Комментарий Комиссии по международным делам
Российско-грузинский конфликт, формально начавшийся арестом российских военных, обвиненных в шпионаже на территории Грузии, запрограммировано вышел за рамки чисто дипломатического выяснения отношений.
Градус жесткости заявлений с обеих сторон постоянно повышался. Тревогу вызывает то, что в красноречии упражнялись не только депутаты Государственной Думы (к их эпитетам все уже давно привыкли), последовали высказывания сомнительного рода на самом высоком государственном уровне. Министр обороны Сергей Иванов назвал Грузию бандитским государством, а президент Путин ни много, ни мало обвинил Грузию в государственном терроризме с применением захвата заложников, сравнив действия Тбилиси с политикой Берии. Интересно, наши высшие государственные мужи знают, что подобные заявления неизбежно требуют последующего разрыва дипломатических отношений. В противном случае подобные высказывания превращаются в ничего не значащие слова, унижающие достоинство государства, руководители которого упражняются в пустых обвинениях.
Воспользовавшись столь высокой степенью конфронтационной риторики, грузинские власти решили "сыграть на понижение", чтобы заработать дополнительные очки в глазах мирового сообщества. Арестованные российские военные были переданы представителям ОБСЕ, которые доставили их на российскую военную базу, откуда задержанные вылетели в Россию. Решение Грузии освободить россиян приветствовал координатор внешней политики ЕС Хавьер Солана. В распространенном в Брюсселе пресс-релизе он выразил надежду на восстановление нормальных отношений между Москвой и Тбилиси.
Таким образом, благодаря умелому PR-ходу грузинского руководства, российские ответные шаги "повисли в воздухе" и стали выглядеть как неадекватная реакция на происходящее. И уже после освобождения россиян, Россия со вторника приостановила железнодорожное, морское, авиационное и автобусное сообщение, а также почтовую связь с Грузией. Жесткие, а самое главное - запоздалые санкции со стороны российского руководства уже вызвали реакцию в международном сообществе. Евросоюз призвал Москву отменить санкции против Тбилиси. "Мы надеемся, что Россия очень-очень скоро отменит эти санкции, потому что они, особенно в данном случае, ни к чему не приведут", - отметила комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер. Государственный департамент США призвал "снизить риторику" вокруг задержания российских военнослужащих. С таким заявлением в понедельник выступил заместитель госсекретаря США по странам Европы и Евразии Дэниэл Фрид.
В сложившейся ситуации опасен не сам шпионский скандал. В современном мире периодические разоблачения шпионов - обычное дело даже между стратегическими союзниками. Опасна общая ситуация, сложившаяся на Кавказе, когда каждое событие может стать детонатором общего взрыва.
Положение тем более тревожно, если посмотреть, каким способом нынешнее российское руководство пытается поддерживать свое влияние. Похоже, что нынешняя правящая элита взяла за общее правило поддерживать свое влияние на Кавказе путем стимулирования там нестабильности, благо в ситуации действительно слабой государственности в Грузии это сделать несложно.
Парадокс состоит в том, что подобная политика на Кавказе - лучший подарок для авантюристов в руководстве Грузии. Благодаря постоянному шоу под названием "конфликт с Россией" можно отвлечь население от нерешенных внутренних проблем. С позиции чистого здравого смысла позиция грузинского руководства объяснима (но не оправданна): при почти полном отсутствии властных ресурсов обвинения в адрес России (зачастую обоснованные) - это один из немногих доступных и успешных способов сокрытия банкротства нынешнего грузинского режима во внутренней политике.
Однако никаким здравым смыслом и даже расчетливым цинизмом невозможно объяснить позицию российского руководства. Обладая несравнимо большим потенциалом и, безусловно, более мощными ресурсами воздействия на ситуацию, Россия могла бы стать источником стабильности на Кавказе, но пока она движется в прямо противоположном направлении.
На наш взгляд, последние события, связанные с обострением российско-грузинских отношений, свидетельствуют, что Кавказ остается самым слабым местом в российской внешней политике. Порочная практика поддержания влияния путем стимулирования нестабильности может привести к последствиям, выходящим далеко за рамки взаимоотношений России и Грузии. Какими бы не были мотивы поведения грузинского руководства, Россия, несущая историческую ответственность за стабильность на Кавказе, не может опускаться до уровня показных PR-акций в столь взрывоопасном регионе.
Олег Наумов, председатель Комиссии по международным делам Федерального политсовета партии СПС.
5 октября 2006г.
http://www.sps.ru/?id=216454