Интервью ветерана спецподразделения `Альфа` Олега Балашова ведущей программы `Герой дня` Марианне Максимовской (НТВ).
Максимовская: Сегодня по пути из Стамбула в Москву двое преступников угнали российский самолет, принадлежащий авиакомпании `Внуковские авиалинии`. Всего на борту Ту-154 находятся 174 человека. Уже проведены все первые необходимые действия. Создан оперативный штаб. Ведутся переговоры по дипломатическим каналам. Сегодня у нас в прямом эфире ветеран легендарного спецподразделения `Альфа`, полковник Олег Балашов. Он не только участвовал в знаменитом штурме дворца Амина в Афганистане, но и командовал различными спецоперациями по освобождению заложников.
Здравствуйте, Олег Александрович.
Балашов: Добрый день.
Максимовская: Давайте сначала о первых шагах, которые обычно предпринимают спецслужбы. Вот что происходит в самые первые часы после захвата самолета?
Балашов: Первое - это поступает информация о готовности `Альфы`. В `Альфе` есть подразделения, которые находятся на постоянном боевом дежурстве. И они, естественно, сразу же готовятся к вылету. Но дальнейшие действия `Альфы` зависят от переговоров МИДа с той страной, где произошло вот это несчастье.
Максимовская: Но вот сегодня помощник президента России Сергей Ястржембский уже сообщил, что готово спецподраздление `Альфа`, которое в случае необходимости вылетит в Саудовскую Аравию. Но для этого необходимо время. Вообще специальные подразделения всегда отправляются на место, где происходит событие? Вообще необходимо какое-то специальное разрешение, переданное по дипломатическим каналам той страны, где происходит это. Были случаи, когда не приглашали наших бойцов `Альфы`?
Балашов: Да, такие случаи были вот по угону самолета из Минвод в Израиль. Там действовали израильские спецслужбы. Но была договоренность с Израилем, она существует... То есть не со всеми странами у нас существует договор о выдаче террористов. В частности, как вот в Турции, с этим государством у нас нет такого договора. Почему многие террористы стремятся попасть именно в Турцию?! Но то, что касается `Альфа`, она практически готова всегда, в любое мгновение, если понадобится такое решение о том, чтобы `Альфа` приняла участие. Если это другая страна, не Россия, то, естественно, это решается на уровне МИДа, на уровне руководства нашего государства. И потом отдается команда руководству ФСБ и `Альфа` вылетает на свою работу.
Максимовская: Ну, а вообще, какова такая обычная практика? Насколько быстро проводятся все эти необходимые разрешения? Бывают какие-то задержки?
Балашов: Это все зависит от той страны, куда улетают террористы. Если у нас хорошие, доброжелательные отношения на уровне посольств, на уровне МИДа, то эти решения принимаются быстро.
Максимовская: Хорошо, вот когда уже спецподразделение `Альфа` начинает разрабатывать операцию по освобождению, но вот в частности, захваченного лайнера, за кем последнее слово? Кто принимает решение, как будет проходить операция? Командир подразделения на месте или необходимо какое-то согласование с вышестоящим начальством?
Балашов: Ну, я вам скажу, что на все самолеты, которые практически в мире существуют, есть разработки, есть тренировки, которые проводит `Альфа`. Тем более Ту-154: даже я в свою бытность, еще когда работал в `Альфе`, то мы проводили эти учебные операции, ну, практически еженедельно, и специалисты `Альфы` знают очень хорошо этот самолет, знают, с какой стороны проникнуть и так далее. Но это как бы является определенной служебной тайной. И сами действия непосредственно. А остальное все будет зависеть от того, какова будет реакция террористов. Но, как правило, руководит такой операцией руководитель `Альфы`. Он вылетает на это задание, и он сам там руководит.
Максимовская: А может как-то вообще затруднить вообще всю ситуацию то, что это был чартерный рейс?
Балашов: Ну то, что это был чартерный рейс, понимаете, для `Альфы` это как бы все равно, какой это рейс, спортивный, чартерный.
Максимовская: Ну, предположим, меры безопасности какие-то другие или на борту нет представителей служб безопасности, которые насколько я знаю, бывают часто на регулярных рейсах среди пассажиров просто?
Балашов: Да, я с вами согласен. В большинстве солидных авиакомпаний всегда в салоне находится представитель службы безопасности. Помимо этого, я знаю, что те, кто проводит полет - экипаж, я имею в виду бортовой - они должны быть все вооружены огнестрельным оружием. Как правило это - пистолет Макарова. И мне показалось странным, как они могли вообще проникнуть, потому что дверь бронированная. И с кем произошла схватка. Скорее всего, это был пассажир. И раненный, я думаю, это из пассажиров.
Максимовская: Может быть, террористов не двое, может быть, их больше вообще?
Балашов: Да, как правило, вот в чем и заключается основная задача `Альфы` или любого спецподразделения, которое будет работать по освобождению заложников, в зависимости от того, как там сложатся переговоры, выяснить сколько находится на борту террористов. Я думаю, что, как правило, это не бывает два человека или там один человек. Обязательно есть сообщник, который тихо среди пассажиров сидит и смотрит реакцию пассажиров. Поэтому здесь трудно сказать, сколько на борту, террористов. Пока объявилось двое, а сколько их еще там, пока трудно сказать.
Максимовская: Ну, вот вы сейчас сами сказали о реакции пассажиров. Наверное, это один из главных вопросов вообще в таких чрезвычайных ситуациях с захватами заложников. Вообще есть какие-то рекомендации, как себя вести людям, которые оказались в положении заложников? Ну, я не знаю, там не попадать на глаза террористам, по возможности вести себя как можно более незаметно. Вообще какие-то рекомендации есть для людей?
Балашов: Да, конечно, есть. В принципе, нам не приходилось именно вплотную. Но неоднократно по телевидению и бывший наш руководитель подразделения, Герой Советского Союза Зайцев Геннадий Николаевич говорил об этом, и Гончаров Сергей Алексеевич. То есть самое главное для людей, оказавшихся в подобной ситуации, не предпринимать каких-то самостоятельных действий, потому что, я говорю: мы не знаем сколько еще на борту террористов. То есть вести себя совершенно спокойно. Какие-то требования к пассажирам террористы не могут предъявлять, они могут в основном предъявлять требования только к экипажу. Да, они могут, предположим, угрожать или еще что-то делать. Просто нужно спокойно выполнять их требования. Так что должны работать профессионалы. Если пассажир, который начнет - а видимо, там так и произошло, кто-то захотел вступить с ними в борьбу, в результате он получил ранение - как дальше сложится это трудно сказать. Но самое главное, я бы просто посоветовал пассажирам, которые могут оказаться, не дай бог, в такой ситуации, вести себя спокойно, не вступать ни в какие переговоры там с ними, или командовать, или еще что-то, упрашивать, не надо.
Максимовская: А вот вызывать к себе жалость?
Балашов: Не надо, не надо.
Максимовская: Не провоцировать, в общем...
Балашов: Не надо их провоцировать, да. Наоборот нужно стараться их успокоить. Что, да, мы спокойно себя ведем и все.
Максимовская: То есть вот такие голливудские классические сценарии, когда герой-пассажир один оказывает сопротивление воздушным пиратам, всех побеждает, это, в общем, только в кино, конечно.
Балашов: В общем-то, да. Это большей частью в кино, потому что одному человеку, понимаете, не зная сколько этих террористов, справиться сложно. Тем более, что пассажиры, конечно, зависит от них, не вооружены, им нечем бороться, просто голые руки и все. То есть у них забрали багаж, у них забрали все. Ну что, женщина будет дамской сумочкой драться?
Максимовская: То есть, главная мысль: даже если кажется пассажирам, что террористов всего двое, все-таки помнить о том, что может быть и трое, и четверо.
Балашов: Совершенно верно.
Максимовская: И ни в коем случае никакой самодеятельности?
Балашов: Ни в коем случае, да. Вести себя покойно, сидеть на своем месте и никуда. Но могут быть какие-то естественные там потребности воды, там, или еще что-то. Но это уже работа бортпроводницы или бортпроводников.
Максимовская: Вот есть информация о том, что сейчас террористы, которые угнали этот самолет - чеченцы по национальности. Ведутся ли спецслужбами какие-то разработки того, как вести переговоры в таких конкретных случаях: когда известно какой национальности террористы и какие в принципе могут быть выдвинуты требования?
Балашов: В принципе, здесь можно сразу обозначить какие требования будут. Это просто из нашего опыта: мы знаем, что, первое - это они могут сейчас потребовать выдачи пленных чеченцев, которые находятся под следствием, под судом и так далее, это одно из требований. И деньги. Как правило, вот те мотивы и те причины, которые они выдвигают. Я не знаю, насколько они патриоты своей родины и так далее. И в зависимости от этого, может быть, им не нужны деньги: `а освободите вот этих, вот этих заключенных`. Как правило, террористы из арабских стран требуют: `освободите вот этих, вот этих и так далее`. То есть в `Альфе` есть достаточны квалифицированные, я бы сказал даже больше, подготовленные люди, которые в зависимости, естественно, тоже от национальности, от психологии смотрят человека, которые ведут переговоры. И не знаю, в Саудовской Аравии будет, конечно, им сложнее, потому что нужен будет переводчик и хороший психолог.
Максимовская: Вообще, насколько я понимаю, все-таки есть уже какие-то сценарии того, сколько по времени вести переговоры и когда наступает такой момент, когда необходимо идти на штурм?
Балашов: Что касается сценариев: сценарии есть, но все зависит, я еще раз говорю, от того, какое подразделение будет действовать. Что касается `Альфы`, я могу на 99% сказать, что по этому самолету есть все сценарии, есть всё, есть переговорщики.
Максимовская: И нынешнее спецподразделение `Альфы`, если получит разрешение на вылет, если приступит к этой операции, то можно не сомневаться, что все будет проведено квалифицировано?
Балашов: У меня никакого сомнения нет абсолютно, что все будет бескровно и все будет квалифицированно сделано.
Максимовская: Ну что ж, я благодарю вас, Олег Александрович, что вы пришли к нам сегодня в прямой эфир нашей программы. Итак, напоминаю, что сегодня гостем программы `Герой дня` был ветеран спецподразделения `Альфа` Олег Балашов.
15.03.2001
1994-2004, Национальная
служба новостей
http://nvolgatrade.ru/