21 апреля 1998
4652

Олег Румянцев: Разрешить кризис обязан Конституционый суд

(КС перед выбором: Соломоново решение или решение Пилата)

Конституционный Суд РФ вновь "искушают политикой". В последние недели на него буквально обрушилась волна политических запросов: по закону о реституции культурных ценностей, о количестве представляемых Президентом в Госдуму на утверждение кандидатур на пост премьера, о возможности Б.Н.Ельцина избираться на третий срок, о соответствии Конституции избирательной системы, предполагающей выборы половины Госдумы по партийным спискам.

КС, по словам его нынешнего председателя - М.Баглая - "был, сеть и будет в стороне от политики". Стремление это похоже на стремление быть в стороне от Конституции, которая есть не что иное как политико-правовой документ. Сам конституционный строй, его судьба в современной России, а тем более вопросы его защиты - вопрос большой политики.

В стремлении не быть втянутым в политическое противостояние и затянуть рассмотрение вопросов огромной важности КС может подтолкнуть государственную власть к параличу.

Спор вокруг закона о реституции стал лишь преамбулой к последующим новым спорам, которые представляют звенья одной цепи: политического кризиса, не затухающего с 1991 года и сосредоточенного, по большому счету, вокруг личности и личных качеств Президента Ельцина.

Недовольство нижней палатой, привело к мнению о необходимости провести новые выборы в Госдуму по мажоритарной системе. Можно предположить, что для коренной реформы избирательной системы, а с ней и - партийно-политической системы в целом, не потребуется ни референдума, ни особого решения Совета Федерации (в отсутствие Госдумы). Основанием может дать решение КС и основанный на нем указ по отдельным отмененным нормам закона о выборах.

Судьба данного запроса (от Аяцкова) тесно связана с вопросом о возможности роспуска Госдумы после трехкратного отклонения кандидатуры С.Кириенко (запрос палаты о толковании части 4 статьи 111 Конституции). Баглай уже заявил, что он будет рассмотрен в свою очередь, а это 2+6 месяцев - т.е. поздней осенью или зимой.

КС считает, что нет критериев для установки важности и первоочередности рассмотрения того или иного дела. Hо речь должна вестись об обязанности Суда быть на страже такой основы конституционного строя как его устойчивость. В стране - острый политический кризис, чреватый возможными крупными переменами, в т.ч. - на конституционном поле.

Так, с третьим отклонением С.Кириенко, на мой взгляд, не возникнет необходимого конституционного основания для роспуска нижней палаты. Хоть трижды представляй одну фамилию - она не станет НЕСКОЛЬКИМИ КАНДИДАТУРАМИ, ибо представлена была лишь ОДНА. Роспуск парламента - обязанность Президента, но - на строго оговоренных основаниях, которых в строгом смысле слова нет.

Правом же толкования данной нормы Конституции наделен только КС.

Следуя логике событий, можно предвидеть, что Кириенко станет премьером, а Дума распущена не будет - до вынесения КС решения по ее же запросу. А это означает минимум полгода подвешенного статуса нижней палаты и - кризис такой основы строя как народовластие (пусть даже в ее усеченном нынешнем виде).

Одна проблема порождает другую. Если премьер так и не будет утвержден, то вопрос будет перенесен на новый состав Госдумы. За незаконный роспуск следующая Дума, гарантированная на год от роспуска, неизбежно поставит вопрос об ответственности Президента. А это - новые волны запросов в КС.

Вырисовывается характерная деталь: в отношении к Конституции Госдума выглядит гораздо более приверженной ценностям правового государства и конституционного строя, нежели иные крупные институты этого строя.

Опасаюсь, что столь необходимого Соломонова решения от КС мы не дождемся, ибо другое - Пилатово решение, основанное на рутинной процедуре - уже наготове.

Что же делать в нынешней ситуации?

Государственная Дума должна проявить политическую волю и добиться: от Совета Федерации - сотрудничества с нижней палатой (избиратель у них один), от КС - выполнения тем своей законной обязанности по защите Конституции; от Президента - обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в условиях кризиса.

Во-первых, весьма уместным было бы обращение Государственной Думы к Конституционному Суду с просьбой рассмотреть в безотлагательном порядке пакет из трех взаимосвязанных с нынешним кризисом и возможными выборами запросов: является ли основанием для роспуска палаты 3-х кратное отклонение ею представленной одной кандидатуры премьера; соответствует ли избрание половины депутатов по партийным спискам Конституции; и может ли Ельцин избираться на третий срок?

Вызревает непредвиденная ситуация, основанная на споре двух высших органов государственной власти. КС должен учесть возможные последствия такой неопределенности и высокую общественную значимость обращения депутатов. Скорейшее обращение к проблеме поможет снять волну напряжения, за которой вполне может последовать волна острых запросов от конфликтующих сторон.

Во-вторых, предлагаю в срочном порядке внести поправку в Федеральный конституционный закон "О Конституционном суде РФ" - норму о первоочередном срочном рассмотрении запросов, направляемых в приоритетном порядке органами федеральной власти в случаях, затрагивающих стабильность конституционного строя. Уместна аналогия: Госдума обязана рассматривать внесенные Президентом законопроекты во первоочередном порядке.

Особо отмечу, что федеральные конституционные законы и поправки к ним принимаются палатами парламента квалифицированным большинством - но без участия Президента. Конституция не предоставила ему права вето на такие законы.

Поправку нужно запускать немедленно. Нужна воля нижней палаты и договоренность Г.Н.Селезнева и Е.С.Строева.


21 апреля 1998 года

"Независимой газете"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован