Эксклюзив
26 сентября 2013
3989

Ольга Подберезкина: Россия и АТР во втором десятилетии XXI века

... уже сегодня раздаются голоса, что, мол, скоро
"объективно" встанет вопрос о том, что национальный
суверенитет не должен распространяться на ресурсы
глобального значения[1]

В. Путин, президент России

В контексте многовекторной внешней политики Российской
Федерации важное и всевозрастающее значение имеет
Азиатско-Тихоокеанский регион, что обусловлено
принадлежностью России к этому динамично развивающемуся
району мира, заинтересованностью в использовании его
возможностей при реализации программ экономического
подъема Сибири и Дальнего Востока, необходимостью
укрепления регионального сотрудничества в сфере
противодействия терроризму, обеспечения безопасности
и налаживания диалога между цивилизациями[2]

Концепция внешней политики России


Позиции России в АТР во многом предопределяются уровнем и темпами развития ее восточных регионов. Этот тезис - принципиально важен, ибо нельзя развивать отношения между "абстрактной" Россией, где регионы Сибири и Дальнего Востока приходят в упадок, и странами АТР, географически расположенными в непосредственной вблизи от этих регионов. Причем в этих странах АТР идет уже несколько десятилетий процесс стремительного развития, естественным результатом которого является усиление влияния стран и региона в целом мире.

В этой связи представляется единственно правильным рассматривать не только Россию, но и значительную часть Евразии как часть АТР. Соответственно справедливо и обратное утверждение - часть АТР является частью Евразии.

При таком подходе стратегия евразийской интеграции России должна учитывать фактор АТР в таком же приоритетном порядке, как, например, и фактор ЦА. Учитывая же, что АТР уже превратился в самостоятельный центр силы, за контроль над которым борются США и Китай, Россия обязана радикально укрепить свои позиции в этом регионе для того, чтобы, как минимум, перейти из статуса региональной державы региона в статус самостоятельного центра силы в регионе.

Очевидно, что сделать быстро это невозможно. Необходимо, чтобы отдельные факторы государственной мощи и влияния в этом регионе - военный, экономический, демографический, финансовый и т.д. - смогли не просто развиваться опережающими темпами, но и взаимно усиливать друг друга. При этом некоторые факторы необходимо выделить особо в качестве самых приоритетных. Это, прежде всего:

- опережающее развитие восточных регионов России, причем не только сырьевой ориентации, но, прежде всего, глубокой переработки. По сути нужна новая программа индустриализации Сибири и Дальнего Востока;

- форсирование развития транспортной инфраструктуры - железных и автомобильных дорог, аэропортов, морских портов и сопутствующих ей производств. Так как невозможно заселить и освоить всю территорию, то необходимо сконцентрировать усилия на ключевых, стратегических направлениях, от которых зависит будущее место России в АТР;

- усиление военного и в целом силового присутствия России на Дальнем Востоке, где потенциалы США и Китая сегодня превосходят российские в десятки раз. Речь идет по сути о том, чтобы главным сделать не западное, как сегодня, а восточное направление военной политики и национальной безопасности, включая перебазирование частей, поставку новейших ВВТ, развертывание оборонных производств и т.д.

- наконец, развитие партнерских отношений со странами АТР, прежде всего, АСЕАН, Китаем, Японией и Индией, которую нередко также относят к региону АТР. В последние годы в этом направлении были сделаны определенные шаги по реализации новой, "восточной" политики, которые однако качественным поворотом не назовешь.

Вместе с тем они свидетельствуют, что движение началось.

В 2012 году была одобрена "дорожная карта" торгово-экономического сотрудничества Россия-АСЕАН. В 2013 году принята рабочая программа по реализации "дорожной карты". Это будет уже конкретный план наших дальнейших действий, со сроками и исполнителями. В России рабочая программа была проработана со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, деловыми и научными кругами, затем обсуждалась со всеми десятью странами - членами Ассоциации в формате консультаций старших должностных лиц Росси-АСЕАН.

Деловой совет Россия-АСЕАН, он фактически возобновил свою работу год назад в новом качестве: теперь в него входят порядка 20 компаний. И он действительно работает, проводит мероприятия и инициирует проекты.

Так, в 2013 году на полях Петербургского международного экономического форума был организован Деловой форум Россия-АСЕАН, в котором приняли участие более 250 человек, в том числе 50 представителей частного и государственного сектора стран АСЕАН.

Планируется проработать инициативу Делового совета о создании специального фонда поддержки инвестиционных проектов на территории АСЕАН и России.

В Брунее имели место министерские консультации Восточноазиатских саммитов (помимо асеановской "десятки" в них участвуют: Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. - Ред.).

Восточноазиатские саммиты (ВАС) - это более молодое, но уже очень значимое в создаваемой региональной архитектуре объединение, ядром которого является АСЕАН. К странам ВАС относится 55% населения мира и порядка 56% совокупного ВВП. Они формируют около 24% товарооборота российской внешней торговли: в прошлом году наш взаимный товарооборот был около 200 млрд долл. США.

Я расцениваю наше участие в мероприятиях ВАС как еще одно "окно возможностей" для наращивания нашего экономического присутствия на азиатских рынках, как ресурс для интеграции в региональные экономические процессы, - считает А. Улюкаев.

Форум, начинавшийся с чисто дискуссионного формата, динамично эволюционирует к попыткам запуска крупномасштабных совместных экономических проектов. И в этой ситуации нам важно не упустить момент, вовремя подключиться к интересным инициативам.

Страны ВАС действительно очень разные, но этим формат по-своему уникален. К тому же, в партнерах по ВАС мы наблюдаем конструктивное стремление к сотрудничеству. В консультациях министров участвуем уже второй раз и видим, что ведется настойчивый поиск новых путей взаимодействия в экономической плоскости[3].


___________________

[1] Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. 2012. 20 февраля. С. 1.

[2] Концепция внешней политики России. Утверждена Указом Президента РФ. 12 июля 2008 г. / Эл. ресурс: "Президент России". 2013. 18 февраля / http://президент.рф

[3] Кукол Е. Океан не очень Тихий // Российская газета. 2013. 21 августа. С. 2.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован