07 ноября 2008
2562

Олег Табаков . Номинация: Лучший актер пятилетия

Ему уж точно везет. Везунчик, баловень судьбы, всю жизнь - на гребне волны, без провалов, без простоев, без конфликтов с властью и с общественностью. Путь от Лелика из Саратова до Олега Павловича, народного артиста СССР, лауреата и орденоносца, крепкого хозяйственника, успешного менеджера, театрального Кормчего, друга президентов и премьер-министров и пр. - этот путь словно кто-то прочертил на карте судьбы по линейке. Красота, а не судьба! Прямо в учебник - "Как быстро достичь максимального успеха и суметь удержать его в течение 50 лет". Только стоит ли в этом учебнике писать об инфаркте в 29 лет? О несыгранных, не доверенных ролях? О закрытых спектаклях? Об унижениях и хамcтве в чиновничьих кабинетах? О том, как уничтожали даже попытку создания театра - студии? О том, что пришлось вынести, чтоб этот театр открыть, сохранить его в том же подвале - и только сейчас через двадцать с лишним лет добиться строительства нового здания?

Бог его знает, что его держит в седле - сломленным, выброшенным на обочину его никто никогда не видел. Во всяком случае, публично. В телевизоре, да у красных дорожек, да под парадными люстрами он всегда "комильфо". Улыбчив, вальяжен, как барин, мурлычет ласково, улыбается своей "чеширской" улыбкой, и - "между струек", "между струек" аккуратно ступает мягкими лапами и растворяется в воздухе, как булгаковский Бегемот. Без суеты. Артистично. Изящно. На все провокационные вопросы ответы вроде разные, но смысл один: "Сижу никого не трогаю, починяю примус". Мяу.

Артист, конечно. Настоящий большой Артист с большой буквы А. Аметистов. Или Аполлонов. Но, собственно, "Табаков" - звучит не хуже. Казалось бы, может уже успокоиться и на сцену особо не рваться - наиграл ролей на сто лет вперед. Можно уже просто выходить под аплодисменты и просто пройтись от кулисы к кулисе, посылая публике воздушные поцелуи. Но он - азартен и честолюбив, как выпускник. Наверное, азарт многое определяет в его карьере и жизни. Быть крепким профессионалом ему скучно - обязательно надо рискнуть, схулиганить. И вот вам - "Тартюф" в арестантской робе, рыжий "доцент" с татуировками. А вот - совершенно неожиданный Плюшкин со своей философией сбережения и желанием распространить эту философию на все человечество.

Табаков любит повторять: "Театр - это веселенькое дело". И сам занимается им весело, с удовольствием, с почтительностью к его, русского театра, истории, но и с совсем нешуточной требовательностью к себе и к коллегам. Его не обманешь: туфту он чует за километр и, не взирая на регалии и статусы, погонит из театра, что не раз происходило. Так и представляешь, как стоит он на пороге МХТ в соболиной шубе и машет вслед убегающему шарлатану кулачищем: "Священнодействуй! Или убирайся вон!" Только перстень на пальце зловеще поблескивает.

"Мой секрет успеха, наверное, в отсутствии злобности человеческой в моем характере, в том, что завидую я по жизни людям, владеющим французским языком и играющим на фортепиано и на скрипке. А другим не завидую. Вот и все. Возможно в самодостаточности моей, в комплексе полноценности Но это все так, шутки, печки-лавочки. Конечно, доброжелательство на первом месте".

Ксения ЛАРИНА
"Театральные "НИ"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован