Атаев З.В., Эльдаров Э.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
Дагестанский государственный университет
Ах, будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Н. А. Некрасов
Всегда есть люди, личности, которые остаются в исторической памяти народа. В новейшей истории Дагестана и России достойное место вправе занять Евгений Александрович Гвоздев, истинный гражданин и патриот, который многое сделал для прославления наилучших человеческих качеств и сближения народов. Он нашел для этого свой собственный путь - через покорение морей и океанов.
Евгению Гвоздеву принадлежат два невероятных мировых достижения, которые золотыми буквами вписаны в историю яхтинга и парусного спорта. Это уникальные путешествия вокруг света в одиночку на маленьких прогулочных яхтах, совершенно не предназначенных для продолжительных плаваний в открытом океане. Неприспособленность этих судов к морской стихии компенсировалась колоссальной волей и несгибаемым духом того, кто вел их в дальнее многолетнее плавание - капитана Е.А. Гвоздева.
Первое путешествие он совершил на шветрботе класса "микро" длиной 5,5 м. Это судно, согласно существующим инструкциям, предназначено лишь для плаваний в маленьких закрытых водоемах при минимальном волнении. Кругосветка длилась немногим более 4-х лет с 1992 по 1996 гг. А мог Гвоздев и не вернуться из нее: в августе 1995-го на его яхту "Лена" напали сомалийские пираты, спасся капитан чудом. На его же глазах пираты устроили голосование - убить или отпустить. Обобрав до нитки, отпустили - восемью голосами против шести.
Второй заплыв вокруг света, также длившийся 4 года, с 1999 до 2003 гг., Евгений Гвоздев совершил на совсем крохотной яхте, 3,7 м длиной. Ее строительство завершилось на балконе квартиры мореплавателя. Это судно вообще не поддается классификации с точки зрения безопасности морского путешествия. Оно подходит лишь для учебных плаваний детей в маленьких водоемах типа махачкалинского озера Акгель. Кстати, это самая маленькая яхта, которая прошла через Магелланов пролив. В мире нет людей, которые могли бы совершить нечто подобное. Будучи пенсионером, он шел вокруг света в одиночку, без какой-либо международно-правовой, финансовой, да и элементарной моральной поддержки со стороны государственных и дипломатических служб. Он шел практически без денег, с расчетом, что коллеги-яхтсмены из зарубежья или капитаны встретившихся на пути российских судов ему помогут. В итоге - целый список уникальных рекордов! Но главное достижение, которое возводит имя Евгения Гвоздева в ранг истинного героя России, - он первый российский кругосветчик, который стартовал с российской территории и финишировал на территории своей родины. Ни в царской России, ни в СССР никто до Гвоздева в одиночку не совершал подобного. Мы знаем, что первым россиянином, обошедшим на яхте вокруг света, был Федор Конюхов. Но он стартовал с территории Австралии, плыл на фешенебельной яхте зарубежного производства и финишировал в порту той же далекой от России страны. Поэтому трудно однозначно сказать, чей это рекорд - российский или австралийский.
В свое третье кругосветное плавание отважный дагестанский мореход Евгений Александрович Гвоздев отправился 20 сентября 2008 г. из черноморского порта Новороссийск. Подаренная ему за полгода до этого новая яхта имела длину 5,5 метров и, по сравнению с "Саидом", как отмечал Гвоздев, была почти крейсером. Назвал он ее "ГЕТАН-II" - по первым буквам имен членов своей семьи. Также называлась и его самая первая самодельная яхта, на которой он до своей первой кругосветки многократно вдоль и поперек пересекал Каспийское море.
Перед выходом в третье кругосветное плавание капитан Гвоздев написал участникам интернет-форума "Катера и Яхты": "Никогда еще, выходя в большое плавание, моя яхточка не была так отлично подготовлена и укомплектована. Передайте, что высоко ценю оказанную мне помощь. Если б не было моей ветки в данном форуме, вряд ли все это бы могло произойти. Большое человеческое спасибо всем вам, ребята!" [http://katera.ru/forum].
Нужно отметить, что наиболее содержательный материал по третьему, последнему походу Евгения Гвоздева вокруг света в настоящее время сосредоточен на именной форумной ветке этого знамени-того яхтсмена, которая была создана на сайте "Катера и Яхты" в 2003 г. Несомненно, в скором времени выйдут в свет книги об этом великом путешественнике и удивительном человеке. Так, уже подготовлена к изданию книга "Тайны трех океанов" Олега Санаева, обязательно выполнит свой долг в плане литературной обработки и публикации огромных материалов о своем деде Ирина Александровна Гвоздева. Но пока, еще раз подчеркнем, основным источником информации о жизни и морских путешествиях Евгения Александровича является указанная форумная ветка на сайте "КиЯ".
Дискуссии на этом форуме по поводу последнего плавания начались задолго до его начала: фактически с первого поступившего от Евгения Александровича сигнала о намерении им в третий раз покорить мировой океан. Сам же Е.А. Гвоздев стал участником этого форума в самом конце 2005 г. Его участие в дискуссиях выразилось главным образом в виде ответов на многочисленные вопросы яхтсменов со всего мира. Но нередко и Гвоздев становился инициатором разговоров на самые разные темы, касающиеся как развития яхтинга вообще, так и осуществления собственных плаваний в частности.
Отметим, что участники форума очень внимательно следили за всеми высказываниями Е.А. Гвоздева не только о его путешествиях, но и ходе подготовки к предстоящему плаванию, быте, семейных и прочих проблемах отважного капитана. Они задавали массу вопросов, практически затрагивая каждую организационную и техническую детали из его мореходного опыта. И вот, наконец, приходит сентябрь 2008 г. - время выхода Евгения Гвоздева в свой третий и последний кругосветный поход. Искренней человеческой радости и восхищения форумчан нет предела. Оперативное использование Googl-овских космических снимков и разнообразных картографических материалов интернета позволило веб-друзьям Гвоздева проследить фактически за каждым километром движения морехода и за погодными условиями плавания, быть в курсе каждой его остановки в портах, маринах или открытом море. Когда же телефонные сообщения Евгения Александровича вдруг прекратились, следящие за его плаванием тут же забили тревогу. Ими стали предприниматься экстренные меры по установлению контактов с дипломатическими службами как России, так и Италии, карабинерами и простыми жителями поселка Остия, возле которого организовал последнюю стоянку наш герой. Всех интересовал один вопрос: что произошло там, в Средиземном море, с их дорогим Санычем. Не будь многочисленных знакомых и незнакомых для Гвоздева друзей-форумчан, известие о времени и месте его гибели у берегов Италии вряд ли бы дошло до России так быстро. Без четких организационных усилий "мозгового центра" форумной ветки "Дважды вокруг света", стихийно сложившегося из наиболее активных и преданных web-друзей капитана, не было бы оперативных действий по опознанию, а затем и возвращению на родину из Италии тела погибшего российского морехода. В словах соболезнования, высказанных многочисленными участниками форума, ощущается глубокая скорбь, равная горю в связи с потерей очень близкого человека. Один из них (2nd floor) заметил: "По форуму видно, сколько душ затронул Евгений Александрович. А значит, человек прожил не зря. Светлая память!"
Читая на веб-страницах соболезнования из разных концов света, начинаешь осознавать ту огромную роль, которую способен играть интернет в духовном сближении людей на земле.
Далее представляем материалы форумной ветки "Дважды вокруг света" с ее 107-й по 120 страницы, в которых нашел отражение период с 18 сентября по 10 декабря, т.е. с момента отплытия Е. Гвоздева из Новороссийского порта до того дня, когда пришло официальное известие из Италии о гибели российского яхтсмена.
Из текста были исключены отдельные сообщения, не имеющие прямого отношения к плаванию нашего героя. В некоторых случаях осуществлена орфографическая и грамматическая правка текста.
http://dagestan.rgo.ru/files/2010/11/Trudy-GORD-2008.pdf