Эксклюзив
16 августа 2011
5940

Олег Сергеев: Человеческий фактор: виражи смерти в воздушной и морской стихии

В очередной раз Великая Китайская стена из нормативных документов, - плод творчества многотысячных коллективов органов, надзирающих за безопасностью на транспорте, не спасла от ошибочных решений нескольких лиц в водной и воздушной стихии.
Обычно эти ошибки списывают на человеческий фактор (ЧФ).

Бессилие чиновников
Проклятия в адрес пресловутого "человеческого фактора" ныне сменились ужасом технологического отставания. Редко у кого возникает мысль о единстве этих явлений. И что отсталые технологии - это не старые станки, которые можно заменить новыми, а взаимоотношения людей, препятствующие воспроизводству знаний и опыта поколений.

Попытки остановить аварийность административными мерами при непредсказуемости ЧФ лишь усугубляет ситуацию. Становится обычным катастрофическое нежелание пилотов уходить в сложных метеоусловиях на второй круг. В шторм, прямым курсом к гибели в Куйбышевском водохранилище повел свой теплоход капитан "Булгарии".

Сознательно играл в прятки со смертью капитан прогулочного катера "Ласточка", когда закладывал виражи перед идущим по реке Москве сухогрузом "Ока-5".
Напротив, самообладание и чудеса оперативного мышления проявили командиры Ту-154 и Ан-24 при аварийной посадке с полностью отказавшим электрооборудованием, в первом случае, и на воду с горящим двигателем, во втором.

Бюрократические мероприятия по "освежению знаний по ограничению по полетной массе с учетом температуры наружного воздуха на эшелоне, максимально допустимого крена и других эксплуатационных ограничений", проводимые с летным составом после очередного происшествия, не дают эффекта, так как теория слабо стимулирует образное мышление - главный инструмент летчика-профессионала и диспетчера. Большую пользу здесь приносят забытые в авиации упражнения "Пеший по летному".

Забытые критические технологии

Взаимодействие морского или воздушного судна с природной средой происходит по воле специалиста с навыками оперативного мышления, необходимыми в управлении объектом по информации от индикаторов и многочисленных измерительных приборов.
Понимание роли оператора традиционно приходит после крупнейших катастроф.
В последний раз всплеск озабоченности наблюдался после Чернобыля и столкновения сухогруза "Петр Васев" с пароходом "Адмирал Нахимов" под Новороссийском.
Герой ЧАЭС академик Валерий Легасов тогда впервые определил технологическую природу ЧФ и требования к содержанию образования операторов - профессионалов. Однако за четверть века критические технологии, - бесценная система знаний и опыта операторской деятельности, стерлась в памяти нового поколения специалистов и ученых.

В психологии труда оператора забывание - это не только постепенное уменьшение возможностей удержания в памяти усвоенного материала, но и утрата способности без обязательных волевых усилий (непроизвольное запоминание) мобилизовать содержание и применить критические технологии выхода из аварийной ситуации.
Специфика работы оператора заключается в мнемотехническом (мнемотехника - искусство запоминания) кодировании информации, позволяющем с помощью ассоциаций быстро увеличить объем памяти и воспроизвести критические технологии.
Особая роль в надежной работе оператора - профессионала принадлежит подсознанию, позволяющему прогнозировать многофакторное развитие системных процессов
Механизмы подсознания проявляются в психологической установке (готовности к действию) и в способности воспроизвести образ результата деятельности.
Традиционно для концентрации духовных и мыслительных сил на выполнение задачи в авиации и на флоте используются приметы, обряды, ритуалы и символы.
Разрушение данной системы (интерференция навыка) происходит при запоминании посторонних сведений, смысловой и эмоциональной нагрузке, переключении внимания на другие цели, в болезненном состоянии и при опьянении.

Авантюризм - спутник человеческого фактора
Вектор технократизма замкнул подготовку судоводителей и летчиков на эффективностно - стоимостной контур перевозок. Где действуют иные законы, нечувствительные к рабочей среде - водному и воздушному пространству. И требующие от человека учета совсем других, коммерческих, установок, примет, обрядов, ритуалов и символов.

По логике бизнеса знание аэродинамики, парашют и высший пилотаж, свободное владение родным и иностранным языком, умение воспроизвести факты истории - как инструменты критических технологий, для "водителя" аэробуса противопоказаны и ведут к росту затрат на подготовку летного состава.

Ради экономии нескольких тонн керосина летчики жертвуют сотнями жизней. Ничем не отличается от "Булгарии" картина гибели Ту-154 под Донецком. Самописцы не зафиксировали стремление направить самолет вниз, штурвал пилоты держали ровно, не пытаясь обойти зону турбулентности и избежать срыва потока - резкого падения подъемной силы крыла. В результате самолет, поднявшись на высоту 12100 метров, при угле тангажа 45 градусов потерял скорость и вошел в плоский штопор.
Авантюризм - спутник ЧФ, служит реакцией на волну контрафактных комплектующих, востребованных владельцами давно снятых с производства транспортных систем.
Крушение самолетов Ан-12 показывает: при эксплуатации с "плавающим отказом" логику критических технологий не в состоянии предсказать самый опытный специалист.

Моделью "контрафактной" катастрофы служит СШГЭС, где местные умельцы в экономических целях "отремонтировали" гидроагрегат без помощи завода-изготовителя
Известно: пьяному море по колено, но духовное опьянение более опасно, а слава и власть ведут человека к утрате способности мобилизовать весь свой опыт и знания.
Капитан "Ласточки" в разгар веселья не учел опасную близость носовой оконечности теплохода и был поглощен вместе с катером "заборной горловиной насоса" от гребных винтов. Создающих под днищем судна мощную гидродинамическую трубу.
В мае 1935 года летчик-испытатель ЦАГИ Николай Благов слабо представлял опасность воздушного потока от винтов 8 моторов самолета АНТ -20 "Максим Горький". Катастрофа стала неизбежной при выполнении без подготовки рядом с гигантским самолетом фигур высшего пилотажа.

Через 38 лет московский сценарий повторился в Ле-Бурже с лайнером Ту-144.

Воспитание воспитателей
Девальвация профессиональных ценностей у летчиков и моряков происходит при формализации воспитания, препятствующей усвоению исторического опыта, становлению личности и готовности к выполнению функций в нестандартных ситуациях.
На практике часто формализм воспитателя, нарушающего технологическую дисциплину, проявляется как ЧФ в причине аварий и катастроф.

В августе 1971 года, при видимости миллион на миллион, по вине командира транспортного авиационного полка 4 ГЦП МО (Капустин Яр) в учебном полете столкнулись не самые скоростные самолеты Ил-14 и Ли-2.

Командир полка, летчик-снайпер, полковник Степанов "вывозил" командира Ил-14, летчика - "двухгодичника" из ГВФ, старшего лейтенанта Верхозина. Одновременно другой экипаж Ли-2 в зашторенной кабине тренировался в слепой посадке по приборам.

Третьим действующим лицом был руководитель полетов (РП) ветеран ВВС капитан Таран, бессильный предотвратить аварийную ситуацию, созданную его командиром и воспитателем, шеф - пилотом начальника полигона. На утро следующего дня ему был запланирован вылет в командировку, что стало мотивом досрочного завершения задания.

При сокращении маршрута полета Ил-14 пересек глиссаду снижения Ли-2.
Трагедией закончилась попытка переписать правила полетов "хозяином" камчатского полигона Кура Чернышевым. По приказу генерала командир Ан-2 без доклада РП также изменил маршрут полета, и в сложных метеоусловиях столкнулся с горной грядой.
С тех пор произошло множество как две капли воды похожих друг на друга катастроф на земле, в море и воздушно-космическом пространстве. Их причиной стал все тот же "человеческий фактор", спровоцированный грубым вмешательством начальствующего состава в регламент управления и применения транспортных средств.

Сегодня первые лица государства выходят в море на атомоходах, участвуют в длительных перелетах на боевых самолетах, в кресле второго пилота испытывают ракеты и тушат лесные пожары. Тем самым на командира корабля и диспетчера возлагаются нештатные нагрузки, когда на чашу весов национальной безопасности ставится пресловутый ЧФ.

Дефицит профессионального воспитания и национальная безопасность слились воедино 10 апреля 2010 года при катастрофе польского лайнера Ту - 154 в Смоленске.

Главным виновником трагедии стал командующий ВВС генерал Анджей Бласик. Хороший пилот, знавший по долгу службы все наставления, он дал приказ на слепую посадку. Что исторически никак не оправдывает VIP - пассажиров польского лайнера.
Следует добавить: в концепции законопроекта "Об образовании в РФ" вообще нет понятия воспитание, как источника профессионализма начальников и подчиненных..

Сергеев Олег Леонидович, кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН,
выпускник Высшего военно-морского училища инженеров оружия

www.viperson.ru
16.08.2011
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован