Вице-президент ТНК-ВР Олег Нам - один из самых активных парламентариев Ханты-Мансийского округа. В нашем сегодняшнем интервью с ним читайте о причинах падения добычи нефти в Югре и о том, как власти пытаются компенсировать эти процессы. О скрытых механизмах принятия судьбоносных для региона законопроектов, о депутатской кухне и о многих других жизненных реалиях "нефтяного генерала".
Олег Сергеевич, в автономном округе отмечено снижение добычи нефти. В 2009 году оно достигнет 2,5 % или примерно 7 млн. тонн. Это, несомненно, серьезный вызов региональной экономике. По-вашему, с этой тенденцией как-то можно бороться? Поможет ли в решении этого вопроса такие направления модернизации ТЭК, как увеличение доли переработки нефти и новые законы по "малой нефтянке"?
Падение уровня добычи нефти - это явление естественное. Многие месторождения в Югре интенсивно разрабатываются уже несколько десятков лет. Лучшие времена для таких месторождений - позади.
Возьмем, к примеру, Самотлор. В этом году мы отметим 45-летие его открытия. Месторождение - уникальное, занимающее третье место в мире по объему разведанных запасов. И доля Самотлора в добыче округа играла значительную роль, но в силу того, что мы вошли в последнюю стадию разработки, то процесс падения выглядит естественным и не влиять на экономику округа он не может.
Чтобы компенсировать эту тенденцию, необходима серьезная диверсификация экономики территории. Правительством округа рассматриваются всевозможные меры, начинается внедрение новых проектов. Прежде всего, это "Урал промышленный - Урал полярный". Он рассчитан на большую, долгосрочную перспективу. В нем задействован целый ряд субъектов РФ. И при полном развитии этого проекта во всех этих регионах и в том числе в Югре будет совсем другая экономика. Преждевременно сбрасывать со счетов потенциал лесной промышленности. Если раньше основным направлением была заготовка и продажа деловой древесины, то сейчас - производство строительных материалов с выходом на масштабное деревянное домостроение. Большие возможности у сельского хозяйства, рыбной промышленности и в производстве местных пищевых продуктов.
Это действия властей. Работа идет и на уровне нефтяных холдингов. Если говорить о модернизации экономики, ее диверсификации, то нельзя не отметить работу компании ТНК-ВР. Например, в наших ближайших планах - увеличение показателей по переработке "черного золота" на нижневартовском нефтеперерабатывающем объединении. Сегодня мы производим около 60 тысяч тонн авиационного топлива, но в ближайшие 3-4 года эти объемы планируется довести до 400 тысяч тонн. Дополнительные доходы ТНК-ВР - это новые налоговые поступления в казну округа. Увеличение объемов переработки сырой нефти на территории округа - должно быть одним из основных направлений развития нефтяных компаний.
К сожалению, полностью заменить выпадение бюджетных доходов Югры, связанных с уменьшением добычи нефти такие проекты пока не могут. Необходимо совместными усилиями властей нашего округа и нефтяников решить проблему разведки новых месторождений и ввода их в эксплуатацию.
Нефтяные компании этим активно занимаются. Возьмем ситуацию в "ТНК-Нягань". Предприятие работает на месторождениях Красноленинской группы, которые эксплуатируются 30 лет. В эту группу входит месторождение Каменное. Оно было открыто еще в советские времена. Оно, как и Усть-Вахская площадь Самотлорского месторождения, расположено в затапливаемой пойменной зоне. До недавнего времени не существовало экологически безопасных технологий разработки таких месторождений. В последние три года мы начали его масштабную разработку и практически сразу увеличили добычу "ТНК-Нягани" на 15%. В прошлом году на Каменном было добыто чуть менее 2 млн. тонн нефти.
Другие нефтяные компании также пытаются вводить в эксплуатацию разведанные, но не освоенные месторождения. Однако падение нефтедобычи в Югре происходит быстрее. Разведанных месторождений в округе еще очень много. Вопрос в их качестве. Необходимо вкладывать средства в геологоразведку.
Не менее важным аспектом я считаю создание условий для малого и среднего предпринимательства. Налоговые льготы и преференции для бизнеса будут способствовать эффективному и стабильному развитию автономного округа в целом.
Еще одна немаловажная проблема, которая касается всех нефтяников - рост энерготарифов. Интересна ваша оценка ситуации и прогнозы по решению данного вопроса.
В конце 2009 года нам стало известно, что региональная энергетическая комиссия (РЭК), работающая в ХМАО, ЯНАО и Тюменской области, стала рассматривать возможность увеличения энерготарифов на 30-40%.
Вполне предсказуемо, что такой рост тарифов на электроэнергию привел бы к резкому падению прибыли нефтяных компаний. Особенно не повезло бы компаниям, добывающим нефть на старых месторождениях с большой обводненностью. Например, Самотлор, где обводненность порядка 96%. Упрощенно говоря, пропорция такова: в каждых 100 литрах извлекаемой жидкости, только 4 литра нефти. Процесс нефтедобычи - чрезвычайно энергозатратен. В себестоимости нефти этих расходов - примерно 30% . Если РЭК осуществит задуманное, то энергосоставляющие расходы достигнут 50%.
Все это неблагоприятным образом скажется на налоговых поступлениях в бюджет Югры.
В этой связи, вероятно, важна судьба третьего энергоблока Нижневартовской ГРЭС. ТНК-ВР начинала этот проект совместно с ОГК-1. Как он развивается?
Изначально, когда принималось решение о создании совместного предприятия на базе Нижневартовской ГРЭС, планировалось построить совместно один энергоблок 800 Мегаватт. Мы даже начали подготовку к строительству, но пришли к выводу, что лучше построить 2 энергоблока по 400 мегаватт. Это выгоднее, быстрее, легче. К тому же это гарантирует более гибкую систему эксплуатации и повышает надежность всего нижневартовского энергоузла.
Участвуя в этом проекте, мы не скрываем наш интерес. Он в следующем: мы свой газ по рыночной цене можем стабильно поставлять на ГРЭС, а параллельно получать электроэнергию. Кстати, тоже по рыночной цене. В этой части проект интересен энергетикам. К тому же мы же два новых энергоблока не только для себя, для нужд ТНК-ВР строим. Излишки электроэнергии будут продаваться на рынке электроэнергии. Соответственно, совместное предприятие будет приносить прибыль.
Хочу подчеркнуть, что в этом проекте нефтяники и энергетики участвуют на паритетных, рыночных условиях. У нас изначально не было интереса продавать нефтяной попутный газ по бросовой цене. Это ценное топливо, сырье для нефтехимии. И к тому же в настоящее время компания утилизирует с пользой для себя 89% попутного газа. В ближайшей же перспективе цифры предполагается увеличить до 95%". Участие в строительстве новых энергоблоков Нижневартовской ГРЭС помогает нам в решении данного вопроса.
Следующий вопрос, уверен, вам бы задал каждый нефтяник. Что будет с зарплатами в отрасли в 2010 году? Известно, что в этом году нефтяные компании не увеличивали зарплаты для своих сотрудников из-за кризисных моментов в экономике.
Кризис многое изменил. Как только стали ясны тенденции в экономике, мы поставили одну цель - своевременно выплачивать зарплату, не снижая ее. Я говорю в целом о "ТНК-ВР". В 4 квартале 2008 года была разработана антикризисная программа. Мы исключили все издержки, сократили аппарат. Например, у нас было 10% свободных вакансий. Мы сократили эти ставки, перестали принимать на работу новых людей. Дополнительно к этому было сокращено 20% занятых ставок. Здесь было сложнее, но практика показала, что люди нас поняли. Пенсионеры у нас ушли на отдых со всеми бонусами или выплатой зарплаты за 6 месяцев (на выбор). Люди уходили без больших обид: все прекрасно понимали ситуацию.
Если на производственных предприятий сокращение составило 10%, то центральный аппарат в Москве был сокращен на 30%. Кроме того, мы снизили расходы представительские, командировочные, на обучение. Вроде бы мелочь, но эти меры позволили нам продержаться в кризис. Так мы проработали год. При этом сдержали все свои обещания. Даже выделяли немного денег на благотворительность. Конечно, пришлось на 50% снизить соцпакет, пришлось приостановить корпоративную ипотеку. Но ипотеку и так никто не мог себе позволить взять, т.к. мы зависим от банков, а у них ставки кредитования неимоверно выросли. Люди просто не смогли бы расчитаться за такую ипотеку.
Теперь на счет зарплаты. Мы уже приняли решение, с 1 апреля 2010 года произвести индексацию зарплаты. Заложили 5% в целом по предприятию. Но подойдем к вопросу избирательно. Зарплата рабочих вырастет не на 5%, а значительно выше. Впрочем, будем смотреть конкретно по каждому человеку: на производственные показатели, аттестацию и пр. Зарплаты инженерно-технических работников также вырастут, но меньше чем у рабочих. В результате мы получим те самые среднестатистические 5% увеличения зарплат.
После этого мы посмотрим, как быть с ипотекой. Также будем решать вопрос с соцпакетом, который пришлось уменьшить под влиянием внешних факторов. Надеюсь, что постепенно к 2011 году мы выведем его на докризисный уровень. Конечно, при условии нормальной цены на нефть.
Олег Сергеевич, думаю уместно в этой связи затронуть тему взаимоотношения нефтяников и властей. ТНК-ВР позиционирует себя социально ориентированной компанией. Не могли бы вы рассказать о том, какие договоренности по сотрудничеству были достигнуты в этом году между вами и властями территорий присутствия ТНК-ВР?
В силу того, что нефть - основа основ в нашем округе, все города Югры являются моногородами, а все доходы в бюджете округа формируются за счет нефтедобычи, то закономерно, что отношения нефтяников и властей складываются дружеские и взаимодоверительные. Все возникающие вопросы стараемся решать оперативно, чтобы не страдал ни бизнес, ни социальная работа властей.
Каждый год на протяжении вот уже 10 лет мы подписываем Соглашения о социальном партнерстве с властями Югры и тех муниципалитетов, где наша компания ведет добычу нефти. Общая сумма социальных инвестиций ТНК-ВР в прошлом году составила 75,6 миллионов рублей. В 2010 году мы планируем вложить в социальную сферу Ханты-Мансийского округа в два раза больше средств -157,814 миллионов рублей. Соглашения об этом подписаны с администрациями трех городов: Нижневартовска, Нягани, Радужного; пяти районов: Нижневартовского, Советского, Октябрьского, Сургутского и Ханты-Мансийского. А также с правительством Югры.
Деятельность ТНК-ВР в области корпоративной социальной ответственности основывается на убеждении, что ни одна крупная компания не может быть устойчивой в долгосрочной перспективе, если не оказывает положительного воздействия на экономику и окружающую среду региона, где она работает. Ежегодно ТНК-ВР заключает соглашения с регионами и муниципальными образованиями, на территории которых осуществляет свою деятельность. При этом, одним из значимых пунктов таких соглашений можно назвать обязательства нефтяной компании перечислить денежные средства на социальные нужды территорий.
Исходя из пунктов соглашений, "дочки" ТНК-ВР обязуются осуществлять добычу углеводородов на территории муниципальных образований с применением новых технологий, при обустройстве новых месторождений выделять средства на возмещение ущерба, причиненного экологии, а также сохранять традиционный образ жизни коренного населения и способствовать, по мере возможности, созданию дополнительных рабочих мест для жителей территорий. Финансовые средства компании планируется направить на реконструкцию социально-культурных объектов и благоустройство территорий.
Мы понимаем: то, что мы делаем для Югры, делаем и для себя тоже. Например, в Нижневартовске в Крещение мы принимали участие в расчистке проходов к Оби, установке около купели палаток для переодевания, провели туда электроэнергию, поставили кухню. Подобные примеры есть в каждом городе и районе присутствия ТНК-ВР.
Уже 4 года, как вы избраны депутатом думы Югры. Замечено: вы - один из самых часто упоминаемых в СМИ парламентариев Ханты-Мансийского округа. Давайте немного приоткроем занавес над депутатской кухней.... Покажите на примерах прошедших сессий, что для вас "важнейший для округа вопрос" или даже "вопрос, который я обязан решить"?
Практически на каждой Думе возникают такие вопросы. Но, конечно же среди них есть и такие, которые уже оказывают или будут в скором времени оказывать влияние на жизнь большинства жителей Югры. Например очень важная законодательная инициатива была выдвинута группой окружных депутатов в 2006 году. Речь шла о нормах утилизации попутного газа. Я был председателем той рабочей группы и мы сделали все, чтобы Государственная дума утвердила наши предложения о оформила их отдельным законом. Я уверен, что та наша инициатива поможет решить множество экологических и экономических проблем не только в Югре, но и в России в целом.
Еще один важнейший законопроект мы продвигали под эгидой "Единой России". Речь о налоговых льготах для предприятий, работающих с фондом малодебетных скважин. Потенциал этого документа таков, что он поможет найти работу тысячам жителей Югры, извлечь миллионы тонн нефти, которую пока нерентабельно добывать, наполнить окружную казну дополнительными миллиардами рублей.
Дополнительно я хочу остановиться на разрабатываемом окружном законе о детских садах. Вскоре он появится. Мы намерены дать возможность малым предприятиям на базе двух-пятикомнатных стандартных квартир открывать частные детсадики. Сейчас это практически невозможно сделать, т.к. не существует законодательной базы, зато есть очень много препонов со стороны контролирующих органов. Частные детсады помогут как-то сгладить острую ситуацию нехватки мест в государственных детских садах.
Кроме того, у меня продолжает работать общественная приемная. Каждый день туда звонят, присылают письма и приходят лично те, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Мои помощники и я помогаем им юридическими советами и составлением документов. Особо нуждающимся выделяем материальную помощь. Необходимо, чтобы деньги приносили помощь как можно большему кругу людей. Поэтому средства депутатского фонда, которые есть у каждого депутата Думы Югры, стараемся направить на глобальные проекты. Например, в 2009 году более 3 млн. рублей было выделено на закупку новейшего оборудования для поликлиники УВД Нижневартовска. И это принесет пользу тысячам людям.
Мангазея - Новая Югра
02.03.2010
www.newugra.ru