23 июня 2005
1532

Олег Морозов: к выборам нужно готовиться заранее

Борьба вокруг автомобилей с правым рулем на российских дорогах не закончена. Принятие быстрых решений по этому поводу остановили протесты автолюбителей, которых грозящая отмена правого руля застала врасплох. Однако именно сейчас Министерство внутренних дел страны готовит новое предложение, которое будет озвучено уже очень скоро, во второй половине года. В гостях у программы `Вести. Подробности` вице-спикер Госдумы от `Единой России` Олег Морозов.

- Олег Викторович, когда вы вносили свой законопроект об отмене правого руля, был самый разгар этих протестов. Так что вы, собственно, имели в виду? И почему этот законопроект до сих пор не принят?

- Не принят он потому, что сроки не пришли. Он проходит соответствующую процедуру. А главное, там нет ни слова о запрете правого руля. Там предусматривается одна очень понятная и простая вещь. Если запрещать правый руль, то делать это только по закону - не решением ГАИ, не решением правительства, а нормой закона, которая будет написана в законе об организации дорожного движения. То есть все полностью отдается в руки законодателя. И только законодатель может принять такое решение. А второе, что самое главное, именно в законе должно быть прописано правило эксплуатации машины с правым рулем. Покупаешь машину с правым рулем, и ты должен ее переделать согласно требованиям правостороннего движения, которое существует в России.

- То есть переставить руль налево или что?

- Не обязательно. По крайней мере, фары отрегулировать. Чтобы фары светили так, как положено при правостороннем движении. Другими словами, самое главное - запрета пока нет, а если появится, то только на основе закона.

- Хорошо. Так что готовится теперь? И почему те, кто так зависит от этого решения, до сих пор ничего не знают о вариантах и не имеют возможности принимать участие в их обсуждении?

- Мне это неизвестно. Мне непонятно вообще, почему появилась эта тема. Ничего страшного в России не случилось.

- Были ведь такие массовые протесты...

- Вот и не совсем понятно, почему правительство как-то так неосторожно возбудило людей разговорами о правом руле. Потому что, на самом деле, насколько мне известно, никакого запрета не предполагалось. Я считаю, что рано или поздно в России, наверно, придется отказаться от правого руля, но, наверное, это нужно делать не спонтанно. Это нужно делать в течение какого-то вполне длительного и обозримого срока.

- 10-15 лет?

- Возможно.

- Когда все эти машины сгниют, и скажут, что ...

- Когда по крайней мере не найдется человек, который сегодня купил машину и вдруг выяснил, что завтра он уже не может ею пользоваться. По крайней мере сегодня никто не ставит в Думе вопрос о том, чтобы запретить машины с правым рулем.

- Это вот сейчас?

- Сейчас, в настоящий момент. И мой закон на это не направлен.

- Хорошо. Но так или иначе крупнейшая в стране партия `Единая Россия` сталкивается с довольно жесткой критикой. Вот что говорит лидер `Родины` Дмитрий Рогозин: `Я считаю, что `Единая Россия` защищает интересы класса имущих. А `Родина` в этом плане будет защищать интересы прежде всего тех, кто является людьми наемного труда, а также тех, кто симпатизирует сегодня `Родине` из числа малого и среднего бизнеса`. Что вы на это отвечаете как человек, который представляет `Единую Россию` в Госдуме?

- На предыдущих выборах наша партия получила 37 процентов голосов. Если господин Рогозин считает, что это имущий класс за нас голосовал и он сегодня составляет 37 процентов, то мы здорово продвинулись по пути экономического прогресса. Это первое. Мы точно знаем, что за нас голосуют самые разные слои населения, в том числе не только на федеральных, но и на региональных уровнях. Мы точно знаем, что в рядах нашей партии - все социальные группы: и молодежь, и пенсионеры, и учителя, и врачи. Это тоже показатель социальной природы нашей партии. А что касается такого уж жесткого ответа господину Рогозину, то я до сих пор не знаю вообще, кого действительно представляет `Родина`. По-моему, это пиар-проект, удачный проект. Ну, взяли свои проценты на выборах. Если завтра понадобиться получать эти проценты, апеллируя к классу имущих, они будут это делать.

- Вас критикуют и коммунисты. И поводом для этой критики стало недавнее решение Верховного суда о запрете референдума с подачи КПРФ.

- А партия-то `Единая Россия` тут при чем?

- Вы считаетесь партией власти. И, кстати, солидарны с этим решением Верховного суда. И все это на фоне прошедших референдумов в Европе, которые стали таким ярким примером воздействия народа на курс власти, на курс правительств. Так почему все-таки вы против референдума с подачи коммунистов? Голосовать-то будут не только они.

- Да Господь с вами! Почему я против референдума?

- Вы сами высказывались против референдума.

- Нет, я скажу свою точку зрения. Во-первых, партия не принимала по этому вопросу никаких решений. Мы даже это не обсуждали. И я не припомню ни какого-то специального или неспециального заседания, где мы бы обсуждали эту тему. Я, когда комментировал эту тему, сказал одно: я - законопослушный гражданин. Есть решение ЦИК. Это решение подтверждено Верховным судом, где коммунистам из 17 предложенных вопросов разрешено, хочу подчеркнуть: разрешено, по двум из них провести референдум. По остальным сказано, что эти вопросы не соответствуют норме закона. Я сказал: я законопослушен, я солидарен с решением Верховного суда. Не более. Если, как сегодня заявляют коммунисты, они хотят переформулировать 7 вопросов из своих 17 и вновь их представить и попытаться добиться, чтобы по этим вопросам проводился референдум, так тому и быть. Пойдем на референдум.

- Да, но все же вы оппонировали коммунистам по существу, а не по формальным причинам. Так в чем ваши аргументы?

- По существу мы оппонировали только обстоятельствам согласования нормы закона о том, что нельзя выносить на референдум вопросы, которые требуют изменения финансовых обязательств страны. Это норма закона, и, действительно, многие вопросы, которые задаются иногда, например: `Выберите, какую зарплату вы хотите получать в месяц - 50 тысяч рублей, 100?`

- Большую или маленькую?

- Да, большую или маленькую. Отгадайте с двух раз, какой будет ответ. А содержательные вопросы, которые выносятся на референдум, например, если не ошибаюсь, ЦИК и Верховный суд согласился с вопросом о том, нужно ли половину депутатов избирать по одномандатным округам. Это вопрос, который может быть поставлен на референдум. Мы будем доказывать свою точку зрения на этом референдуме, коммунисты - свою. Поэтому ничего против референдумов как таковых и даже тех вопросов, которые выносили коммунисты, мы не имеем. Но закон есть закон.

- Олег Викторович, все эти дискуссии идут в условиях подготовки к будущей избирательной компании по выборам в Думу в декабре 2007 года. И столь активная подготовка в рядах `Единой России`, в которой вы принимаете участие, даже вызывает у многих подозрение о том, что эти выборы могут быть проведены досрочно.

- Хотите тайну на всю страну?

- Да.

- Вам, но для всей страны. Ваш покорный слуга имеет одно маленькое поручение от руководства партии, которое не скрывается. По новому закону, партийный список, который выдвигает партия, может быть нарезан на 158 региональных частей - от 100 до 158. А вот для того, чтобы понять, какая может быть нарезка, ее нужно сделать, посмотреть.

- Вы сейчас и режете?

- Я сейчас и режу. Для чего я режу? Я режу это для того, чтобы, во-первых, у `Единой России` были свои предложения по поводу этой нарезки. Они могут потом не совпасть с циковскими. Второе. Мы уже сегодня хотим сказать депутату или члену партии `А`, Иванову, Петрову: вот этот регион мы хотели бы закрепить за тобой, работой там с избирателями, потому что не исключено, что через два года, когда наступит время `ч` и наступят выборы, ты будешь в списке партии `Единая Россия` от этого региона, но только в том случае, если мы увидим, что ты хорошо работаешь с избирателем, что они тебя там знают, что ты способен принести голоса партии. Это нормальная политическая партийная работа. Выборы - это процесс непрерывный. Уже сегодня нужно думать о выборах 2007 года.

- Так, подождите. Если Вы, Олег Викторович Морозов, сидите сейчас за полтора года до выборов и нарезаете страну на избирательные округа, если вы, Олег Викторович Морозов, сейчас сидите и составляете избирательные списки за полтора года до выборов, то тем самым как раз вы и усиливаете эти подозрения о возможной досрочности, так сказать?

- Я могу предположить, что эта работа может вызвать такие предположения. Но уверяю вас, что мы делаем эту работу без всяких предположений, а готовясь к выборам декабря 2007 года. И к ним, действительно, нужно готовиться заранее, чтобы понять какое количество региональных списков наиболее оптимально для `Единой России`, какие конкретно люди поведут эти списки в каждом из регионов. И чтобы они сегодня уже начали там работать. Потому что будет смешно, если за три месяца до выборов мы привезем куда-нибудь в Брянск товарища N и скажем: это ваш кандидат по нашему партийному списку. А нам скажут: позвольте, откуда вы взяли это чудо? Мы его первый раз видим.

- Ну, хорошо, тогда в чем принципы подбора будущих кандидатов от `Единой России`? Вы же составляете списки?

- Пока не составляю. Я буду только делать какие-то свои рекомендации. Я изучаю это. Но принципы совершенно понятны. Надо, чтобы в данном конкретном регионе этот человек был известен. И поэтому мы делаем ставку на бывших одномандатников, то есть на тех депутатов, которые избирались уже в этих территориях и которых, как правило, хорошо знают, и которые, как правило, получали высокий процент поддержки избирателей. Это первое. Второе: безусловно, эти люди должны заранее уже работать в этих территориях для того, чтобы не оказаться вот этим `чертом из табакерки`. За `чертей из табакерки` избиратель не голосует, потому что он всегда руководствуется принципом: я знаю этого человека, я что-то о нем могу сказать, у меня к нему хоть какое-то отношение есть. Поэтому мы сегодня заранее каждому нашему потенциальному кандидату говорим: твое место в списке зависит не только от воли партийного руководства, твое место в списке зависит от того, знает там тебя избиратель, любит? Готов он за тебя голосовать? Ты готов принести голоса партии? В противном случае: извини, ты - хороший парень, но мы тебе место в списке не дадим.

- Олег Викторович, в любом случае, в общем, ясно, что ваши политические функции достаточно деликатны. И недавно с вашей подачи руководители телевизионных каналов России приняли на себя новые нравственные обязательства. Так что, изменила ваша хартия против насилия и жестокости хоть что-то? Уже прошло какое-то время.

- Вообще, мне кажется, что телевидение меняется. Это раз. Во-вторых: идея хартии, это идея такая, знаете, обоюдная. Без всякого лукавства хочу сказать, что она родилась за столом, глаза в глаза. Сидели телевещатели, сидели мы, депутаты, чесали затылки и говорили: то ли в законе написать эти запреты? А какое насилие `хорошее`, а какое `плохое`? Какое можно показывать, а какое нельзя? Вот `Менты` - да, там тоже иногда - и кровь и насилие...

Но это `хорошее` насилие?

- Бог его знает. На этот вопрос должен ответить телевещатель, у которого есть что-то в голове. Он берет на себя добровольное и моральное обязательство. Вот я вам приведу такой встречный пример: вы же не задумываетесь, почему нельзя ходить голым по улице летом, даже когда жарко?

- Да. Но кто-то, не задумываясь, ходит голым.

- Но это большая редкость. На улицах Москвы это не происходит. Есть уже некий внутренний императив, некий моральный запрет. Вот и мы хотим, чтобы моральные, так сказать, императивы появились у наших телевещателей и чтобы они понимали, взяв сами добровольно на себя эти обязательства, - что можно показать в тот момент, когда 10-летний ребенок сидит у телевизора, а что лучше показать после 3 часов ночи.

- Олег Викторович, наше интервью уже подходит к концу, а мы все время говорим о неких инициативах сверху, в том числе и с вашей стороны. Но вот недавно Александр Александрович Солженицын выступил на нашем канале и сказал, что демократия - это не столько организация, сколько самоорганизация. По крайней мере, такова была его основная мысль. Можете ли вы провести некие примеры самоорганизации в России? Впрочем, мы даже и начали с этого нашу программу, когда заговорили о правом руле и акциях протеста. Но это были акции протеста, акции `против`. А вот примеры самоорганизации `за` есть в России? Можете о них рассказать?

- Но мне кажется, что практически все партийное строительство в том или ином виде, даже когда там есть какой-то элемент движения сверху, это всегда процесс самоорганизации. Представить себе, что миллионная партия, а мы сегодня - почти миллионная партия, `Единая Россия`, это процесс только организации и только действий сверху, абсолютно неправильно, это, конечно же, пример, в том числе и самоорганизации. Малый бизнес, на мой взгляд, это один из таких ярких примеров - именно процесса самоорганизации, в том числе в России, хотя тоже с элементами организации, потому что есть нормы закона, есть государственный контроль и так далее. Поэтому это всегда диалектика. Но всегда есть масса примеров этому.

16.06.2005
Дмитрий Киселев


Государственный интернет-канал `Россия` 2001 - 2005.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован