеры: правоохранители, адвокаты, судьи и т.д. Президиуму подчинено правление, которое является постоянно работающим органом. Правление занимается всей текущей работой, т. е. тем, чем должна заниматься Ассоциация не в свободное от работы время ее участников, а постоянно.

Кроме того, у нас есть ревизионная комиссия и еще 16 комиссий. Не буду называть все, упомяну лишь комиссии по международным делам, по юридической науке, юридическому образованию и т.д. Комиссию по образованию возглавляет А.К. Голиченков, декан юрфака МГУ. Комиссию по науке возглавляет Н.М. Кропачев - декан юрфака СПбГУ, сейчас первый проректор Петербургского университета. Экономическую комиссию возглавляет руководитель правового отдела Торгово-промышленной палаты.

Существует должность председателя правления. В этом году я был председателем, а С.В. Степашин и В.Ф. Яковлев были сопредседателями. В следующем году, я надеюсь, С.В. Степашин будет председателем, а я и В.Ф. Яковлев - сопредседателями и т.д.

- Какие региональные подразделения наиболее активны?

- Если Вы спрашиваете, с кем мы наиболее тесно общаемся, то в первую очередь - с Санкт-Петербургской организацией. Не потому, что это модно. Дело в том, что сейчас эту организацию возглавляет Н.М. Кропачев - декан юридического факультета питерского университета. Кроме того, у них прекрасный Дом юриста, в котором часто организуются различные мероприятия, проходят заседания руководящих органов. Интересна Якутская организация, ее руководитель - очень опытный человек, научный работник. У них есть и деньги, они готовы принять любую делегацию. У него все налажено самым лучшим образом.

- Каким образом можно стать членом Ассоциации?

- Очень просто. Например, есть у нас содружества адвокатов, и если адвокат является членом такого содружества, то он автоматически является и членом Ассоциации юристов. Там, где запрещены такие объединения, например в милиции, необходимо вступать индивидуально, в местных организациях.

Вы можете обратиться в правление, которое примет вас, выдаст все необходимые документы. Для того чтобы поступить, нужно иметь юридическое образование. В основном высшее, но думаю, что возможно будет войти в Ассоциацию и со средним образованием. Какой вуз окончен, не важно: мы не имеем права ставить ограничения по этому параметру.

- Налажено ли уже сотрудничество с государственными органами, международными организациями, общественными организациями?

- Что касается внутрироссийских отношений. У нас налажены очень хорошие контакты с Д.А. Медведевым, председателем нашего попечительского совета. С ним мы согласовываем бюджет, план работы, как обязаны делать по уставу. Он к нам обращается, когда требуется юридическая помощь или возникает необходимость в пропаганде. У нас нормальные отношения с юридическими ведомствами. Мы постоянно с Ю.Я. Чайкой встречаемся, с В.В. Устиновым, с Р.Г. Нургалиевым, с С.В. Степашиным. С В.Ф. Яковлевым - советником Президента по юридическим вопросам налажен постоянный контакт. С В.М. Лебедевым, А.А. Ивановым, В.Д. Зорькиным. Необходимо налаживать связи с юридическими службами крупных компаний: РАО ЕЭС, Газпрома и т.д.

Что касается внешних отношений. Странно, но моментально, как только мы были созданы, к нам был проявлен большой интерес. Нас сразу пригласил французский посол и сказал, что, хотя во Франции нет подобной организации, французские юристы хотели бы установить с нами тесные отношения. Планируется визит министра юстиции Франции. Приезжала очень представительная делегация из Германии. Там были руководители нотариальных и адвокатских палат, причем мы провели семинар, в котором они участвовали даже не с интересом, а с восторгом. Были американцы. Очень влиятельная Ассоциация адвокатов США имеет в Москве своего представителя, который тоже посетил нас. Мы договорились о проведении совместно ряда семинаров, на которых обсуждали вопросы обучения юристов у нас и в США: что общего, что разное, что лучше, что хуже. Наша делегация посетила даже Австралию.

- Как Вы считаете, студенты интересуются деятельностью Ассоциации?

- Лично я такого интереса пока не заметил, но думаю, что это наша вина: мы должны этот интерес развить. Многие могут просто не знать о существовании Ассоциации. Поэтому если мы хотим пользоваться популярностью, то должны работать среди студентов. И я думаю, тогда они проявят интерес. Ведь студенты делятся на активных и пассивных. Именно активным нужна такая организация. Когда-то был комсомол, организация, в которой они делали карьеру. Люди такого рода остались, и у них наша Ассоциация может вызвать интерес.

- Вы смотрите с оптимизмом на дальнейшую деятельность Ассоциации?

- Да, потому что есть много людей, заинтересованных в работе Ассоциации. Это и Президент, и многие другие.

Редакция журнала "Закон" поздравляет Московскую государственную юридическую академию с 75-летием. Желаем преподавателям, сотрудникам, студентам и выпускникам Академии удачи, профессиональных и творческих успехов.


http://www.zakon.ru/pubfree.php?binn_page_id=82&bc_tovar_id=82

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован