Асхат Зиганшин и Анатолий Крючковский рассказали о совершенном ими в 1960-м году подвиге - борьбе за жизнь в водах Тихого океана.
Справа налево:руководитель аппарата АСО Олег Намаконов, Анатолий Крючковский и Асхат Зиганшин
"Наша задача была - разгрузка и загрузка судов, подходящих к острову Итуруп. На барже мы подходили к транспорту, стоящему на рейде и осуществляли свою работу. Фактически на ней мы жили", - рассказал А. Зиганшин, выполнявший в то время роль командира баржи.
По его словам, в декабре навигация закончилась. "Нас вывели на берег, а с баржи сняли весь продовольственный запас. В январе к Итурупу должно было подойти судно, и нам дали команду его разгрузить. В запасе у нас было ведро картошки и буханка хлеба", - добавил он.
По его словам, в это время разыгрался сильный шторм. "Погода была очень плохая: ветер, снег, сильная волна, видимость фактически нулевая. И первоначально наша задача была сделать все возможное, чтобы баржу не выбросило на берег и не разбило ее там", - отметил А. Зиганшин.
"Однако, видя, что отжимным ветром баржу уносит в океан, мы стали пытаться подойти к берегу. Таких попыток было предпринято две. В результате первой баржа была повреждена. Разбился отсек, где хранился запас угля и питьевой воды. Во время второй попытки мы чувствовали, что касаемся песка, что берег близко, но из-за нехватки топлива баржу унесло в океан", - сказал он.
По словам А. Зиганшина, задачей на тот период было заделать пробоину и убрать с судна воду. "Сделав это, мы легли спать. Сомнений в том, что нас найдут в ближайшее время, у нас не было. Но погодные условия не улучшались, и поэтому мы стали думать, как растянуть запасы, имеющиеся на борту".
Он отметил, что было принято решение съедать по одной картошке в день. Последнюю картошку съели 24 февраля, на следующий день, после праздника вооруженных сил. Таким образом, военнослужащие продлили себе праздник.
"Мы все время думали, как нам продержаться. Пытались делать рыболовные снасти, столовым ножом резали покрышки на маленькие кусочки и использовали их как топливо для буржуйки. К сожалению, нам ни разу не удалось поймать хоть какую-то рыбу. Но мы не теряли надежды и трудились постоянно. Это и помогло нам выжить", - сказал А. Зиганшин
На барже было три коробка спичек, к моменту спасения осталось три спички. "Мы не поддавались панике. В свободное время мы вспоминали часть, родных и ни на секунду не позволяли себе думать, что нас не спасут", - отметил А. Крючковский.
Он добавил, что особенно тяжело пришлось в последние дни. 2 марта с баржи увидели судно, но оно их не заметило и прошло мимо. Еще через день видели еще одно судно, но оно тоже прошло мимо.
В день, когда их нашли, обессиленные военнослужащие лежали вместе под одеялом. Уже готовы были попрощаться, так как понимали, что жить им осталось недолго. Вдруг услышали шум. Выйдя на палубу, увидели вертолеты и авианосец, направляющийся к ним.
"Вертолеты долго висели над нами. До этого мы обсуждали вопрос спасения нас иностранным судном. Мы хотели попросить у них топлива, продуктов и прийти на родину своим ходом. Поэтому сразу помощь американцев мы не приняли", - рассказал А. Зиганшин.
По его словам, он первым поднялся на борт вертолета, чтобы обговорить условия спасения. Следом за ним была поднята на вертолеты его команда.
Экипажу сразу же была оказана медицинская помощь. Военнослужащие похудели на 30-35 кг. "Американцы относились к нам очень доброжелательно. Позже, когда нам стало можно есть, для нас готовили украинский борщ и вареники. Однажды нас пригласили в каюту и дали для нас двухчасовой концерт", - рассказал А. Крючковский.
По его словам, их спасание пришлось на момент обострения холодной войны, и тогда кто-то из политиков сказал, что после этого случая "в мире немного потеплело". А один американец ходил за ними целую неделю, смотрел на них постоянно, а потом сказал, что "из таких парней надо гвозди делать".
А. Зиганшин и А. Крючковский поблагодарили администрацию области за предоставленную возможность побывать на Сахалине и Курилах спустя 50 лет. "Мы рады, что приехали сюда. И нам есть чем гордиться", - отметил А. Крючковский.
Говоря о Курильских островах, где "отважная четверка" проходила воинскую службу, руководитель аппарата администрации области О. Намаконов подчеркнул важность создания достойных жизненных условий на этих землях. "Как вы знаете, Япония называет Курилы "спорными территориями". Понимая это, и президент и правительство, поставили задачу создать достойные условия жизни на островах. В настоящее время разработана так называемая Курильская программа с достаточно мощным финансированием. Будут строиться аэропорты, портопункты и социальная инфраструктура. Мы надеемся, что эти факторы помогут сгладить суровые условия Курил", - подчеркнул О. Намаконов.
28.08.2007
http://www.ciferas.ru/?div=news&id=2439