Группа компаний Нидан, один из крупнейших производителей соков в стране, решила заняться ритейлом. Первые четыре торговых центра появятся в родном для компании Новосибирске. Участники рынка считают, что Нидан выбрал верное направление для инвестиций, так как рентабельность сокового рынка снижается.
Группа компаний Нидан, основанная в Новосибирске в 1998 г., владеет тремя заводами по производству соков в Подмосковье, Новосибирске и на Украине и двумя молочными заводами в Новосибирске. Оборот группы в 2003 г. составил, по собственным данным компании, около $170 млн. По данным агентства Бизнес-Аналитика, в первом полугодии 2004 г. Нидан занимал 7,2% российского рынка соков.
Как рассказала Ведомостям исполнительный директор ГК Нидан Ольга Еремеева, группа открыла новое бизнес-направление девелопмент и ритейл, в рамках которого займется строительством торговых центров в регионах. Ритейл - быстрорастущий сектор экономики, а крупных игроков в регионах пока нет, - объясняет решение акционеров Еремеева. По ее словам, первые гипермаркеты будут построены в Новосибирске: в ближайшие 2-3 года там планируется открыть 3-4 торговых центра. Первый из них может быть открыт уже в середине 2005 г. Этот город нам ближе, мы его лучше знаем, - говорит Еремеева.
Объем инвестиций на этом этапе составит $30-40 млн, источники финансирования проекта она не раскрывает. Могу лишь сказать, что средства на ритейл не будут отвлекаться от других бизнес-направлений компании, - говорит Еремеева.
Пока группа займется лишь строительством торговых центров. Вопрос о том, будет Нидан управлять сетью самостоятельно или для этого привлечет другие компании, находится в процессе обсуждения. Сейчас группа ищет подходящие участки в Новосибирске и утверждает название для сети.
Владислав Кочетков, консультант компании Магазин готового бизнеса, говорит, что сегодня инвестиции в торговую недвижимость очень выгодны и Нидан принял правильное решение. После раскрутки проекта они смогут продать свою сеть какому-нибудь московскому ритейлору на 20-25% дороже, - полагает консультант.
По мнению директора крупнейшей новосибирской сети гипермаркетов Холидей-Классик Алексея Захарова, емкость новосибирского рынка позволит вместить еще около 10 торговых центров. Холидей-Классик, в свою очередь, также торопится занять перспективную нишу: компания планирует открыть три супермаркета до конца года и еще 12 в будущем году, говорит Захаров. Гендиректор инвестиционной компании Лэнд (владеет сетью Холидей-Классик) Николай Скороходов добавляет, что всего в течение двух лет группа вложит в развитие ритейла $30-50 млн.
Российские производители молока и сока в последнее время все чаще обращают внимание на другие отрасли. Так, по словам директора по PR ОАО Лебедянский Александра Костикова, в апреле акционеры компании вложили $4 млн в выпуск слабоалкогольных коктейлей Trax. Темпы роста сокового рынка начали снижаться, производители ищут ниши для диверсификации бизнеса, - говорит Костиков.
А совладельцы Вимм-Билль-Данна Давид Якобашвили, Сергей Пластинин и Гавриил Юшваев решили заработать на спасении людей от пожаров. Партнеры вложили $30 млн в производство специальных капюшонов, которые защищают людей от ядовитых газов.
Ведомости
01.09.2004
www.sostav.ru
Антон Сарайкин, Екатерина Долгошеева, Юлия Дрокова