Партия `Единая Россия` большинством политических аналитиков рассматривается как бесспорный фаворит на выборах в Государственную думу, которые пройдут в 2007 году. О соответствии действительности различных мифов, сложившихся вокруг этой организации, перспективах `единороссов` на предстоящих парламентских выборах, а также об их возможных тактических союзниках в интервью корреспонденту Страны.Ru Елене Земсковой рассказал заместитель председателя Государственной думы, первый заместитель руководителя фракции `Единая Россия`, заместитель Секретаря Генерального совета партии Олег Морозов.
- Олег Викторович, не секрет, что вокруг партии `Единая Россия` в последнее время сложилось множество мифов, характеризующих ее подчас отнюдь не с лучшей стороны. В преддверии федеральных парламентских выборов было бы, наверное, важно от них избавиться. И основное негативное мнение о партии заключается в том, что `Единая Россия` хотя и называется `партией власти`, но не оказывает никакого значимого влияния на принятие важных политических решений. На ваш взгляд, это утверждение соответствует истине?
- В данном случае произошло некоторое смешение понятий. Да, действительно, мы не стали партией, которая формирует правительство. Хотя переход к формированию правительства парламентского большинства - наша задача-максимум. Но все дело в том, что сегодня проблема участия победившей на выборах партии в формировании правительства не решена ни на законодательном уровне, ни в плане создания соответствующих прецедентов.
В то же время мы сделали колоссальный шаг вперед с точки зрения того политического веса, которым обладает наша партия. Если представить себе степень влияния `Единой России`, то в сопоставлении с деятельностью Госдумы прошлых созывов - это просто небо и земля. А для получения более значимых результатов нужно время и опыт, который мы сейчас и нарабатываем.
- Другое, не менее распространенное, мнение связано с тем, что партия обладает столь значительным политическим весом, пользуясь влиянием административного ресурса и включая в свои ряды ярких личностей, которые потом отказываются работать в Думе. Так ли это?
- Я не считаю, что выражение `административный ресурс` является ругательным. Вся тонкость состоит в том, что под этим понимать. Например, если Юрий Лужков возглавляет партийной список на выборах в Мосгордуму, - и это факт, подтверждающий наличие административного ресурса, - то такой ресурс я только приветствую и не вижу в нем никаких преимуществ перед другими партиями. Если бы Лужков был членом партии `Яблоко`, он также имел бы право возглавить список этой партии на выборах.
Можно сказать по-другому - раскрученный популярный администратор участвует в политике и в этом смысле привносит свой объективно существующий ресурс на алтарь победы партии.
А вот если под административным ресурсом понимать принуждение поступать не по закону, то это должно стать предметом для судебного разбирательства. Я считаю вечным разговором для бедных, когда говорят, что кого-то заставляли голосовать за такую-то партию. На это я всегда отвечаю, что это дело рук наших врагов, потому что подобное принуждение влечет за собой, как правило, обратную реакцию избирателя. Поэтому такой ресурс идет только во вред `Единой России`. Мы партия не административного ресурса, а партия, которая располагает значительными рычагами влияния на принятие решений. С этой точки зрения, можно говорить как о наших преимуществах, так и о слабостях. Ведь вся ответственность за происходящее в стране ложится на наши плечи.
- Считается, что в нынешнем составе Думы `Единая Россия` во многом смогла оказаться за счет такой яркой фигуры как президент Владимир Путин. В связи с этим как вы оцениваете перспективы партии после ухода президента со своего поста в 2008 году?
- Мы формировались не просто как партия президентской власти. Наше возникновение во многом стало ответом на предложенный главой государства политический и социально-экономический курс. Напомню, в основу этого курса изначально была заложена идея стабильности и создания всем понятных правил игры. Поэтому, с одной стороны, мы партия президента, а с другой стороны, партия курса, который он предложил.
А это означает, что мы сохраним свой облик и после прихода к власти преемника президента, который, я уверен, станет продолжателем начатого им курса. И тогда наш политический союз неизбежен. Если же президентский пост займет человек, который станет работать на демонтаж системы, то в этом случае отношения с президентской властью у партии будут совсем другими.
- А как вы думаете, президент может возглавить партию после 2008 года?
- Об этом пока рано говорить. И это связано не только с нашим желанием, но и с его личным выбором. Хотя я не исключаю такого варианта, поскольку вся система страны эволюционирует в сторону формирования массовых партий, возглавляемых общенациональными лидерами.
- Говоря о месте `Единой России` в партийной системе, многие затрудняются вписать вас в какие-то идеологические рамки. Идеологическая составляющая партии и дальше будет выглядеть эклектичной и расплывчатой?
- Вопрос в том, что мы вкладываем в понятие `идеология`. На самом деле, это спор прошлых веков, потому что изначально любая идеология формировалась как классовая. Однако тенденции развития современного общества заключаются в том, что оно фактически утратило свою классовость. Именно по этой причине все основные идеологии претерпевают в настоящее время существенные изменения. Нынешние `левые` и `правые` стали другими, а их идеология во многом формируется исходя из политической конъюнктуры.
Идеология нашей партии также не вписывается в старые рамки. Тем более что мы формировались как партия большинства, партия центристская. А любая партия, которая занимает место в центре, вынуждена решать задачи, которые традиционно являются одновременно приоритетами либо для либералов, либо для социал-демократов. Поэтому я не вижу идеологической всеядности или эклектики. Во всем мире на смену классическим идеологиям приходит прагматизм.
Другое дело, что у каждой партии есть своя система базовых ценностей. Для нас - это социальный консерватизм. Хотя этот термин и нуждается в дальнейшем наполнении, но он отражает опору на лучшие нравственные традиции России. Мы отвергаем радикализм как форму решения вопроса, а революционный `зуд` считаем губительным для России.
- Не менее революционным стал переход России на выборы по партийным спискам. Злые языки утверждают, что закон писался исключительно под `Единую Россию`. С вашей точки зрения, новые правила игры помогут или помешают партии на выборах?
- Мы станем единственной партией, которая всерьез от них пострадает. В том плане, что вряд ли мы сможем снова рассчитывать на получение конституционного большинства в Думе. Поэтому, закон работает не на `Единую Россию`. Его цель - создание сильной партийной системы и повышение реальной межпартийной конкуренции.
Другое дело, что мы активно вмешались в работу над законом, иначе его принятие точно пошло бы нам во вред. Так, фракции удалось отстоять право знаковых людей возглавлять партийные списки. И в данном случае, мы боролись за то, чтобы публичное лицо `Единой России` стало более узнаваемым. Вопрос в том, что у других партий просто нет таких раскрученных лидеров, но это их проблемы.
Наша фракция выступила также в пользу увеличения региональных списков. И мы в состоянии выставить 158 лидеров региональных списков во всех городах и весях нашей страны. У партии самая длинная политическая скамейка, а вот другие партии пусть также поработают над этим. Мы не против того, чтобы у нас появился сильный конкурент.
- И все-таки, на какой результат вы рассчитываете?
- Прогноз на выборах - это неблагодарное дело. В условиях острой конкуренции вряд ли мы получим конституционное большинство. Хотя, естественно, партия будет ориентироваться на прежний результат. Но конституционное большинство может возникнуть и как продукт коалиций.
- А какая из партий, имеющих в настоящее время свое представительство в Думе, может оказаться вашим ближайшим партнером по коалиции?
- Создание коалиций - это вопрос не вкусовой, а политико-идеологический. Но если посмотреть `картину` голосования, то чаще всего наши позиции совпадают с ЛДПР. В любом случае, мы не собираемся ни с кем заключать некие долговременные договоры, речь идет о тактическом взаимодействии по ряду конкретных вопросов.
- Как вы считаете, какие партии еще смогут преодолеть семипроцентный барьер на выборах в Госдуму?
- Все партии, которые располагают своим представительством в нынешнем созыве. В эту конструкцию могут вмешаться СПС и `Яблоко`, но только в том случае, если они пойдут на выборы единым списком.
- По вашему мнению, 2007 год может угрожать России `цветными революциями`?
- Я исключаю подобные варианты. Хотя осень 2007 года станет для всех `горячей`, но она не перерастет в `уличный` вариант решения вопроса, кому из партий быть в Думе.
14.09.05.
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.