Эксклюзив
08 июня 2011
6600

Олег Сергеев: Диверсия духовного разоружения

По прошествии семи десятилетий проясняется значение первого раунда Великой Отечественной войны, длившегося с 22 июня до 8 сентября 1941 года, когда был успешно отражен немецкий штурм Ленинграда.

В этом раунде история, как самый объективный рефери, зафиксировала тяжелый духовный нокдаун, потрясший Германию. С утратой наступательного порыва ее разгром, определивший исход Второй мировой войны, был делом времени.

Взрыв мины глобальных геополитических противоречий, заложенной в Компьене, подтолкнул Старый свет к новой войне и дал старт выходу пассионарной энергии Советской России, ставшей на путь инновационных преобразований.

В коалиционной стратегии традиционных соперников потенциал СССР (как и царской России в прошлом) рассматривался, по образному выражению "отцов - основателей" США, в качестве решающего довеска к победе.

Германия, имевшая решающее превосходство в силе воинского духа, рвссчитывала получить от СССР материальные ресурсы для ведения войны, а США и Англия после Дюнкерка нуждались в СССР как союзнике для защиты от гитлеровского нашествия. Что, естественно, не входило в планы Гитлера.

Даже оккупация Англии в дополнение к мобилизации промышленности всей Европы, не давали Германии превосходства над мировым колоссом - США.

Для продолжения войны Германии был необходим блиц криг в СССР. Его подготовка началась с психологических операций по изоляции советского руководства от западных союзников и мероприятий, имевших целью сковать силы и средства Красной Армии, исключить их маневр в районах постоянной дислокации.

Информационное прикрытие развертывания немецких войск сопровождалось массированной дезинформацией о подготовке СССР к нападению на Германию, что сочеталось с нарушениями советских границ немецкими самолетами.
Шедевром информационной диверсии стал перелет в Англию Рудольфа Гесса.

Однако духовный заряд патриотического подъема советского народа оказался стеной, о которую разбился профессионализм немецких полководцев.

Представленная статья была опубликована в газете "Военно-промышленный курьер" в октябре 2007 года. С той поры борьба с символами Великой Победы переросла в разрушение духовных традиций воинского воспитания.

Идеи гитлеровского плана "Барбаросса" по нейтрализации станового хребта русской армии - офицерского корпуса Минобороны России пытается реализовать в приказах N 400 и 400А под несмолкаемый грохот рвущихся в арсеналах снарядов.

В истории бывают удивительные совпадения и параллели. К ним относится 8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год) и 8 сентября 1941 года, - начало блокады Ленинграда. В этот день немецкие войска, овладев Шлиссельбургом (Петрокрепостью), отрезали город от страны и суши. Однако на этих рубежах наступление врага было остановлено упорным сопротивлением войск Ленинградского фронта под командованием Г.К.Жукова. Историческая значимость последнего события сравнима с главным итогом Бородинского сражения - духовной победой русской армии над армией Наполеона, имевшей военное превосходство, но получившей метку неизбежной гибели. В "Войне и мире" Л.Н.Толстой гениально отметил: "Армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения".

По своей энергетике, масштабности и трагичности события тридцати дней осени 1941 года сопоставимы и с другим, не менее значимым моментом истории - Тарутинским маневром Кутузова (17 сентября - 9 октября 1812 года), вынудившим армию Наполеона к гибельному отступлению по Старой Смоленской дороге.

Десятилетия спустя история зеркально повторилась, когда выбор по снятию непосредственной угрозы падения Ленинграда пал на Г.К.Жукова. Его отъезд 9 октября 1941 года в Москву совпал с отводом немецких войск на Московское направление. Значительную часть своих войск противник был вынужден оставить у стен непокоренного города, предопределив тем самым провал операции "Тайфун" и судьбу всей кампании. Стратегически война была проиграна Германией 8 сентября 1941 года, когда штурм захлебнулся, встретив силу духа защитников Ленинграда.

Оружие духа

История войн и военного искусства - антология ошибочных оценок духовной силы противника. Когда стратегическая инициатива, превосходство в численности и качестве войск не гарантируют победы над силой духа противника. Известно высказывание Наполеона: "Можно победить любое оружие, кроме оружия духа".
Эту истину хорошо знало командование германских войск, считавшее подавление духовной силы советского народа главным условием победы в войне с СССР. В июле 1941 года при посещении штаба группы армий "Север" Гитлер сформулировал эту задачу так: сокрушение Ленинграда означало бы уничтожение одного из символов государства. При этом "дух славянского народа в результате тяжелого воздействия боев будет серьезно подорван, а с падением Ленинграда может наступить катастрофа". По логике "Плана Барбаросса" после захвата Ленинграда и Кронштадта "следует приступить к операциям по взятию Москвы - важного центра коммуникаций и военной промышленности". Главным же условием взятия Москвы была переброска войск из-под Ленинграда после его падения.

Однако произошло то, что по законам военного искусства всегда кончалось поражением, когда в расчете соотношения сил и средств отсутствовала сила духа противника, а стратегическое наступление велось по расходящимся направлениям.
Для ленинградцев сила духа была главным оружием победы, о чем Ольга Бергольц сказала: "Мы победили их, победили морально - мы, осажденные ими!".

Как и французы в 1812 году немецкие войска столкнулись с неожиданным для себя системным единением гражданского населения, армии и флота, позволившим не только отразить штурм, но и активно бороться за деблокаду Ленинграда.

К заслуге советского руководства следует отнести материализацию духовного превосходства во все 900 блокадных дней, определивших победу над врагом
В дни штурма города сила духа проявилась в эффективности ударов артиллерии Краснознаменного Балтийского флота, ставших для противника военно-технической внезапностью. При сосредоточении управления сухопутной, береговой и корабельной артиллерией в руках начальника артиллерии фронта враг был остановлен на рубежах досягаемости морской артиллерии.

Окончательный приговор противнику был вынесен 21-23 сентября 1941 года, когда германским ВВС не удалось осуществить "Перл-Харбор" для КБФ и лишить тем самым оборону города огневой поддержки корабельной артиллерии. Технологическим успехом здесь стал срыв с помощью отечественной РЛС тщательно подготовленной воздушной операции Люфтваффе. Заблаговременное определение направлений авиационных ударов и оперативная передача информации на КП ПВО позволили привести силы флота в боевую готовность. Напротив, американцы в декабре 1941 года с более совершенными РЛС не смогли отразить налет японской авиации и потеряли в Перл-Харборе весь флот.
В результате массированного налета на Кронштадт (до 400 самолетовылетов), с трех направлений, КБФ понес значительные потери, - тяжелые повреждения получили линкоры "Октябрьская революция" и "Марат", был потоплен ряд кораблей и судов. Однако победный итог воздушного над Кронштадтом, как и Бородинского сражения, состоял в сохранении потенциала ведения войны.

Духовный подъем способствовал мобилизации интеллектуального и научно-технологического потенциала для обороны города, выдвижению компетентных руководителей и ликвидации паразитных звеньев управления.

В июле 1941 года при Ленинградском горкоме партии была создана комиссия по реализации оборонных изобретений под председательством академика Н.Н.Семенова. В состав комиссии вошли видные ученые и изобретатели города.

Целью этого органа было доведение фундаментальных научных разработок до технологий и внедрение изобретений и рацпредложений в производство. Об эффективности функционирования данной системы в 1942 году академик А.Ф.Иоффе писал: - "Нигде, никогда я не видел таких стремительных темпов перехода научных идей в практику, как в Ленинграде в первые месяцы войны".

Исключительную роль в духовно-нравственном настрое послужило обращение к исторической памяти России, живое общение с великим городом средствами культуры и искусства. Музыка, наряду с боеприпасами, стала эффективным оружием воздействия на противника. Так, после войны немцы, остановившиеся в "Астории", поведали ленинградскому дирижеру К.И.Элиасбергу: "Когда мы слушали вашу музыку, понимали: город никогда не сдастся".

Источником духовной силы и веры стало продолжение занятий в школах осажденного города. В ноябре 1941 года за парты село 159 тыс. учащихся. Всю зиму 1941-1942 года занятия не прекращались в 39 школах. В мае во Дворце пионеров состоялся общегородской праздник выпускников, получивших в подарок книгу с памятной надписью об окончании школы в год блокады Ленинграда.

Свой вклад в пропаганду патриотизма, возрождение традиций и символов веры внесла Русская Православная Церковь. По словам поэта Сергея Наровчатова, участника боев в Сенявинских болотах: "Мы не смогли столько держаться там, голодные и обессиленные, если бы рядом не было живого города, огромного и живого Ленинграда. Просто лес, просто болото так защищать невозможно было бы".

Символом духовного единства стала учрежденная 22 декабря 1942 года медаль "За оборону Ленинграда", которая запечатлела композиционную группу защитников города с винтовками наперевес на фоне Адмиралтейской иглы, - исторического символа города на Неве.

Отчуждение Победы

Через шесть десятилетий стало отчетливо наблюдаться системное отчуждение истоков духовной силы Победы советского народа над могучим противником.

Для страны полной неожиданностью явился иезуитский замысел стереть историческую память путем постепенного изменения содержания духовных символов, переоценке значимости событий истории, разрушения вековых традиций культуры и возведения барьеров между регионами страны.

Роль Герострата в разрушении символов взял на себя Геральдический совет, выпустивший в гербы русских городов зверинец европейского средневековья.

Памятная медаль "В честь 60-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады" отчуждает воспетый Пушкиным символ города - Адмиралтейская игла. На его месте оказались купола Петропавловской крепости, а тема победы трансформировалась в символ пассивной обороны - бессмысленное в военном отношении нагромождение на берегу Невы противотанковых ежей.

Откровенной идеологической диверсией в канун Дня Победы стала попытка принять, преодолев вето Совета Федерации, законопроект "О Знамени Победы" с карикатурным символом этого великого исторического события.

При отрицательном заключении Минобороны и других заинтересованных госорганов разрушена концепция Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России". В новой редакции дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России, в том числе Бородинское сражение, прорыв блокады Ленинграда и Победа в Великой Отечественной войне, приравнены к памятному событию - дню Татьяны, - веселья и юмора студенчества.

Прилагается масса усилий с целью вычеркнуть из истории день победы над Японией (3 сентября 1945 год), заменив его днем окончания Второй мировой войны.

В первых рядах разрушителей традиций в истории, образовании и культуре стоит серая посредственность думского большинства - инициаторов перманентных поправок, удушающих культуру и образование, Всероссийских новогодних пьяных каникул и присно памятного 122 ФЗ, отчуждающего льготы, и главное, - создающего коммуникационные барьеры между регионами.

Столь разносторонняя деятельность, приписываемая СМИ не отмеченным печатью гениальности личностям в Госдуме, Правительстве РФ и в ГУ-ВШЭ, служит разведпризнаком наличия мощного автономного генератора разрушительных идей и фабрики законотворчества. Даже семейным подрядом Христенко и Голиковой, Кузьминова и Набиуллиной в купе с Ясиным, другими отечественными недоучками из Гарварда не под силу сконструировать и запатентовать вирусы саморазрушения, заложенные в реформу административную и образования.

Приходится снять шляпу перед идеологами сете-центрических войн, сумевших сфокусироваться на отчуждении источников духовной силы России, талантливо реанимировать административные анахронизмы, примитивизм идей автономных учреждений, нормативно-подушевого финансирования и ЕГЭ, что создало информационные и финансовые тромбы в культуре и образовании.

Однако новейшая история, памятные дни Бородино и Ленинграда не оставляют шансов на победу приверженцам идей великого Сунь-Цзы о возможности привести армию противника в состояние беспомощности без сражения, сломить его волю к сопротивлению с помощью продажной и невежественной элиты. Тому гарантией - глубинный ход истории и тысячелетние традиции религии, - маяк для духовно выверенного курса Российского государства.

Невольно во временных рамках событий Бородино и Ленинграда оказалась и Всероссийская педагогическая конференция (съезд) "Реформа образования: мифы и реальность", состоявшаяся в Москве 29-30 сентября 2007 года. Индикатором настроя большинства участников, в том числе из проблемных регионов, стало осознание национальной катастрофы в воспитании молодого поколения и необходимость направить главный вектор усилий общества на источник духовной силы - кластер духовно-нравственной культуры (ДНК). Характерно и то, что тематика съезда, поддержанная третьим лицом в государственной иерархии, оказалась незамеченной центральными СМИ, посчитавшими, как и в предвоенные годы, более чем серьезное предупреждение профессионалов фантазией паникеров.

Можно вспомнить пророчество Уинстона Черчилля о том, что русские сами создают для себя трудности, а потом героически их преодолевают. Однако преодолеть духовное разоружение гораздо сложнее, чем ослабление по причине невежества государственного и военного руководства ракетно-ядерных сил России.

Сергеев Олег Леонидович, эксперт Всероссийского фонда образования,
кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован