Энергию развития высшей школе, в том числе военной, несет зарождение в старейших университетах инновационных вузов. К их числу можно по праву отнести Высшее военно-морское училище Инженеров Оружия.
Первого октября - годовой праздник училища и факультета Противолодочного и минно-торпедного вооружения Морского корпуса Петра Великого. История корпуса восходит к 14 января (25 по новому стилю) 1701 года, - даты учреждения указом Петра I Школы математических и навигацких наук (Навигацкая школа), - прародителя системы высшего профобразования России.
Базой для создания Высшего военно-морского училища Инженеров Оружия (ВВМУИО) явился открытый 1 октября 1948 года во ВВМОЛУ им. Фрунзе Инженерный минно-торпедный факультет со сроком обучения пять лет и шесть месяцев. Его возглавил Герой Советского Союза капитан I ранга А.Г.Свердлов.
В 1951 году ВВМУИО приобрело самостоятельный статус и разместилось во Дворце Советов (Ленинград, Московский проспект, 212). Кроме минно-торпедного в его состав вошли артиллерийский, реактивный (ракетного оружия) и химический факультет. Позднее к ним был присоединен гидрографический факультет.
Начальником училища стал крупный специалист в области корабельной артиллерии, требовательный педагог и воспитатель контр-адмирал В.А.Егоров.
В послевоенный период были еще свежи уроки подрывов кораблей на неконтактных минах, беззащитность от самонаводящихся акустических торпед, слабость противоминной и противолодочной обороны.
С учетом остроты проблем испытаний и приемки, хранения и утилизации миллионов боеприпасов, инженеры оружия получали специализацию по работе в качестве технологов - военпредов, на складах и арсеналах, в НИИ и КБ. По выпуску они могли исполнять должность командира боевой части корабля IV ранга.
История ВВМУИО тесно связана с именем Народного комиссара ВМС СССР, Адмирала флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова: его назначение начальником ВМУЗов в 1948 году после отстранения от должности Главкома ВМФ СССР совпало с началом подготовки инженеров минно-торпедного оружия.
Восстановление в должности Н.Г.Кузнецова в 1951 году сыграло свою роль в полномасштабной подготовке инженеров по всем видам оружия флота.
На Пленуме ЦК КПСС 29 октября 1957 года Н.С.Хрущев, ровно через два года после гибели ЛК "Новороссийск", потребовал вместо "старых катеров и эсминцев, вооруженных классической артиллерией" строить подводный флот, вооруженный ракетами. Что стало политическим лозунгом борьбы с наследием Н.Г.Кузнецова.
Разгром же уникального учебного заведения начался сразу после назначения в 1956 году Главкомом ВМФ С.Г.Горшкова. К 1960 году все факультеты ВВМУИО были растворены в четырех командных училищах. По современным меркам, это было бы равносильно разделу Физтеха между университетами под предлогом унификации программ обучения и дипломов о высшем образовании.
Последствия закрытия ВВМУИО страна пожинает по сей день. Когда главной причиной гибели АПРК "Курск" стала утрата инженерных традиций торпедистами и слабая техническая подготовка командования ВМФ, не получившего систематического инженерного образования. По этой же причине были допущены грубейшие просчеты в планах развертывания ракетоносцев и авианесущих кораблей без учета прогноза развития систем оружия и возможностей ОПК.
Кошмар неконтролируемого высвобождения колоссальных энергий при катастрофе на арсенале ВМФ в Ульяновске - это закономерный итог прекращения подготовки инженеров оружия - специалистов по утилизации боеприпасов.
Звездным часом ВВМУИО и всей системы военно-морского образования явилась историческая миссия по созданию Ракетных войск стратегического назначения. Где в результате жесткой конкуренции образовательных технологий ключевые высоты заняли инженеры оружия. В их числе Главком РВСН и Министр обороны РФ Маршал России И.Д.Сергеев, начальники полигона и головного 4 ЦНИИ, вузов, командиры частей и соединений РВСН. Должность командующего Военно-космическими силами РФ занял выпускник Каспийского ВВМУ В.Л.Иванов.
Заметный след инженеры оружия оставили в ВМФ заложив основы морских стратегических ядерных сил, они дали импульс развитию ракетно-артиллерийского, минно-трального, торпедного и противолодочного оружия. Инженеры оружия стали командирами надводных кораблей и АПЛ, руководителями центральных управлений, НИИ и кафедр вузов, КБ и военных представительств в промышленности.
В числе выпускников ВВМУИО директор института РАН, академики, доктора и кандидаты наук, профессора, доценты, лауреаты Ленинских и Государственных премий. При малочисленности выпускников (не более 1000 человек) данный факт служит показателем продуктивности интеграции классического военно-морского и инженерного образования в деле качественной подготовки специалистов.
Главным результатом эксперимента под названием ВВМУИО явилось решение задачи интеграции образования, науки и производства при организации тесной связи кафедр с НИИ, управлениями ВМФ и промышленностью, обеспечение документацией, новыми образцами военной техники, совместной с ГРУ ГШ экспертизы зарубежного оружия и технологий. Алгоритм подготовки инженера оружия включал научную и информационную поддержку альма-матер.
Принципы целостной подготовки инженера оружия состояли в запредельной нагрузке, воспитании ответственностью и поиск нового. Даже в курсантском обиходе училище именовалось "системой".
Навигаторами, "вводившими в меридиан" будущих руководителей и ученых, кроме ротных курсовых офицеров были младшие командиры со старших курсов, учившие подчиняться, умерить гордыню, почувствовать силу власти над людьми. И по заветам адмирала С.О.Макарова удостоиться высокого звания - морской офицер, - "...быть аристократом, но знать труд простого матроса".
В большинстве воспоминаний выпускников ВВМУИО фиксируется способность к мобилизации в критической обстановке полезных знаний, внедренных в сознание курсантов преподавателями, - истинными патриотами своих дисциплин, считавших своей задачей подготовить специалиста реагировать на новые угрозы.
Среди ученых исполином высится фигура начальника кафедры минного оружия, лауреата Сталинской премии А.Б.Гейро, открывшего широкое поле развития минного оружия. Которое способно изменить геополитическую ситуацию и заставить капитулировать страны с мощным военным флотом.
Реальность минной угрозы проявилась в подрыве и гибели 29 октября 1955 года ЛК "Новороссийск". Реакцией стало изучение ключевых причин потери остойчивости корабля и математических основ колебательных процессов.
Особая роль отводилась выбору тем дипломных проектов, где будущий специалист искал решение порой экзотической задачи. В дальнейшем, обрастая знаниями и опытом, это решение превращалось в базовую информационную модель образца оружия. Что и произошло через 10 лет с темой автора "Аппаратура наведения мины, предназначенной против подводных лодок, идущих подо льдом".
Сегодня утрата передовых позиций в инженерном образовании происходит при подготовке специалистов на существующих образцах техники. По словам директора НТЦ по ядерной и радиационной безопасности, профессора МИФИ Бориса Гордона "отсутствие у профессоров новых идей и недостаточность внимания к оригинальным разработкам, свободным от недостатков действующих реакторов, закрепляется, начиная с высшей школы, где дипломные проекты до сих пор посвящены ВВЭР и РБМК, а не новым типам реакторов".
Дипломная работа, как образовательный итог, обеспечивалась системой практик, в том числе штурманской, где будущие инженеры оттачивали знания по навигации при реальной прокладке на ЗМ "Урал", производственно - проектной и корабельной. Осмысление истории военно-морского искусства и тактики ВМФ помогало избавиться от шапкозакидательства в областях, далеких от специальности.
Оценить спектр приложения сил выпускников ВВМУИО можно по литературному наследию без грифа "секретно". Это ряд книг: "Основания минерского ремесла", "Простые истории из жизни флотских офицеров - инженеров оружия", "Товарищи по Оружию", "Оружие Российского флота", "Российская наука - Военно-Морскому Флоту", "Катастрофа линкора "Новороссийск". Свидетельства. Суждения. Факты", "Баллистические ракеты отечественного флота".
Сергеев Олег Леонидович, эксперт Всероссийского фонда образования,
кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН,
www.viperson.ru