10 декабря 2004
3991

Олег Смолин: День образования

Правительство и Госдума обсудили реформу российского образования. В школах введут нулевой класс, вузы перейдут на двухуровневую систему, а за образование придется платить - или самим гражданам, или предпринимателям, которые хотят вырастить себе специалистов. Как говорят эксперты, эта реформа вполне может провалиться.

В четверг на заседании правительства и на "круглом столе" в Государственной думе обсуждались планы модернизации российского образования. В перерыве между этими мероприятиями свое мнение на этот счет высказал и ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий.

Старт "дня образования" был задан министром науки и образования Андреем Фурсенко, который представил в правительстве подготовленный в его ведомстве документ "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации". Главным направлением в реформе руководство Минобрнауки провозгласило профессиональное образование. Для этого чиновники планируют изменить всю образовательную систему страны.

По их замыслу, образование должно стать непрерывным. Учиться россияне начнут с пяти с половиной лет - в школах будет введен нулевой класс. Затем в течение девяти лет все школьники будут учиться по общей программе, а в десятом и одиннадцатом классах им предстоит обучение в профильных классах. По окончании школы в соответствии с "приоритетными направлениями" выпускникам предстоит сдача единого государственного экзамена (ЕГЭ) (правда, Фурсенко обмолвился, что это не безальтернативный способ проверки знаний учащихся). В документе также реанимируется идея ГИФО - государственных именных финансовых обязательств - своеобразных государственных целевых взносов за обучение. Сумма ГИФО напрямую будет зависеть от результатов сдачи ЕГЭ по принципу: чем выше балл, тем больше сумма.

Поступивших в вузы также будет ожидать новая система обучения. В планах министерства - повсеместный переход на двухуровневое образование по схеме "бакалавр (4 года) + магистр (2 года)". Между этими этапами, говорят в Минобразования, выпускник получит шанс поработать и определиться, учиться ли ему дальше.

Правда, большинству из тех, кто решит снова пойти в вуз, за обучение в магистратуре придется платить.


Также чиновники хотят изменить статус (а значит, возможности) вузов. Лучшим будет дан статус "национальных", и, по мнению экспертов, их будет не больше 100 (всего в России около 600 госвузов). Эти вузы в первую очередь получат бюджетные средства. Что будет с оставшимися вузами - неизвестно. Но, судя по всему, ничего хорошего.

Кроме того, Минобрнауки собирается избавить образование от "обремененности излишними социальными обязательствами в ущерб качеству подготовки". Хотя, представляя концепцию правительству, министр Фурсенко подчеркнул, что речи о приватизации системы образования не идет, вскоре система финансирования будет пересмотрена. "Человек, который учится на средства государственных субсидий, должен либо отработать, либо вернуть деньги. Это касается и образовательных кредитов", - заявил Фурсенко.

Так что за образование придется платить - или самим гражданам, или предпринимателям, которые хотят вырастить себе специалистов.

При этом, как подчеркивается в концепции, предстоит легализация любых видов платного дополнительного образования. Кстати, это положение новой концепции просто сводит на нет заявление премьер-министра Михаила Фрадкова, заявившего перед заседанием, что "основными задачами модернизации образования являются обеспечение его доступности, качества и ресурсного обеспечения".

Свои опасения насчет реформы высказали участники думского "круглого стола".

По мнению первого зампреда комитета Госдумы по образованию Олега Смолина, в случае реализации концепции российское образование превратится в "образование не для всех".

Как заявил Смолин, планируемое якобы в целях разгрузки детей сокращение на 25% школьной программы с одновременной легализацией дополнительных услуг образовательных учреждений приведет к тому, что родители будут вынуждены платить учителям за занятия с детьми за эту же сокращенную четверть школьной программы. А позволить себе это могут далеко не все.

Такая же ситуация сложится, по его мнению, если объем финансирования по ГИФО привязать к результатам сдачи ЕГЭ. Очевидно, подчеркнул Смолин, что лучше сдадут экзамены дети из обеспеченных семей - значит, будет окончательно нарушен принцип равенства на получение образования.

Нет в подготовленном Минобрнауки документе и ответа на вопрос, как будет финансироваться из бюджета труд учителей и преподавателей, а также будут ли окончательно ликвидированы все налоговые льготы для образовательных учреждений. Нечетко, с точки зрения Олега Смолина, прописаны в документе и принципы предоставления образовательных кредитов, и прежде всего, предусматриваются ли они вместо или плюс к бюджетному обучению.

Также большая ошибка, считает Смолин, - исключать из стандарта образования минимальный уровень образования, который позволяет в настоящее время переходить из одного учебного заведения в другое с зачетом сданных предметов. Что особенно неприятно, говорит он, одновременно из концепции исчезли положения об отказе от принудительного всеобщего перехода к профильному обучению.

По словам зампреда думского комитета по образованию Алексея Чернышева, опасение вызывает возможность приватизации нескольких сотен вузов, не вошедших в сотню ведущих: "Приватизированы будут стены и собственность, а образование растворится". Не продумано в документе, по его мнению, и сосуществование ЕГЭ с другими видами оценки знаний. С одной стороны, там подчеркивается, что ЕГЭ не будет единственным критерием оценки подготовки выпускников школ, а с другой - министерство проваливает законопроект об олимпиадах для школьников, а значит, единственным узаконенным критерием все же остается только ЕГЭ.

Впрочем, как сообщил "Газете.Ru" присутствовавший на заседании правительства Виктор Садовничий, "новый вариант министерской концепции лучше предыдущего и был подготовлен с учетом замечаний образовательного сообщества".

В то же время Садовничий выступил резко против перехода к двухуровневой системе образования, ЕГЭ и новому подходу к государственному обеспечению системы образования.

По словам Садовничего, переход к двухуровневой модели, мало того что не соответствует интересам российской системы науки и образования, он еще и чреват снижением качества подготовки специалистов. "У нас уже сложилась своя, и не двух-, а многоуровневая система: специалист, бакалавр, магистр, аспирант, кандидат наук, доктор наук, - говорит он. - Главным критерием здесь должно быть не количество лет, отведенных на обучение, а уровень компетентности подготавливаемого специалиста. И если для подготовки такого специалиста требуется не четыре и не шесть, а пять лет - значит, столько и надо учить. В противном случае наше высшее образование будет готовить лаборантов для западных компаний".

В отношении ЕГЭ позиция ректора МГУ также осталась прежней: ЕГЭ не может быть главным критерием оценки знаний абитуриента. Ориентироваться, по его мнению, надо на абсолютно другую систему поиска талантов: через олимпиады, конкурсы и творческие игры. Что же касается ресурсного обеспечения образования и науки, то, с точки зрения ректора МГУ, оно остается крайне низким. По его словам, в 2005 году из бюджета на образование будет выделено 4,5% ВВП. Правда, это больше, чем в 2004 году (2,8%), но намного меньше, чем в других странах ЕС, включая Польшу, где на образование направляют по 7-9% ВВП. А без должного финансирования, подчеркнул Садовничий, реформа образования не пойдет. По его подсчетам, всего в России было сделано около 30 попыток реформировать образование, и практически все они были неудачными, кроме реформы 1804 года. Но тогда у чиновников все получилось только потому, что образовательным учреждениям были предоставлены автономия и ресурсы. Судя по документу, представленному в правительство в четверг, нынешние реформаторы этим путем решили не идти.

http://www.gazeta.ru/education/2004/12/10_a_210152.shtml

Марина Лемуткина

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован