18 мая 2007
2592

Олег Морозов: `Единая Россия` претворит в жизнь `план Путина`

Main morozov
Ведущий: Эрнест Мацкявичюс

Гость: Олег Морозов - Заместитель председателя Госдумы

25 мая Государственная Дума рассмотрит в первом чтении проект бюджета на грядущие три года, а до конца весенней сессии документ будет принят окончательно. Все, кто знаком с бюджетными процессами в России в последнее десятилетие, поймут, что это случай исключительный. Обычно главный финансовый документ приходит в Думу из правительства в конце августа и работа над ним идет всю осеннюю сессию. При этом трехлетних бюджетов не было еще ни разу. И на этот раз в бюджете - стратегия развития страны, тот путь, которым она пойдет после осенних и весенних выборов, парламентских и президентских.

Эту стратегию обозначил президент в своем послании Федеральному Собранию, а партия "Единая Россия" намерена подробно обсудить задачи, поставленные Путиным во всех восьми посланиях, и составить на основе обсуждения план действий. Первая дискуссия - о внутриполитической части послания - состоится уже завтра, 17 мая, под руководством первого вице-спикера Думы Олега Морозова.

- В своем послании Путин не назвал прямо партию, которая должна обеспечить преемственность проводимой сегодня политики. Тем не менее у вас нет сомнений, что имелась в виду именно "Единая Россия"?

МОРОЗОВ: Дело в том, что "Единая Россия" пять лет является политической опорой Путина и проводит тот курс, который им провозглашен. Это и с формальной точки зрения так, потому что мы сегодня парламентское большинство и мы сегодня руководим всеми думскими комитетами, мы принимали все путинские бюджеты, которые вносило его правительство. И в этом смысле, безусловно, курс, который будет проходить в следующие годы, это курс, который будет продолжать то, что мы делали в парламенте эти четыре года.

Что же касается неформальной части ответа, то совсем недавно Путин назвал партию, он прямо сказал, что он принимал участие в ее создании, и прямо сказал, что опирался на эту партию, и эта партия - "Единая Россия". Так что, я думаю, ответ на этот вопрос уже дан.

- Дискуссии, которые будут проводиться, станут своеобразным предвыборным проектом партии?

МОРОЗОВ: И да, и нет. Дело в том, что мы как партия хотим публично дать оценку плану Путина, имея в виду, что это все его восемь посланий, включая последнее, показать стране, что это последовательный курс. Ведь не так давно оппозиция как раз обвиняла президента в том, что у него якобы нет какой-то выстроенной системной стратегии. Мы утверждаем, что это не так. Все послания Путина связаны одно с другим, и в том числе последнее послание помимо всего прочего - это такой уверенный и достаточно четкий взгляд в будущее. То есть мы вправе говорить о плане Путина, мы вправе говорить о стратегии Путина, и мы также имеем право говорить, что политическим проводником этой стратегии является наша партия. Вот об этом мы будем говорить, в том числе завтра.

- А кого вы намерены привлечь к этим дискуссиям?

МОРОЗОВ: Завтра речь идет об экспертном обсуждении, придут политологи, причем совсем не обязательно партийные, как раз, скорее всего, они будут не партийными. У них может быть и другой взгляд на это. А вот 22-го числа будет расширенное заседание высшего совета партии, где мы уже сформулируем партийную позицию в отношении и нынешнего послания, и в целом того, что принято называть "планом Путина".

- Вот этот "план Путина" действительно предполагается издать специальной брошюрой?

МОРОЗОВ: Да, есть такая идея, она еще обсуждается, у нее есть некие контуры пока. Это, видимо, документ, который будет отталкиваться от всех путинских посланий, и одновременно он будет так или иначе коррелироваться с партийными целями и задачами, как с уже сформулированными в наших партийных документах, так и с теми, которые мы еще собираемся представить нашим избирателям и стране.

- Вы приехали к нам в перерыве между заседаниями Государственной Думы, где сегодня обсуждаются важные законопроекты, имеющие непосредственное отношение к стратегическому развитию страны. Это законы об образовании. Один из этих законопроектов делает обязательными все ступени общего образования - начальную, основную и среднюю. Для чего потребовалось это нововведение?

МОРОЗОВ: Мы когда-то были страной, которую по общему признанию считали страной с самой эффективной системой образования. Известен даже случай, когда американский президент, анализируя итоги нашей победы в космосе, на первое место поставил именно более эффективную систему образования. Не секрет, что в последние годы, особенно в 90-е годы, мы утратили здесь свои позиции и число людей, имеющих полное среднее образование, в стране стало катастрофически уменьшаться. Страна, которая претендует на то, чтобы быть высокоразвитой экономикой, страна, которая претендует на то, чтобы перейти к инновационному типу развития, должна иметь возможность дать полное среднее образование каждому своему гражданину. Закон направлен на то, чтобы такие возможности создать.

- И насколько я понимаю, дополнительных бюджетных средств на этот закон не потребуется, так как число выпускников 9-х классов с каждым годом становится меньше, причем на несколько сотен тысяч человек.

МОРОЗОВ: Я как раз об этом и сказал, что мы просто получаем меньше людей с полным средним образованием, и это вопрос даже не средств, а скорее условий, для того чтобы человек, скажем, даже если у него был какой-то перерыв в образовании после 9-го класса, мог иметь возможность вернуться и окончить полную среднюю школу.

- То есть сейчас после 9-го класса любой молодой человек может или остаться в школе, или пойти учиться дальше в техникум, в профессионально-техническое училище?..

МОРОЗОВ: Да, более того, он может даже иметь перерыв какой-то в обучении, и тем не менее в сроки, определенные законом (до 20 лет), вернуться к обучению и получить полное среднее образование.

- Еще там есть такое новшество: можно будет оставлять двоечника на второй год условно.

МОРОЗОВ: Да. Но, правда, здесь вопрос очень дискуссионный. И тем не менее ведь двоечник не всегда двоечник по всем предметам. Он может иметь неудовлетворительные оценки, и тем не менее нужно предоставить ему возможность стать успевающим учеником и получить полное среднее образование.

- И на очной форме обучения сейчас можно будет обучаться не до 18, а до 20 лет?

МОРОЗОВ: Да.

- А вы не опасаетесь, что второгодники могут начать "косить" от армии, просто договариваясь с учителями и директорами школ?

МОРОЗОВ: Вряд ли эти случаи будут массовыми, это во-первых. Во-вторых, даже если такие случаи появятся, вряд ли они как-то катастрофически повлияют на всю систему в целом. Ну и потом, наверное, опять же в каждом конкретном случае можно будет найти решение этой проблемы и, если такие случаи сговора имеют место, наказать и того и другого. Это уже вопрос правоприменительной практики.

- Кроме того, меняется система высшего образования, она подразделяется на бакалавриат и магистратуру.

МОРОЗОВ: Да. С одной стороны, это как бы наше вхождение в Европу, мы хотим иметь систему высшего образования, которая сопоставима с европейскими стандартами, хотя бы для того, чтобы диплом выпускника нашего вуза конвертировался в любом другом государстве, если такая необходимость возникает и человек, скажем, работает не в России. А второе, мне кажется, более важное - это, если хотите, вопрос эффективности образования. Потому что не всегда государству необходимо тратить серьезные ресурсы бюджетные, для того чтобы человек получал, например, высшее образование в течение пяти или даже шести лет, а потом работал либо не по специальности, либо на той позиции, которая вовсе не требует от него такой серьезной подготовки. Поэтому нужно четко каждому человеку дать возможность реализовать свои жизненные планы. Один хочет получить, скажем, медицинское образование, и он должен понимать, что для этого должен иметь высокопрофессиональную подготовку и обучаться шесть лет. А другой будет обучаться три года, получать основы высшего образования и работать на другой позиции, в другой сфере, которая позволяет именно этот уровень образования эффективно использовать.

- Сегодня утром на правительственном часе в Госдуме выступал глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов. Среди прочих ему был задан вопрос о перспективе разделения Минздравсоцразвития на министерства здравоохранения и труда и социального развития. Эту идею выдвигала фракция "Единая Россия". Она по-прежнему актуальна, по-прежнему остается на повестке дня?

МОРОЗОВ: Мы не снимаем с повестки этот вопрос, хотя я знаю позицию Зурабова, недавно в очной беседе мы эту тему с ним обсуждали, он категорически против. Он полагает, что этого делать не надо и что это навредит как здравоохранению, так и системе, связанной с трудом и занятостью. Не уверен, что он прав. Мне кажется, что точка в этой дискуссии не поставлена. И самое главное, что есть принятое Думой постановление, адресованное Фрадкову, где мы предлагаем рассмотреть, профессионально обсудить этот вопрос и принять решение. Я допускаю, что парламентарии могут ошибаться и не все знать в деталях о системе работы правительства. Но просто с гражданской, если хотите, даже обывательской точки зрения - и думаю, что со мной согласятся очень многие радиослушатели, - это министерство-монстр, это министерство, где объединены такие проблемы, и причем очень болезненные проблемы, которые касаются практически всех наших граждан, потому что все либо работают, либо иногда болеют, либо рано или поздно становятся пенсионерами, то есть действительно каждого касается эта тема. На наш взгляд, все-таки даже с точки зрения объема функций следовало бы эти министерства разделить.

- Теперь о бюджете. Выборы - это аксиома, можно сказать - никогда положительно не влияли на содержание и скорость прохождения бюджета через парламент. Именно по этой причине он поступил в Думу так рано?

МОРОЗОВ: И да, и нет. Потому что то, о чем говорите вы, было характерно для тех созывов Государственной Думы, которые были до 2003 года, когда не было парламентского большинства. Сегодня бюджет либо будет принят парламентским большинством в том виде, в каком оно его одобрит, либо никакого другого бюджета быть не может. Поэтому ситуация, конечно, изменилась, хотя я прекрасно помню те бюджеты, которые напичкивались неоплаченными государственными обязательствами накануне выборов, и все соревновались, кто больше пообещает в бюджете, не задумываясь о том, а как потом это исполнять.

Сегодня это невозможно, все-таки мы - ответственная партия. Но не думаю, что это главная причина, хотя президент прямо сказал, что лучше принять бюджет до того, как начнется избирательная кампания. Технологически это понятно. Бюджет - такая сложная материя, что представить его обсуждение, допустим, в ноябре, за месяц до выборов, очень сложно. Но мне кажется, все-таки важнее другое. Мы сегодня переходим к стратегическому планированию социально-экономического развития страны. Цена ошибки очень высока. То есть если бюджет нереалистичен, если он неправильно почитан, то это скажется на каждом гражданине страны. Поэтому чем раньше мы приступим к его обсуждению, чем больше времени на это отведем и чем раньше мы его примем, тем лучше. Поэтому, собственно, мы бюджет этот трехлетний начали обсуждать фактически сразу после того, как приняли предыдущий. Мы его обсуждаем год.

- Насколько мне известно, трехлетний бюджет в бумажном виде занимает гораздо меньше места, он помещается в три коробки, и весит меньше, чем обычный бюджет годовой.

МОРОЗОВ: Это и так, и не так. Это основной бюджет, да, но он сопровождается огромным количеством различных приложений, федеральных целевых программ и так далее. И уверяю вас, что, если бы наш среднестатистический радиослушатель увидел бы, как это выглядит на практике, вот эти горы бумаг, он бы, наверное, удивился. Я был свидетелем того, как принимался задним числом бюджет 1994 года, - это было четыре странички машинописного текста.

16.05.2007
www.radiomayak.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован