Эксклюзив
04 июля 2011
12418

Олег Сергеев: Цепная реакция коррупции ЕГЭ

В споре апологетов ЕГЭ, не устающих твердить об изобретении панацеи от коррупции, и их противников, уверенных в концентрации этого зла в школе, правы оказались аналитики Общественной палаты РФ (ОП РФ).

Они решились открыто признать то, что для экспертного сообщества давно было секретом Полишинеля, - о цепной реакции коррупции ЕГЭ, охватившей все органы государственной власти страны, школу и семью.

Великолепная семерка

В аналитическом докладе Общественной палаты "Уроки проведения ЕГЭ - 2010" идет речь о семи "игроках", заинтересованных в снижении числа двоек. Это субъекты Российской Федерации, муниципальные управления образованием, муниципальные школы, высшие учебные заведения, конкретные учителя, конкретные выпускники и их родители. Имя им - Миллион граждан России.

По постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2009 года N 322 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ" субъект должен ежегодно отчитываться о количестве двоек на ЕГЭ по русскому языку и математике - в численности выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене (в процентах) и по количеству общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ в государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждениях субъекта РФ (единиц).

Количество двоек служит критерием неэффективности расходования средств в образовании и, соответственно, деятельности губернатора.

Так результат ЕГЭ стал одним из важнейших показателей освоения финансовых средств муниципальным управлением образования. В свою очередь школа получает от муниципалитета субсидии и стимулирует учителя надбавками к зарплате с учетом высоких показателей достигнутых учениками в ЕГЭ.

С учетом роста числа потенциальных двоечников (в их числе выпускники - дети мигрантов), учитель стал ключевым звеном цепной коррупционной реакции и заложником круговой поруки чиновников госорганов.

В условиях демографического спада и нормативно по душевого финансирования технические вузы с большим количеством бюджетных мест готовы принимать и доучивать студентов с низкими баллами ЕГЭ, не принимая во внимание интересы страны, региона, муниципалитета, своего вуза и школы.

Так, к заслуге ЕГЭ председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Александр Викторов относит противодействие регионализации системы высшего образования. Его не интересует, как в регионах будут обеспечены специалистами "точки роста" высоких технологий?

К ним относится лидер аэрокосмической отрасли ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", основной поставщик мирового рынка титана. Из Верхней Салды, где расположено это предприятие, молодежь поступает в вузы и находит другую жизнь за 40 километров в Нижнем Тагиле или за 180 в Екатеринбурге.

Элитные университеты, заинтересованные в получении объективных оценок знаний, используют систему зачисления студентов по результатам всероссийских и вузовских олимпиад, а также дополнительных профильных испытаний. Тем более это актуально при тенденции снижения Рособрнадзором "ниже плинтуса" минимального числа баллов по обязательным предметам ЕГЭ.

Ныне первый семестр в вузе превращается в рабфак 30-х годов. Ректор МИФИ Михаил Стриханов предупреждает: доведение до кондиций студентов сокращает программу вуза, готовящего специалистов для атомных электростанций.

Слабые ученики для получения аттестата зрелости, или те, кто считает лишней помехой для поступления в вуз сдачу обязательных предметов ЕГЭ, рассчитывают на помощь учителей и организаторов экзамена.

Вместе с родителями они составляют абсолютное большинство, формирующее вектор развития органов государственной власти в интересах эффективной реализации системой ЕГЭ потребностей в получении высшего образования.

Громкие скандалы говорят о напряженном ритме функционирования системы по этой услуги по ЕГЭ точно и в срок. На поддержку педагогов приходят студенты самого инновационного вуза страны - МФТИ. Они занимают места участников ЕГЭ с нерусскими именами в ППЭ под аплодисменты организатора ЕГЭ, общественных наблюдателей и полицейского стража порядка. Однако звериный оскал конкуренции нарушил эту идиллию вмешательством УБЭП МВД РФ.

Сегодня Минобрнауки пытается представить этот скандал как невинную шалость студентов и школьников, хотя речь идет о нарушении статьи 10 "Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе" ФЗ "О противодействии коррупции", принятого в декабре 2008 года.

В данной статье рассматривается ситуация, "при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законными интересами граждан, организаций, общества или государства". Где личная заинтересованность - это возможность получения доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Коррупция в ЕГЭ затрагивает интересы хорошо подготовленных выпускников, имеющих цель поступить в престижный вуз и право рассчитывать на объективную оценку результатов образования, а также государства и общества, идущего курсом модернизации на основе инноваций и высоких технологий.

При установленном порядке проигрывают талантливые ученики, а выигрывает посредственность и недоучки.

"Я бы хотела передать благодарность тому, кто придумал ЕГЭ. ЕГЭ построен таким образом, что почти невозможно сдать на двойку" - сообщила в ОП РФ пожилая учительница из Самарской области.

Сурдокамера для абитуриента

О психологической сложности для таланта преодолеть ЕГЭ говорит завуч московской школы N 444 с углубленным изучением математики, информатики Ольга Шадрикова: "Ученикам нашей школы, например, решить 6 трудных задач легче, чем сделать 19 простых и правильно заполнить бланки".

Как показали исследования Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) двухгодичное натаскивание на ЕГЭ без учета меж предметных связей разрушает содержание ядра школьного образования, состоящего из литературы, русского языка и математики. При этом нарушается конституционное право ученика на получение качественного образования. Из манкурта, знакомого с литературой лишь по названиям художественных произведений, хороший математик вряд ли получится, - считает Ольга Шадрикова.

Из откровений перед ЕГЭ выпускника кадетской школы: "Вообще математика и физика два моих любимых предмета. А вот историю не понимаю - там нужно знать даты, рассуждать. В алгебре все проще, зная формулы все можно решить".

Технократизм проекта ЕГЭ как человеко-машинной системы говорит о некомпетентности его творцов в психологии и эргономике образования.

Все разговоры о борьбе с человеческим фактором они сводят к попыткам создать сурдокамеру для экзаменуемых, где психические нагрузки информационного голода рассчитаны на взрослого здорового человека.

В год Космонавтики следовало бы знать, что сурдокамера была самым трудным испытанием. В процедуре ЕГЭ оно дополняется томительным ожиданием растянутой на несколько дней машинной реакции на тест и срочностью подготовки апелляции при несогласии с оценкой.

В отличие от живого общения с преподавателем данный процесс действует сокрушительно на интеллект и психику ребенка.

Зампред Комиссии ОП РФ по образованию и науке Любовь Духанина признает, что основные переживания связаны со сроком проверки материалов. "Наши ребята не привыкли к такому долгому ожиданию. Ведь до ЕГЭ, когда экзамены писали в своих школах, результат был известен уже через день-два. А сейчас подсчет баллов ведется в течение 8 дней".

К пытке ожиданием никто не привык. Можно сойти с ума от напряженной тишины и при ограничении времени на тест, когда даже шорох кажется выстрелом. Когда скучающие учителя и наблюдатели начинают громко разговаривать друг с другом, ходить и мешать ученикам сосредоточиться на тестах ЕГЭ.

Показателями эргономического невежества служит игнорирование таких мелочей, как порядок заполнения бланков и вскрытия конвертов с заданиями.
В эргономике рука - это тончайший инструмент человека, стимулирующий прогресс системы микро действий, формирующий способность к тонкому регулированию процессов, психологическую устойчивость и умение сосредоточиться на мелких деталях, определяющих результат сдачи ЕГЭ .

Страх перед неизвестностью и информационный голод ведет к расстройствам психики и даже суициду. С чем столкнулись американцы пол века назад на боевом дежурстве в подземных командных пунктах ракет "минитмен-1". Та же проблема возникла пятью годами позже перед советскими РВСН. Специально в этот период в 4 ЦНИИ был сформирован отдел обитаемости. На те же грабли и симптомы наступило и Минобрнауки России при сдаче ЕГЭ.

Сейчас наша страна занимает шестое место по числу самоубийств - после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии. Но по частоте подростковых суицидов мы опережаем мир почти в три раза. Причиной служат психические травмы, полученные ребенком в семье и в школе. В том числе при сдаче ЕГЭ.

Однако факты нервного стресса участников ЕГЭ игнорируются, а пункт 10.31 федеральных требований к образовательным учреждениям в части здоровья учащихся, утвержденных приказом Минобрнауки N 2106 от 28 декабря 2010 г. устанавливает лишь продолжительность итоговой аттестации, перерывы между экзаменами и организация питания учащихся.

Нормальный прагматизм подсказывает среднему абитуриенту не рисковать здоровьем, не пытаться самостоятельно получить высокие баллы. "Причину нужно искать в себе, поэтому считаю, что сам виноват, хотя и имею диплом военного переводчика" - признался после неудачи в ЕГЭ по иностранному языку, нарушившей планы, выпускник Суворовского училища Максим Шагов.

Преступление без наказания.

Доклад "Уроки проведения ЕГЭ - 2010" - первый официальный документ ОП РФ, раскрывающий для общественности факт провала проекта ЕГЭ.

Межрегиональная конференция 2009 года, проведенная Институтом образовательной политики "Эврика" и Минобрнауки признала, что Россия взялась за ЕГЭ, практически не имея квалифицированных кадров для нововведения. Подготовку специалистов по ЕГЭ поручили виновнику провала этого и других государственных проектов - ректору НИУ - ВШЭ Ярославу Кузьминову.

При этом специалисты НИИ высшего образования по эргономике и психологии, содержанию образования и воспитания, экономике и компьютеризации, системотехнике и обобщению зарубежного опыта в конце 80-х годов были критичны к идее ЕГЭ так как несовместимость этапов итоговой оценки в школе и вузе препятствует интеграции образования, науки и производства.

Как при Вавилове и Лысенко для продвижения провального проекта Минобрнауки противопоставило профессиональную оценку отраслевого НИИ административно-политическим ресурсу воздействия на СМИ, судебные органы и на законодательство. Когда заключение госкомиссии о работоспособности и безопасности сверхбольшой технологической системы ЕГЭ было принято законодательно безответственным и некомпетентным большинством Госдумы.

Сергеев Олег Леонидович, кандидат технических наук, полковник, ветеран РВСН

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован